Тема: Давление.
Цель урока: Усвоить понятие давления.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие давления и дать единицы измерения давления;
- научить решать простейшие задачи с применением формулы давления;
- проконтролировать следующие опорные знания (определение силы и единицы измерения, определение веса, силы тяжести, формулу для расчета силы тяжести).
Воспитательные:
- привести примеры, подтверждающие необходимость знаний о давлении в быту, технике;
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений;
Оборудование урока: груз, сосуд с песком, доски с вбитыми гвоздями, пластилин, веревка.
Структурные элементы
Организация начала урока. Мотивационный этап.
1) Учитель формирует цель урока
Сообщает, что с физическим явлением впоследствии названным «давление» человек столкнулся еще в глубокой древности. Наш наблюдательный предок заметил, что спать на мягких листьях приятнее, чем на твердых камнях, и протыкать шкуру острой иглой сподручнее нежели тупой. Когда выпадал глубокий снег, ходить становилось трудно, но наш предок обратил внимание, что при увеличении площади опоры можно распределить вес на большую поверхность и снег проваливается меньше. Так были изобретены снегоступы – прообраз лыж. Они походили на современную ракетку для тенниса, только без рукоятки.
Выявление имеющихся знаний, умений и навыков
Учитель: Проводит фронтальный опрос.
Вопросы классу:
- Что такое сила?
- Какие единицы силы вы знаете?
- Что называется весом тела?
- По какой формуле рассчитывают силу тяжести?
- В каком случае можно применять для вычисления веса формулу, по которой рассчитывают силу тяжести?
Работа над изучаемым материалом
Учитель. Задает вопрос: Как вы думаете, можно ли рукой произвести действия, хотя бы в несколько раз больше, чем оказывает тяжелый гусеничный трактор?
Сообщает, что ответ на этот вопрос связан с новой темой урока.
Проводит демонстрацию.
Предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
- Каковы силы действующие на опоры?
- Что вы можете сказать о площадях опоры?
- От чего зависит результат действия силы?
Систематизация и обобщение
Сообщает, что величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Записывает формулу давления и ее единицы.
[1Па]=[1Н/1м^2] основная единица давления.
Другие единицы давления
1кПа=1000Па, 1гПа=100Па
Организация работы дома
Задает вопросы по учебнику (стр 129).
Задача: На площадь 100см^2 действует сила 50Н. Определите давление, оказываемое этой силой.
P=F/S=50/0,0001=500000Па
Предлагает изучить §33 и решить задачи из упр №17(2,3), выполнить задание №15(2)