- Краткая аннотация урока: Данный план–конспект урока предназначен для проведения урока по физике в 7 классе общеобразовательной школы и используется для объяснения нового материала.
- Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный
- Тема: «Архимедова сила»
- Тип урока: изучение нового материала
- Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.
Форма организация работы детей: урок - объяснение нового материала.
Форма организация работы учителя: объяснение новой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов.
Технологические особенности:
- урок проводиться с использование компьютера и интерактивной доски.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска и проектор.
Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
- работа с «конспектом» занятием,
- запуск на компьютере презентации урока «Архимедова сила» и полное управление им с поверхности доски,
- работа с графическими и видеоматериалами,
- выход в Интернет и просмотр сайтов,
- нанесение комментариев поверх отображаемых на лоске материалов.
Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР:
• Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 187117)
• Видеоролик «Измерение Архимедовы силы ( № 187269)
• Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( №187215)
• Формула «Сила Архимеда» ( № 186827)
• Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы» (№187150)
• Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» ( № 187276)
• Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело (№103368)
• Выталкивающая сила, действующая на кубик, прикреплённой ко дну сосуда ( №102994)
• Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 187200)
• Подборка задач «Архимедова сила» ( № 187039)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: http://class-fizika.narod.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Архимедова сила" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Архимедова сила
Краткая аннотация урока: Данный план–конспект урока предназначен для проведения урока по физике в 7 классе общеобразовательной школы и используется для объяснения нового материала. - Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный - Тема: «Архимедова сила» - Тип урока: изучение нового материала
Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.
Форма организация работы детей: урок - объяснение нового материала.
Форма организация работы учителя: объяснениеновой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов.
Технологические особенности: - урок проводиться с использование компьютера и интерактивной доски. Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска и проектор.
Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски: - работа с «конспектом» занятием, - запуск на компьютере презентации урока «Архимедова сила» и полное управление им с поверхности доски, - работа с графическими и видеоматериалами, - выход в Интернет и просмотр сайтов, - нанесение комментариев поверх отображаемых на лоске материалов.
Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР:
Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 187117)
Видеоролик «Измерение Архимедовы силы ( № 187269)
Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( №187215)
Формула «Сила Архимеда» ( № 186827)
Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»(№187150)
Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» ( № 187276)
Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело (№103368)
Выталкивающая сила, действующая на кубик, прикреплённой ко дну сосуда ( №102994)
Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 187200)
Подборка задач «Архимедова сила» ( № 187039)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: http://class-fizika.narod.ru
Описание урока:
Цель урока: изучить закон Архимеда Задачи урока:
образовательная– продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;
развивающая– формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
воспитательная– воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды жидкостей (вода, солевой раствор воды и масло), два стеклянных сосуда, компьютер, проектор и интерактивная доска.
Структура урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные,
личностные
1
Организационный момент
Вступительное слово учителя
2
Умение слушать и вступать в диалог
2
Постановка учебных проблем
Сообщение. Опыт.
Беседа о проблемной задаче по будущей теме урока .Задает учащимся наводящие вопросы.
Участвуют в беседе с учителем, .отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради.
3
Поиск и выделение необходимой информации
Постановка цели учебной задачи
Уметь слушать и вступать в диалог .Коллективное обсуждение проблем ,смыслообразование
Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» ( № 187276)/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f3a59b01-dbf1-42dd-8203-917140c68b9d/view/
Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело (№103368)/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/df88a402-a5c4-88cc-8d3b-e0e239d50c37/view/
Выталкивающая сила, действующая на кубик, прикреплённой ко дну сосуда ( №102994)/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c16dd419-c0d1-2396-a97a-7e808e8e0493/view/
Комментирует, направляет работу учащихся
Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.
23
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
9
Контроль полученных знаний
Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 187200)/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c6831235-e9af-4f2e-ab8c-67a98cafce62/view/,
обобщение ответов учащихся.
Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания.
10
Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция
Самоопределение с целью получения наивысшего результата
10
Подведение итогов урока
Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке.
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке.
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.
Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока
5
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Умение слушать и вступать в диалог.
Личностное самоопределений
11
Домашнее задание
http://fcior.edu.ru/card/6694/zakon-arhimeda.html
Задает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание
2
ХОД УРОКА
Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе
Проблемная ситуация: Человек издавна пытался увидеть невидимое, услышать неслышимое, объяснить необъяснимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями
Опыт «Почему одно яйцо плавает, а другое тонет?
