Это урок изучения нового материала, позволит не только ввести понятие плотности, но даст возможность продолжить формировать ключевые компетенции учащихся: умение анализировать, сравнивать результаты фронтального эксперимента, обобщать и делать выводы, Закрепление материала позволит выявить уровень усвоения материала и умение применять полученные знания на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Плотность вещества" »
Министерство образования и науки РФ
Филиал МБОУ Токаревской средней общеобразовательной школа №2 в д.Чичерино
Токаревского района
Тамбовской области
Автор: Л. А. Егорова, учитель физики
Чичерино
2012
Тема урока: Плотность вещества. 7 класс, автор учебника А.В.Перышкин
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: ввести понятие плотности вещества.
Задачи:
Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объёма.
Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать интерес к физике как к науке экспериментальной.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование: таблицы плотностей веществ; на каждой парте: весы ученические, разновесы, два тела равного объёма, два тела равной массы, штангенциркуль.
План урока.
Организационный момент. Цели, задачи урока.
Мотивация знаний.
Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к восприятию новой информации.
Проверка выполнения заданий, оказание помощи отстающим, и подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
1. Постановка перед учащимися целей и задач урока.
2. Мотивация знаний
Послушайте следующее стихотворение:
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?
Молодцы ребята. Было высказано много мнений и все они правильные.
Это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Я надеюсь, ребята, что сегодняшний урок также будет открытием, причем к этому открытию вы придете сами.
3. Актуализация знаний. Приступив к изучению физики, мы познакомились с одной из форм существования материи – веществом. Все вы помните – из вещества состоят все физические тела. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе.
а) Каково строение вещества? б) Назовите агрегатные состояния вещества. в) Чем обусловлена возможность существования одного и того же вещества в трёх различных состояниях? г) Каким образом вы могли бы узнать объём тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения? д) Умеете ли вы определять массу тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения?
4. Изучение нового материала.
Каждое тело имеет свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения; масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит.
Проведём небольшое исследование (к демонстрационному столу приглашается ученик, он проводит небольшое исследование на демонстрационном столе, остальные ребята – самостоятельно, за своими партами): перед вами штангенциркуль и два шарика (диаметры шариков равные) – серого и зелёного цвета, – определите объёмы тел (т.к. учащиеся ещё не знают формулу нахождения объёма шара, они оценивают объёмы шариков по равенству их диаметров). При помощи весов сравните массы тел, сделайте вывод.
Т.к. тела изготовлены из металла и пластмассы, серый и зелёный шарики соответственно, школьники легко приходят к выводу:тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.
(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):
V1 = V2; тела изготовлены из разных веществ: m1 m2.
Продолжим наши исследования, для следующего опыта возьмем два цилиндра (опыт за демонстрационным столом выполняется следующим учащимся, остальные ребята – на своих рабочих местах): перед вами два цилиндра, вы легко узнаёте материалы, из которых они выполнены – дерево и пластилин. Сравнивая диаметры (диаметры цилиндров равные) и высоту цилиндров, они оценивают объёмы тел: V1 V2. При помощи весов сравните массы тел, сделайте вывод.
Т.к. тела изготовлены таким образом, что их массы равны, ребята приходят к выводу: тела, имеющие равные массы, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы.
(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):
m1 = m2; тела изготовлены из разных веществ: V1 V2.
Чем это можно объяснить? - Разные вещества имеют разнуюплотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1 см3).
Как же найти плотность вещества?
Произведения m•V для разных слитков оказываются различными, другое дело отношение m/V – оно оказалось практически одинаковым для всех ситуаций; видимо, отношение m/V есть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику. Этой характеристике вещества и дали название “плотность вещества”.
И так, чтобы найти плотность вещества, необходимо массувещества разделить на объём:
! Физическая величина, численно равная массе вещества в единице объёма, называется плотностью данного вещества.
Можно ли измерять плотность кроме в Чаще применяется
Преобразуем значение плотности, выраженное в в
Что означает эта величина? Что за вещество имеет данную плотность? – учёные экспериментально рассчитали плотности веществ и создали таблицы “Плотности веществ”, в нашем учебнике – стр. 50. Вещество, о котором говорилось выше – медь.
Давайте проверим, верно ли наше предположение относительно алюминия (необходимо найти в таблице “Плотности веществ” плотность алюминия и сравнить с рассчитанными значениями).
5. Первичная проверка понимания изученного материала
Цель: проверить первичное понимание материала
1.Что такое плотность вещества?
2. Что означает запись
3. Лёд, вода, водяной пар – одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике “Плотности веществ”). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны?
4.Запишите формулу для расчета плотности.
6.Этап закрепления учебного материала
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Для закрепления и углубления полученных знаний используются задания, позволяющие применить теоретические знания на практике.
1. Чему равна плотность:
а) воздуха, если 1м3 его имеет массу 1,29 кг? б) воды, если 1л её имеет массу 1 кг?
2. Определите объём:
а) 7800 кг стали; б) 19,3 г золота.
7. Проверка выполнения заданий, оказание помощи отстающим, и подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
§ 21, упр. 7 (1,2,3). Предлагаю желающим попробовать свои силы в составлении ребусов и кроссвордов по теме “Плотность вещества”.