Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Давление в жидкостях и газах" »
Урок разработан в ТРКМ.
Физика 7 класс (35 урок)
Тема «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»
Задачи:
Рассмотреть физическое содержание закона Паскаля;
Развитие осмысленного чтения через использование приема «Инсерт».
Ход урока:
1 стадия «Вызов»
П: На прошлом уроке мы рассмотрели, как оказывает давление газ на стенки, дно и крышку сосуда. Вспомните, что мы выяснили?
У: Газ оказывает давление одинаково по всем направлениям, так как объясняется ударами молекул.
П: От чего зависит давление газа в сосуде?
У: От объема и температуры.
П: Рассмотрите рис. 92 уч-ка и выскажите свои гипотезы, идеи о том как давление газа передается, если его с одной стороны увеличить, например, перемещая поршень. Запишите свои предположения на листочках и все ваши идеи соберем в «корзину идей» (на доске)
Прием «Корзина идей»
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
П: Как вы думаете о чем же мы сегодня на уроке будем говорит?
У: О передаче давления газами.
П: некоторые свойства газов и жидкостей похожи, поэтому и жидкости будут передавать давление так же как газы. Записываем тему урока.
2 стадия «Осмысление»
А теперь давайте выясним, все ли ваши идеи верны. Сейчас вы будете читать текст учебника с. 85, п. 36.
Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
« – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После выполнения работы и заполнения таблицы обсуждаем таблицу.
П: Сформулируйте закон Паскаля. Давайте посмотрим опыт, описанный в учебнике. (Дем-ция опыта с шаром Паскаля).
3 стадия «Рефлексия»
Давайте подведем итоги.
- Подтвердились ли Ваши идеи, которые вы выдвигали до изучения темы? Почему?
- Понятна ли стала тема после ее изучения?
- Остались ли невыясненные вопросы?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Что было трудным на уроке?
Подвести итог я вам предлагаю в творческой форме. Есть такая форма стихотворения «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского «пять».
Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Составим синквейн по теме «давление».
Например:
Давление
Высокое, низкое
Изменяют, измеряют, изучают
Давление – физическая величина
Действие силы
Домашняя работа: п. 36, закон Паскаля выучить
Физика 7 класс (36 урок)
Тема «Давление в жидкости и газах»
Задачи:
Рассмотреть природу давления столба жидкости;
Развитие критического мышления, через использование приема «Корзина идей».
Повторение.
- Вспомнить, что такое давление, чем отличается давление твердых тел, жидкостей и газов.
- Как передается производимое на жидкость или газ давление? Сформулировать закон Паскаля.
- Что дописали дома в таблицы?
- Прочитайте свои синквейны.
Просмотр видиофрагментов из 1С:Образование 4. Школа.
1 стадия «Вызов»
- От чего зависит давление внутри газа? (От объема и температуры)
- А от чего зависит давление внутри жидкости? (Жидкость несжимаема)
Прием «корзина идей».
2 стадия «Осмысления»
Просмотр видиофрагментов из 1С:Образование 4. Школа.
- сформулировать выводы: от чего зависит давление внутри жидкости и от чего не зависит.
Решение качественных задач из задачника Лукашика № 471,474.
Вывод формулы давления внутри жидкости. Р=ρgh (анимация из 1С).
Решение задачи: Упр. 15 (1)
3 стадия «Рефлексия»
- Что было на уроке трудно?
- Что интересно?
- Что Вам понравилось?
Дома: п. 37,38 Упр. 15 (2)
Урок 38
Тема: «Атмосфера. Атмосферное давление»
Изучение нового материала (7 урок в теме «Давление»)
Цели:
Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.
Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей
Оборудование: сосуд с водой, 3 капилляра разного диаметра, трубка с поршнем, колба с пробкой, трубкой и шлангом, бутылка, яйцо вареное, спички, бумага.
Ход урока
Проверка усвоения знаний предыдущего урока (тест) – 5 минут
Стадия вызова – 10 минут
На прошлом уроке вам было предложено подумать: «Может ли однородная жидкость в сообщающихся сосудах быть не на одном уровне?» Выскажите свои соображения.
(Если ученики не назовут примеры таких явлений, показать два опыта: поднятие жидкости по капиллярам разного диаметра, уровни воды в трубке с крышкой и без крышки разные)
Демонстрация опыта: поднятие воды в трубке за поршнем. Как можно объяснить этот опыт? Тема сегодняшнего урока «Атмосфера. Атмосферное давление». Может эти понятия вам помогут объяснить опыт. (3 мин)
Прием: «Корзина идей» (7 мин)
Дети пишут идеи на листочках самостоятельно (2 мин)
Обсуждают идеи в парах и пишут понравившиеся на отдельных листочках по одной (2 мин)
«Сброс идей в корзину». Каждая пара поочередно называет идею и прикрепляет ее к магнитной доске в нарисованную корзину. (3 мин)
Этап осмысления. (25 мин)
Что такое атмосфера?
Что вы знаете об этом с уроков географии? (заслушать высказывания детей)
Ученик делает сообщение по теме «Атмосфера и ее значение» (Приложение 1)
Учащиеся слушают сообщение и составляют по 3 толстых и 3 тонких вопроса в тетради. (7 мин)
Например:
Толстые
Тонкие
1. Какое значение имеет атмосфера для планеты?
1. Что такое атмосфера?
2. Почему не все планеты имеют атмосферу?
2. Каков состав атмосферы?
3. Почему Земля имеет атмосферу?
3 На какие слои делится атмосфера?.
Эти вопросы будут использоваться на следующем уроке для устного взаимоопроса (например, «физический бой»).
Как же наличие атмосферы может объяснить опыт?
Прочитайте параграф 40 на странице 97 учебника и одновременно составьте схему «Рыбий скелет» (дается вопрос и схема). (8 мин)
Схема дается на экране (слайд компьютерной презентации через проектор):
Схемы составляют индивидуально, после чего фронтальное обсуждение и вписывание на ребра конкретных фактов, явлений и их обоснований и причин. После обсуждения на экране будет схема:
А теперь вернемся к нашей «Корзине идей». Выберите самую реальную, научную, из названных, идею, которая объясняет опыт. (Обсуждение идей) (5 мин)
Демонстрация опытов, которые так же можно объяснить существованием атмосферного давления: (5 мин) 1) «Достань монетку из воды, не замочив рук»; 2) фонтан; 3) всасывание яйца в бутылку.
Рефлексия ( 5 мин)
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Что было интересно, полезно, трудно, не понятно.
Оценки за урок
Сегодня основными понятиями были: атмосфера и давление. Составить по этим словам синквейн в группе, 1 группа (1 ряд 1 и 2 парты – атмосфера, 2 группа (2 ряд 1 и 2 парты) – давление. (Примечание: детей у нас мало, по 6-8 человек в классе). Прослушать синквейны, каждая группа читает поочередно по 1 строке.
Например:
Атмосфера
Воздушная, прозрачная
Защищает, давит, поглощает
Наличие атмосферы – одно из условий существования жизни
Воздушная оболочка
Давление
Атмосферное, гидравлическое
Передается, изменяется, измеряется
Давление – физическая величина
Действие силы
Домашнее задание: П. 40,41
- Прослушать прогноз погоды в течение 3 дней и отметить в тетради значение атмосферного давления. На следующем уроке вы узнаете, каким образом атмосферное давление измеряют.
- Показать родителям опыты, показанные учителем на уроке и объяснить их.
Приложение 1
Атмосфера и ее значение
Атмосфера это внешняя газовая оболочка Земли, которая начинается у ее поверхности и простирается в космическое пространство приблизительно на 3000 км. История возникновения и развития атмосферы довольно сложная и продолжительная, она насчитывает близко 3 млрд лет. За этот период состав и свойства атмосферы неоднократно изменялись, но на протяжении последних 50 млн лет, как считают ученые, они стабилизировались.
Но не все планеты имеют атмосферу. Например, на Луне нет атмосферы. Ученые предполагают, что раньше на Луне была атмосфера, но Луна не смогла ее удержать, так как ее гравитация мала, чтобы удержать атмосферу. Нет атмосферы и на Меркурии.
Какое же значение атмосфера имеет для планеты?
Следует отметить, что атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. Если бы атмосферы не существовало, то колебание суточной температуры на Земле достигло бы ±200 °С. Атмосфера является не только животворным «буфером» между космосом и поверхностью нашей планеты, носителем тепла и влаги, через нее происходят также фотосинтез и обмен энергии — главные процессы биосферы. Атмосфера влияет на характер и динамику всех процессов, которые происходят в литосфере (физическое и химическое выветривания, деятельность ветра, природных вод, мерзлоты, ледников).
СЛОИ АТМОСФЕРЫ
Атмосфера имеет слоистую структуру. От поверхности Земли вверх эти слои:
Границы между слоями не резкие и их высота зависит от широты и времени года. Слоистая структура - результат температурных изменений на разных высотах. Погода формируется в тропосфере ( нижние примерно 10 км: около 6 км над полюсами и более 16 км над экватором). И верхняя граница тропософеры выше летом, чем зимой.
Источник: http://starbolls.narod.ru/index.files/25n.htm с дополнениями автора урока.