Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1), эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.
Слушают высказывание.
Любое знание желательно добыть опытным путём
2. Повторение
(3 минуты)
Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1), которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях
А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).
Самостоятельно работают
Самопроверка.
3. Определение цели урока
(8 минут)
- А теперь обратите внимание на доску. (Слайды № 3,4, 5)
Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?
Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?
Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это – плотность. Слайд № 6
Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
А кто из вас слышал что-либо о плотности?
А какие цели мы должны перед собой поставить?
Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.
Обсуждают.
Выдвигают предположения.
Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму.
Масса, объем и род материалов
Будем изучать новую физическую величину-плотность.
Плотность воды и меда.
Записывают в тетрадях тему урока.
Называют цели
- узнать что такое плотность;
- узнать, как она обозначается;
- узнать от чего она зависит;
- узнать какие единицы измерения;
- узнать способы измерения.
4. Изучение нового материала
(13 минут)
Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы) Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5) с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы каждой группе.
При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами.
Какие выводы вы сделали? Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества
Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды № 8, 9, 10 – с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства
Читают задание по карточке.
Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.
Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения.
5.Закрепление изученного материала
(15 минут)
Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос:
1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?
А теперь откроем учебники на стр. 95, 96, перед нами таблицы плотностей различных тел.
1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.
2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?
3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?
Слайд № 14. Отвечаем на вопросы.
Отвечают на вопросы.
1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.
Работа по учебнику.
- Самая большая плотность, из таблиц, у золота, самая низкая у водорода.
- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.
- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.
1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м
2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.
4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия
(4 минуты)
Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)
А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.
Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
Записывают в дневник домашнее задание.
Заполняют анкету.
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
(4 минуты)
Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)
А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.
Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
Записывают в дневник домашнее задание.
Заполняют анкету.
Приложение
Таблица №1
Агрегатное состояние
форма
объём
твёрдое
жидкое
газообразное
Если изменяется качественное свойство, то ставим знак «+», если нет, то – «-»
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
6.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.
Слушают высказывание.
Любое знание желательно добыть опытным путём
2. Повторение
(3 минуты)
Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях
А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).
Самостоятельно работают
Самопроверка.
3. Определение цели урока
(8 минут)
- А теперь обратите внимание на доску. (Слайды № 3,4, 5)
Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?
Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?
Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это – плотность. Слайд № 6
Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
А кто из вас слышал что-либо о плотности?
А какие цели мы должны перед собой поставить?
Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.
Обсуждают. Выдвигают предположения.
Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму.
Масса , объем и род материалов
Будем изучать новую физическую величину-плотность.
Плотность воды и меда.
Записывают в тетрадях тему урока.
Называют цели
- узнать что такое плотность;
- узнать, как она обозначается;
- узнать от чего она зависит;
- узнать какие единицы измерения;
- узнать способы измерения.
4. Изучение нового материала
(13 минут)
Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы) Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5) с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы каждой группе.
При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами.
Какие выводы вы сделали? Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества
Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды № 8, 9, 10 – с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства
Читают задание по карточке.
Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.
Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения.
5.Закрепление изученного материала
(15 минут)
Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос:
1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?
А теперь откроем учебники на стр. 95, 96, перед нами таблицы плотностей различных тел.
1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.
2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?
3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?
Слайд № 14. Отвечаем на вопросы.
Отвечают на вопросы.
1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.
Работа по учебнику.
- Самая большая плотность, из таблиц, у золота, самая низкая у водорода.
- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.
- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.
1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м
2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.
4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия
(4 минуты)
Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)
А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.
Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
Записывают в дневник домашнее задание.
Заполняют анкету.
.
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
(4 минуты)
Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15)
А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте.
Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16)
1 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.
Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.
2 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.
Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.
3 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела). Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем.
4 группа: Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу.