конспект урока по физике в 7 классе "Плотность вещества"
Конспект урока по физике в 7 классе "Плотность вещества"
Конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему "Плотность вещества". Урок дает общие представления о плотности вещества, численно равной массе единице объема и способе определения этой физической величины, а также позволяет развивать интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; формировать понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Формитровать у учащихся представлений физическо картины мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по физике в 7 классе "Плотность вещества" »
Конспект открытого урока
7 класс
Тема «Плотность вещества»
Цели урока:
Оразовательные:
Дать общие представления о плотности вещества, численно равной массе единице объема и способе определения этой физической величины.
Развивающие:
Развивать интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности. Формировать понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Формитровать у учащихся представлений физическо картины мира.
Воспитательные:
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группах.
Основные понятия: 1.Плотность вещества
2. Ее обозначение
3. Формула плотности
4. Единицы измерения плотности
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, обсуждение демонстрации.
Оборудование: весы, разновесы, тела одинаковой массы, но разного объема, цилиндры одинаковой массы, но разного объема, цилиндры одинакового объема, но разной массы, мензурка.
Ход урока.
Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы. Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим пройденный материал и задает вопросы.
Учитель- Что такое физическое тело?
Ученик- В физике каждое из окружающих нас тел принято называть физическим телом (ручка, листок, капля воды и т.д.)
Учитель- Из чего состоят физические тела?
Ученик- Все то из чего состоит физическое тело называется веществом.
Учитель- Какие свойства тел вам известны?
Ученик- Имеют форму и объем.
Учитель- Как определить массу тела?
Ученик- На практике массу тела можно узнать с помощью весов.
Учитель- Как узнать объем тела?
Ученик- На практике объем тела можно узнать с помощью измерительного цилиндра
Учитель- Какие вещества вы знаете?
Ученик- Железо, медь, резина, пластмасса.
Далее учитель мотивирует учащихся учебной работой. Учитель рассказывает начало легенды об ученом и царской короне.
Царь Гиерон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущенно мастеру золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми материалами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в нем примесь.
И просит класс помочь Архимеду решить задачу царя. Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?
Ученики- Массу вещества, объем тела.
Учитель готовит итог высказывания: нужно знать массу вещества в единице объема. Т.е. класс вместе с учителем ставит цель урока.
Работа над изучением материала: учитель дает классу задание: сравните массы и объемы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. (Объемы равны, а масы разные).
Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: дем онстрирует тела(цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задает вопрос классу:
-Что вы можете сказать об объемах тел?
-Почему, по вашему мнению, объем алюминиевого цилиндрабольше латунного?
Выдвижение гипотезы: Учащиеса говорят: 1см3 этих веществ имеет разную массу.
Экспериментальная проверка гипотезы:
Учитель- Как в этом убедиться?
Учащиеся- Надо определить массы обоих цилиндров и их объемы, а потом рассчитать массу 1см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.
Учитель- Как определить массы и объемы тел?
Учащиеся- Массы-с помощью весов, объемы-посредством мензурки.
Затем выполняют опыт, делают вывод: у алюминия и латуни массы 1см3 вещества разные.
Развитие полученной информации(вывода):
Учитель-Почему все результаты в ряду 1 получились одинаковыми?
- Почему похожая картина наблюдается у учащихся 3 ряда?
-Почему результаты 2 ряда отличаются от результатов 1 и 3 рядов?
Учащиеся делают вывод: у одинаковых веществ масса 1см3 одинаковая, у разных – различная; следовательно, масса 1см3 вещества может служить характеристикой вещества(одной из многих)
Введение понятия «плотность»(определение, обозначение, формула, единица плотности).
Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ.
Учащиеся записывают в тетрадь это определение и обозначение плотности.
Учитель задает классу вопрос: как определить плотность вещества?
Учащиеся- надо массу вещества разделить на объем.
Все записывают формулу ρ=m/V.
Учитель предлагает продолжить опыты:
-1 ряд (каждый ученик) определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1см3 этого вещества;
-2 ряд (каждый) находит на основе измерений стальных брусков разных размеров массу 1см3 этого вещества;
-3 ряд (каждый) работает с пластмассовыми кубиками и находит массу 1см3 этого вещества.
Учащиеся выполняют опыты.
Учитель просит сравнить результаты и сделать выводы.
Задает вопросы:
- В каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение?
-Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л и т.д.
Учитель- Как вы объясните свои предложения?
Учащиеся дают пояснения.
Упражнения (воспроизведение знаний, на понимание материала, на применение знаний):
Учащиеся отвечают на вопросы:
-Что такое плотность?
-По какой формуле плотность определяют?
-Что означают записи: плотность керосина равна 800кг/м3, стекла – 2,5 г/см3, ртути – 13,6 кг/л?
-Чему равна плотность а) воздуха, если 1 м3 имеет массу 1,29 кг? Б) воды, если 1 л имеет массу 1кг?
-Чему равна масса а) 1м3 фарфора, б) 1см3 свинца, в) 1дм3 керосина?
-три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите: какой из них имеет наибольшую массу; наименьшую. Почему?
- В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Ваше указание: для какой жидкости нужно взять больший сосуд.
Подведение итогов:
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
-Что нового они узнали на уроке?
-О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?
-Как помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?
Организация работы дома:
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебникам А.В. Перышкина или М.М. Балашова, §21; ответить на вопросы в конце параграфов, составить план и рассказ о физической величине «плотность».