kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Кипение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с явлением кипения; научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории; рас­смотреть физические особенности кипения.

воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;

развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Кипение"»

Дата__________________

Класс: 8

Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования.

Цели:

ознакомить учащихся с явлением кипения; научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории; рас­смотреть физические особенности кипения.

воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;

развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.


Демонстрации: наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе; кипение воды при повышенных и пониженных давлениях.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: словесный, практический

Модули: ИКТ, диалоговое обучение, учет возрастных особенностей, лидерство в обучении, работа с талантливыми и одаренными, оценивание для бучения и оценивание обучения, критическое мышление.


Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала

Работа в группах. Создание ментальной карты по теме: «Кипение».

Материал для учащихся.

Парообразования и кипения тесно связаны, сначала нужно напомнить основные особенности процесса испарения:

во-первых, испарение жидкости идет при любой температуре;

во-вторых, молекулы жидкости покидают ее лишь с поверхности. При этом процесс испарения сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости ее темпера­тура должна неуклонно уменьшаться.

Но есть еще один вид парообразования.

Работа в группах создание интеллектуальной группе по теме «Кипение» Это - кипение.

Очень удобно показать зарождение этого процесса при нагревании воды в широкой колбе.

При этом можно заметить на дне и стенках колбы в начале нагрева ма­ленькие пузырьки воздуха: при нормальных условиях в воде много раство­ренных газов. По мере нагрева давление в этих пузырьках увеличивается за счет увеличения скорости движения молекул, и объем пузырьков растет.

По ходу демонстрации опыта учитель задает вопрос:

-Какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром,

когда он находится внутри жидкости? С ростом объема пузырька выталкивающая сила Архимеда, действую­щая на него, увеличивается, и пузырек начинает всплывать. На поверхно­сти воды пузырек лопается, и пар из него уходит в воздух. Мы наблюдаем процесс кипения.

Кипение - процесс парообразования, происходящий по всему объе­му жидкости при постоянной температуре.

2. Температура, при которой происходит кипение, называется температурой кипения. Для воды при нормальных условиях она равна tK = 100 °С.

Учитель задает вопросы:

- Почему в процессе кипения температура остается постоянной?

- На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении? Легко понять, почему при кипении температура воды остается постоян­ной: все количество теплоты от горелки уходит на поддержание внутрен­ней энергии кипящей жидкости - ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости.

3. Далее учитель может показать очень яркий опыт, демонстрирующий
кипение воды, например, при 70 °С.

Для этого опыта из колбы с водой, нагретой до этой температуры, начи­наем при помощи насоса Комовского откачивать воздух. Через некоторое время вода внутри колбы начинает бурлить - начнется процесс кипения.

Объяснение этому явлению следующее: при уменьшении давления воз­духа над поверхностью воды воздушным пузырькам легче всплывать. По­этому они это делают при меньшей температуре. Именно поэтому высоко в горах, на высотах 6000-8000 м мы не сможем сварить суп или кусок мяса. Температура кипения на таких высотах 70-50 °С. Температуру кипения можно и увеличить. Это можно сделать при помощи автоклавов - мощных котлов, в которых создают избыточное давление. При этом воду можно заставлять кипеть при температуре 200-350 °С. Автоклавы используют для стерилизации медицинских инструментов.

На том же принципе работают и «скороварки» - кастрюли с плотно прилегающей крышкой. За счет давления пара над водой создается давле­ние до 200 кПа и вода кипит при / = 110-120 °С.

Повышая давление, мы понижаем температуру кипения. Именно на этом принципе работают холодильные аппараты.

Некоторые сложные жидкости, например, нефть, состоят из различных фракций с различными температурами кипения. При нагревании нефти путем выпаривания можно разделять ее на составные части (мазут, бензин).

Любой процесс испарения идет с понижением внутренней энергии жидкости. Поэтому, как только прекращается доступ энергии для кипящей жидкости, процесс испарения посредством кипения прекращается.

Так как кипение идет при постоянной температуре, то вся энергия идет на сообщение жидкости такой энергии, при которой пузырьки с паром могли подниматься вверх.

Опытным путем было установлено, что при нормальных условиях для превращения 1 кг воды в пар при температуре кипения нужно 2,3 МДж энергии. Для превращения 1 кг эфира в пар нужно 0,4*106 Дж энергии.

Под удельной теплотой парообразования г понимают то количество теплоты, которое необходимо для превращения в пар 1 кг жидкости при температуре кипения.

[г] = Дж/кг.

Для различных жидкостей значения удельной теплоты парообразования определены и являются табличными величинами.

При решении задач можно пользоваться таблицей 12 учебника или таблицей 9 сборника задач по физике (В. И. Лукашик).

Зная значение удельной теплоты парообразования, легко найти количество теплоты, которое идет на превращение в пар жидкости.

Для определения количества теплоты в этом случае можно использовать следующую формулу:

Q = rm.

Очевидно, что если пар конденсируется, то в окружающую среду выделяется количество теплоты, равное: Q = rm

Знак «-» указывает на то, что вещество отдает тепло. При этом пар пре-вращается в жидкость, которая имеет такую же температуру, которую имел пар при конденсации. Конденсация, как и испарение идет при постоянной температуре.

Закрепление изученного материала.

Если в конце урока остается время, можно коллективно разобрать ряд простых задач по изученной теме:

Какая из жидкостей - вода, ртуть или эфир - кипит при самой низкой температуре?

В каком агрегатном состоянии находится при нормальном дав­лении спирт при 100 °С и вода при 100 °С?

Что обладает большей внутренней энергией: вода при темпера­туре 100 °С или ее пар той же массы при той же температуре?

Решение задач.

1. 3 кг льда, взятого при -20°С, нужно нагреть до ки­пения и испарить. Сколько для этого потребуется те­плоты? Изобразите процесс графически.

2. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0°С впущен пар при температуре 100°С. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает?

3. В сосуд с водой, взятой при 0°С, впустили 1 кг пара при 100°С. Спустя некоторое время в сосуде устано­вилась температура 20°С. Сколько воды было в со­суде? Теплообмен с окружающей средой отсутствует.

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание

VI. Рефлексия

Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

Какие понятия должны запомнить?

Что понравилось на уроке? Почему?

Что не понравилось?















































Лист оценивания.

Изучение нового материла

Критерии оценивания флипчата:

1.наглядно- 3 балла

2.доступно- 4 балла


Закрепление

Ответили на все вопросы -5 баллов

Решили задачи упр.17 №1,2,3,4 -8 баллов


Итого:

17-20 баллов оценка - «5»

13-16 баллов оценка - «4»

9-12 баллов оценка - «3»

1-8 баллов оценка - «2»




Индивидуальный лист самооценивания:

Ф.И. ученика____________________


этап урока

количество баллов

итого за этап урока

итога за урок

изучение нового материала




Закрепление






Индивидуальный лист самооценивания:

Ф.И. ученика____________________


этап урока

количество баллов

итого за этап урока

итога за урок

изучение нового материала




Закрепление






Индивидуальный лист самооценивания:

Ф.И. ученика____________________


этап урока

количество баллов

итого за этап урока

итога за урок

изучение нового материала




Закрепление








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Кипение"

Автор: Кочутова Гульмира Амангалиевна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока по теме "Кипение" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kipieniie"
    ["file_id"] => string(6) "102269"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока физики в 10 классе по теме "Газовые законы" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-fiziki-v-10-klassie-po-tiemie-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "104931"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770855"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока физики "Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-fiziki-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "100573"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402384822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paroobrazovaniie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "177274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424613741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока "Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128550"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415534724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства