1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД. | Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что на тела, находящиеся в жидкости или газе действует выталкивающая сила. Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы? Как доказать, основываясь на законе Паскаля, существование силы, действующее на тело, погруженное в жидкость? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД. | Учитель: Давайте сформулируем тему и цель нашего урока с тем, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. Я запишу на доске тему и цель урока, предложенную вами. | Учащиеся формулируют тему урока «Изучение архимедовой силы». И цель «Опытным путем обнаружить действие выталкивающей силы и установить от каких факторов она зависит, выяснить условия плавания тел». |
3. Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: Как можно на опыте определить, с какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости? Чему равна эта сила? Как называют эту силу | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся предлагают план исследования, который позволит ответить на вопрос. |
5. Открытие нового знания. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: Определите вес данного вам тела в воздухе Р1; определите вес этого же тела в воде Р2; сравните результаты и сделайте вывод. Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? Как можно найти величину выталкивающей силы? Задание первой группе: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить. Определите архимедовы силы, действующие на тела. Сравните плотности тел и архимедовы силы. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела. Задание второй группе: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела. Задание третьей группе: Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде, масле. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости. Задание четвертой группе: Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела. Задание пятой группе: Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела. Задание первой и второй группам: Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают. Задание третьей и четвертой группам: задание аналогично предыдущему, но стелами, плавающими в воде. Задание пятой группе: Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности. | Учащиеся выполняют задание и объясняют результат. Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх. Чтобы найти выталкивающую силу надо из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде. После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы. По окончании опытов учитель на доске, а учащиеся в тетрадях делают записи: ρт ρж – тело тонет ρт = ρж – тело плавает ρт ж – тело всплывает |