В большинстве случаев можете предсказать как явления закончатся. Например , предскажите, чем закончатся следующие события:
если маленький мячик утопить в воде ,то…;
если резиновый шар наполнить лёгким газом, то…;
если погрузиться в воду, то…;
если опустить в воду стальной шарик, то…;
если опустить в воду деревянную щепку, то …
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним. Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит. Скажите, почему так происходит?
Наверное на эти тела действует какая-то сила
Верно. Эта сила называется, выталкивающей или архимедовой.(так как именно Архимед первым рассчитал её). Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради «Архимедова Сила»
2. Этап. Изучение нового материала Учитель.А кто скажет, что общего у этих явлений, которые мы наблюдали? Учащиеся. Все они плавают. Учитель. Давайте посмотрим опыт «Откуда появляется Архимедова сила» (№ 187117)
Здесь мы наблюдаем, что на погружённое в жидкость тело действует сила давления жидкости, причём она различна на различных глубинах.. Измерим эту силу (Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 187215) Почему показание динамометра уменьшается?
Учащиеся. Потому что показание динамометра в воздухе и в жидкости разное.. Учитель. Давайте посмотрим ещё опыт (Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 186827). Что мы наблюдаем? Учащиеся. Жидкость, налитая обратно в ведёрко, привело динамометр в первоначальное положение. Учитель. Какой вывод можно сделать? Учащиеся. Сила, действующая на погружённое в жидкость тело, уравновесилась с массой воды в ведерке, равной по объёму телу.
Учитель. Как поведет себя тело, если воду заменить другой жидкостью? Демонстрация: «Яйцо в солёной воде плавает, а пресной – тонет»
Учащиеся. Значит, выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. Учитель. Делаем лодочку из алюминиевой фольги и помещаем в воду. Он не тонет. Сомнём лодочку и опыт повторяем. Почему тело утонуло? Учащиеся. Уменьшился объём тела. Учитель. Значит, на погружённое в жидкость тело действует сила, которая зависит от плотности жидкости и объёма тела. Демонстрация (Формула «Сила Архимеда» ( № 187150)
Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела. F=ρж gVт(Учащиеся записывают в тетради формулу).
Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.
3. Применение Выталкивающей силы в быту, природе, технике Учащиеся. Приводят примеры (резиновый мяч плавает в воде, при купании в озере мы чувствуем, что вода нас выталкивает, плавают суда на реках, льдины плавают в океане и т.д.)
4. Этап закрепления материала Учитель. Повторим изученное.
1.Два одинаковых тела плавают в разных жидкостях так, как показано на рисунке. Плотность, какой жидкости больше?
2.Изменится ли равновесие весов в опыте, если тела опустить в воду? В какую сторону, почему?
Итак, архимедову силу можно вычислить по формулам: Fa=ρжgV; Fa=Ро-Р
5 этап. Подведение итогов 1 урока
Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы
Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни .
6. Изучение нового материала
Учитель. На данном уроке мы будем решать задачи на вычисление Архимедовой силы. Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы» (№187150)
Учащиеся. Записывают задачу в тетрадь. Учитель. Используя схему решения задачи, рассчитайте выталкивающую силу, действующую на погружённое в жидкость тело. Учащиеся. Подставляют данные в задачу и получают разные результаты в зависимости от различных параметров (Делают записи в тетрадях). Учитель. Решите следующие задачи: Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело ( №103368)
Выталкивающая сила, действующая на куб, прикреплённого ко дну сосуда (№102994)
7.Контроль полученных знаний Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 187200),
Обобщение и проверка ответов учащихся. 8. Итоги урока Учитель. На данном уроке мы познакомились с решением задач на нахождение Архимедовой силой. спасибо за работу. Записываем домашнее задание. Подборка задач «Архимедова сила» ( № 187039) Обязательное: изучить § 49 и решить задачи. Дополнительное: Подумайте, почему плавают тела в жидкости, а воздушный шар поднимает человека в не
Список используемой литературы
В.А. Волков «Поурочные разработки по физике 7 класс», Просвещение, 2010 год
Интернет – ресурсы http://school-collection.edu.ru