kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики "Световые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока физики "Световые явления". Цели:  ввести понятие световых явлений; рассмотреть классификацию источников света; научить учащихся применять теоретические знания к решению задач; привить интерес и любовь к физике; воспитывать творческую личность.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Световые явления" »

Тема урока: «Источники и приемники света»

Цели: ввести понятие световых явлений; рассмотреть классификацию источников света; научить учащихся применять теоретические знания к решению задач; привить интерес и любовь к физике; воспитывать творческую личность.

Задачи урока:

Образовательная:

Формирование понятия световых явлений, характеристик, закономерностей;

Воспитательная:

Воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы, аккуратности, дисциплинированности;

Развивающая:

Развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;

Развитие монологической речи с использованием физических терминов;


Тип урока: Урок изучения нового материала


Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мотивация.


(слайд1) Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

Психологический тест.

Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

Скрестите руки на груди. Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.

Изобразите бурные аплодисменты. Ладонь какой руки у вас сверху?

Подведем итоги. У кого получились все «Л»? Вы соответствуете художественному типу личности. У кого все «П» - типу мыслителя. Большинство учеников вашего класса – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое (мыслители), так и образное (художники) мышление. Вот вы и познакомились с собой и друг с другом. Можно переходить к познанию внешнего мира.

2. Формулировка темы и цели урока.

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Слайд №2

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится.
За то куда б ты не попал, и по какой распутице
Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется!

Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Если речь идет об открытиях, то нас ждет интересная кропотливая работа. Каждый мыслящий человек задумывается, что там “за скорлупою неба”? Что происходит здесь на земле, внутри физических тел, которые нас окружают? Из чего состоят эти тела? Что такое природа? Эти вопросы волновали с давних времен людей, их влекло неведомое, они старались все глубже проникнуть в тайны природы. Изучая предмет, вы многим явлениям сможете дать научное объяснение. Вот и сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света,

Запишем тему урока.

(слайд3) Световые явления. Источники света.

Тема, которую мы начали изучать, настолько обширна, что её выделяют в раздел “Оптика”.

Вы слышали это слово? Что означает оно? Вот и мы с вами, блеснем сегодня своими знаниями, умом, эрудицией.

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом —
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Что же изучает оптика? (Световые явления)

Слайд № 4 Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.

Что же такое свет?

(5 слайд) Вопрос очень сложный. Недаром считается, что свет - самое тёмное пятно в физике.


Философы Древней Греции ответа не знали. Даже Архимед не дал объяснения, хотя и знал о законе отражения и успешно его применял.

(6 слайд)До 16 века многие философы считали, что свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы. Опровергнуть это утверждение оказалось очень сложно. Мы и сейчас говорим, что у человека глаза светятся.

Как же доказать, что свет в комнате не пропадает, когда мы из неё выходим? – (ответы учащихся-… фиксация с помощью видеокамеры.)


(7 слайд)Но были и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.

Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита.

Он считал, что свет – это поток частиц, обладающих определёнными физическими свойствами. Он писал: «Сладость существует как условность, горечь – как условность, цвет – как условность, в реальности существуют лишь атомы и пустота».


(8 слайд)Наконец, оказалось, что сразу две теории объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и подтверждаются экспериментами.


Сейчас ясно, что свет – это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту двойственность света называют дуализмом.

Запишем определение.

(9 слайд) Свет – видимое излучение.

На шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение – это очень узкий интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно? (ответы учащихся – … и да, и нет, информация, получаемая глазами разумно ограничена, мозгу было бы затруднительно перерабатывать большую информацию.)

Ответ не может быть однозначным, поэтому отложим его для рассмотрения на диспуте.


А сейчас рассмотрим вопросы, которые более понятны и объяснимы.

Сколько источников света вы можете назвать? (ответы учащихся - …солнце, лампа, огонь и др.).

(10, 11 слайд) Источники света могут быть естественными

Приведите свои примеры. (ответы учащихся- …солнце, звёзды, молния и др.)


(10,12 слайд) Источники света могут быть искусственными.

Приведите свои примеры. (ответы учащихся-…лампа, огонь, и др.)


(13-14 слайд) Искусственные источники света могут быть тепловыми и холодными, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения.

Приведите свои примеры.


Является ли Луна источником света? (ответы учащихся - ... нет.)

(15 слайд)Часто мы имеем дело с предметами, которые отражают свет, но сами источниками света не являются.


Рассмотрим опорный конспект. (16 слайд)

Какую новую информацию вы получили со слайда? - (ответы учащихся -…что представляет собой свет, источники света делятся на естественные и искусственные, то, что Луна светится и освещает окрестность ночью, однако источником света она не является)


(17 слайд)

Учитель: Почему мы видим источники света?

Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света,   книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.

Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?

Ученик: Точечные.

Точечный источник – это светящееся тело, размеры которого меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие. Примеры: (Ответ учащиеся находят в учебнике).

(18 слайд) Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

(19 слайд) Приемниками света называют устройства, которые реагируют на падающий свет, преобразуя его. (рассмотреть таблицу 1 на стр. 9)

3. Закрепление.

Решение задач

Л. 1484, 1485, 1486, (1487, 1488 устно)


4. (20 слайд) Какие новые знания вы получили? (ответы учащихся-…учащиеся работают со схемой, построенной в ходе объяснения материала, анализируют свои полученные знания)

Заключительное слово учителя. Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.

4. Итоги урока. (20 слайд)

1. Домашнее задание: 1)§1, 2) задания 1-4 письменно;3) подготовить доклад на тему «Лунное и солнечное затмения».

2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке, анализ их деятельности.

Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий.

Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока физики "Световые явления"

Автор: Бирюкова Анна Николаевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 157017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока физики в 9 классе "Физика вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokafizikiv9klassiefizikavokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "285661"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454232546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "конспект урока физики 8 класс по темеИсточники света. Приемники света. Закон прямолинейного распространения света. "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-fiziki-8-klass-po-tiemieistochniki-svieta-priiemniki-svieta-zakon-priamolinieinogho-rasprostranieniia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "116892"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412625795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок физики в 11 классе "Интерференция света""
    ["seo_title"] => string(50) "urok-fiziki-v-11-klassie-intierfierientsiia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "280848"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453442609"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Что изучает физика" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-izuchaiet-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "226605"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440390055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по физике «Повторение темы «Световые явления»» "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-fizikie-povtorieniie-tiemy-svietovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134511"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства