kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме "Изучение архимедовой силы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспект урока физики в 7 классе по теме "Изучение архимедовой силы" и дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности. Данный урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов второго поколения в системно - деятельностной парадигме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме "Изучение архимедовой силы" »

Дидактический разбор урока физики в 7 классе

по теме: «Изучение архимедовой силы»

методом рефлексии профессиональной

деятельности педагога



Конспект урока.

Тема урока Изучение архимедовой силы.

Тип урока Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости.

Развивающая: установить от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила; выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости.

Воспитательная: в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента в физике.

Деятельностная: формировать у учащихся умение самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов.

Задачи урока:

  1. Сделать вывод от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая сила; при каком условии тела в воде не тонут.

  2. Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметные результаты).

  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личный результат).

Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор.

Оборудование для учащихся: сосуд с водой, динамометр, набор грузов, небольшое тело.

Литература для учащихся: А.В. Перышкин Физика 7 класс. Учебник, М.: Дрофа, 2014; В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.

Ход урока.

Этап урока. Развивающие задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что на тела, находящиеся в жидкости или газе действует выталкивающая сила. Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы? Как доказать, основываясь на законе Паскаля, существование силы, действующее на тело, погруженное в жидкость?

Учащиеся отвечают на вопросы.

2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Давайте сформулируем тему и цель нашего урока с тем, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. Я запишу на доске тему и цель урока, предложенную вами.

Учащиеся формулируют тему урока «Изучение архимедовой силы». И цель «Опытным путем обнаружить действие выталкивающей силы и установить от каких факторов она зависит, выяснить условия плавания тел».

3. Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Как можно на опыте определить, с какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила? Как называют эту силу

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся предлагают план исследования, который позволит ответить на вопрос.

4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Согласно плана исследования начнем с опытов по обнаружению выталкивающей силы, затем разделимся на пять групп для выяснения от чего зависит выталкивающая сила и при каких условиях тело плавает.

Учащиеся вспоминают правила по охране труда.

5. Открытие нового знания. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Определите вес данного вам тела в воздухе Р1; определите вес этого же тела в воде Р2; сравните результаты и сделайте вывод. Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?



Как можно найти величину выталкивающей силы?



Задание первой группе:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на тела. Сравните плотности тел и архимедовы силы. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

Задание третьей группе:

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде, масле. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе:

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

Задание пятой группе:

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.

Задание первой и второй группам:

Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

Задание третьей и четвертой группам: задание аналогично предыдущему, но стелами, плавающими в воде.

Задание пятой группе: Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.

Учащиеся выполняют задание и объясняют результат.


Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.

Чтобы найти выталкивающую силу надо из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы.






































По окончании опытов учитель на доске, а учащиеся в тетрадях делают записи:

ρт ρж – тело тонет

ρт = ρж – тело плавает

ρт ж – тело всплывает

6. Первичное закрепление знаний. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: выполняем № 609, 610, 613, 614 устно.

Учащиеся выполняют задания.

7. Самостоятельная работа. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Выполняем письменно № 639.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

8. Включение знаний в систему. Развитие познавательных УУД.

Учитель: Давайте ответим на вопрос, как заставить тело плавать?

Учащиеся отвечают.

9. Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Давайте вспомним, на какие вопросы мы хотели ответить на нашем уроке.

А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке:

Достигли мы цели урока?

Что сумели повторить?

Какие новые знания повторили?

Учащиеся отвечают, что архимедова сила зависит от объема тела и от плотности жидкости и не зависит от формы тела и плотности тела.

10. Домашнее задание.

Прочитать § 52 учебника, подготовиться к ответу на вопросы в конце параграфа.

Для желающих: подготовьте презентацию по следующим темам: «Условия плавания тел», «Физические явления указывающие на существование выталкивающей силы».




Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности.

Дидактическое требование

Способы реализации требований на уроке

1. Мотивация обучающихся.

Я задала учащимся проблемный вопрос о том, как доказать существование выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Они предложили свои гипотезы, а я в свою очередь предложила провести несколько экспериментов, чтобы проверить их гипотезы. Таким образом личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в работу.

2. Целеполагание.

Обозначив проблемы своего исследования, учащиеся сформулировали тему урока и цель урока. Я предложила им план исследований, которые смогли бы их привести к достижению цели. В качестве показателя достижения цели урока мы использовали результаты выполнения задач, решенных на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения этих заданий учащиеся сделали вывод о том, что цель урока достигнута.

3. Включение обучающихся в самостоятельную работу по поиску знаний.

Поисковая работа заключалась в том, что учащиеся провели ряд экспериментов в группах. После получения результатов каждая группа отчиталась о своей работе и сообщила свои выводы.

4. Формы межличностного взаимодействия.

На моем уроке проходила преимущественно групповая работа.

5. Включение обучающегося в самостоятельную деятельность.

Во время урока обучающимся предлагалось решить расчетную задачу самостоятельно. В процессе решения задачи учащиеся могли поднять руку и проконсультироваться, правильно ли они выполняют задание.

6. Принцип психологического комфорта.

Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся. Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте или любой товарищ по группе, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью.

7. Творческий элемент урока.

Творческое домашнее задание к следующему уроку. Желающим учащимся предложено подготовить презентацию по следующим темам: «Условия плавания тел», «Физические явления указывающие на существование выталкивающей силы».

8. Рефлексия деятельности учащихся, оценка полученного продукта.

В конце урока мы обратились к цели урока. Учащиеся проанализировали записи в тетрадях и сделали вывод на сколько они достигли поставленной цели.

9. Создание некоторого творческого продукта, как результата совместной деятельности.

Таким продуктом на моем уроке стала таблица с выводами, полученными в ходе эксперимента.

10. Итоговая рефлексия урока обращена к его цели.

Поставленные цели и задачи удалось решить в ходе урока. Показателем достижения цели служила высокая активность учащихся при самостоятельном решении поставленных задач.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме "Изучение архимедовой силы"

Автор: Кузнецова Ольга Алексеевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства