Цели урока: выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела; введение такой характеристики вещества, как плотность, выяснение физического смысла плотности; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Плотность вещества"»
Тема урока: «Плотность вещества»
Цели урока:
-обучающая: выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела; введение такой характеристики вещества, как плотность, выяснение физического смысла плотности; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
-развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
-воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объема).
Демонстрации:
взвешивание двух цилиндров равного объема, но изготовленных из разных веществ.
Взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объем.
Ход урока
1.Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Слайды№1-2
2.Актуализация опорных знаний (7 мин.)
Слайды№1-2
Фронтальный опрос
1 Как определить массу тела?
2 Что характеризует масса?
3 В каких единицах измеряется масса?
4 Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
5 Как найти объем тела неправильной формы?
Слайд№3
Вопрос 1
Что общего и чем отличаются рисунки?
Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения.
Слайд№4
Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ
3. Основная часть. Изучение нового материала (25 мин.)
Слайд№5
Вопрос 2
Что общего и чем отличаются приборы, изображённые на рисунках слайда?
Слайд№6
Вопрос 3
Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?(см. слайд)
Слайд№7
Вопрос 4
Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга?(см. слайд)
Демонстрация 1 : взвешивание двух цилиндров равного объема, но изготовленных из разных веществ.
Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.
Учитель: Почему так происходит? От чего зависит масса тела? Ваши гипотезы…
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит от объема тела, от рода вещества, но не зависит от формы тела.
Слайд№8
Учитель: Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1см3).
Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?
Слайд№11
Вопрос 6
Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?
Слайд№12
Что вы можете сказать об отношении масс и плотностей данных тел?
Демонстрация 2 : взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объем.
Вывод о зависимости массы от объема тела, причем эта зависимость – прямая пропорциональность.
Слайд№13
Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?(см. слайд)
Работа с таблицами плотностей по учебнику.
Что показывает плотность вещества?
Слайд№14
Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе.
Но нет правил без исключения!Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.
Слайд№15
Учитель: Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.
Ареометры применяются для измерения:
плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;
плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;
плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.
4. Закрепление изученного материала (10 мин.)
Слайд№16
Вопросы для закрепления
1.Что показывает плотность?
2.Что означает запись: «Плотность гранита 2600кг/м3»?
3.Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?
4.Два кубика из золота и серебра имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?
5.Зависит ли плотность воды от её объёма?
6.Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?
7.Объём чего больше: 1 кг ваты или 1 кг стальных скрепок?
Слайд№17
Решение задач для закрепления
1.Брусок металла имеет массу 26,7 кг и объём 3 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?
2. Объём свинцовой дроби 0,2 см3. Какова её масса?