Урока физики в 11 классе по теме: «Интерференция света»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Ввести понятие интерференции света. Сформулировать условия возникновения интерференции двух волн. Примеры проявления в природе. Применение интерференции.
Задачи:
образовательные: продолжить формировать знания о волновой природе света. Ввести понятие интерференции, условия ее возникновения, продемонстрировать на опытах различные интерференционные картинки. Рассказать о применении этого явления в технике.
воспитательные: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.
развивающие: развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления; выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;
ТСО : компьютер, медиа-проектор, экран, классная доска, демонстрационное оборудование по оптике.
Используемая литература:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.Н., Физика, 11 класс, изд-во М., «Просвещение, 2010г.»
2. Волков В.А., Поурочные разработки по физике, 11 класс, М. «Вако» 2009.
3. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Физика 11 класс, методические материалы, М. «Илекса» 2005г.
Перечень используемых ЭОР
№
ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
2
«Школьный физический эксперимент. Волновая оптика» СГУ ТВ.
Презентация «Интерференция света»
Информационный
Информационный
Видеофрагменты
Презентация
Диск
Создан самостоятельно
№
Этап урока
Наглядные пособия
Классная доска
Экран
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный этап
Тема урока на доске
Цель: обеспечить оптимальные условия для проведения урока.
Взаимное приветствие
Проверка готовности к уроку;
проверка отсутствующих;
Сообщение темы урока : Интерференция света. Применение интерференции.
Цель для учеников: Подготовиться к восприятию нового материала.
Ученики открывают тетрадь, записывают дату и тему урока с доски
2
2
Актуализация знаний и проверка домашнего задания
ЭОР №1
Видеофрагмент сложения спектральных цветов
(2 мин.)
Цель: проверить подготовку учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала.
1. Дайте определение дисперсии света.
2. Покажите на опыте разложение белого света в спектр
3. Назовите диапазон длин волн видимого света
4. Какой свет называют монохроматическим
5. Почему в светофоре используется красный свет?
6. Объясните видеофрагмент.
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и объяснить увиденное.
Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку и выполнение домашнего задания.
Отвечают на вопросы. Ученик выходит к магнитной доске и проводит опыт.
Смотрят видеофрагмент и объясняют.
10
3
Изучение нового материала
ЭОР № 1
Интерференция света в тонких пленках. Кольца Ньютона.
ЭОР №2
Презентация «Интерференция света»
Цели для учителя:
Образовательные
1. Продолжить формировать знания о волновой природе света на примере интерференции.
Развивающие
1. Научить применять теоретические знания для объяснения практических опытов
2. Развивать логическое мышление и устную речь
Воспитательные
1. Показать роль эксперимента в изучении физики
Рассказ учителя об интерференции механических волн.
Трудности получения интерференционной картины от световых источников. Условия интерференции: когерентные источники, постоянная разность фаз.
Интерференция в тонких пленках.
Смотрим видеофрагменты.
Объяснение учителя интерференции света в тонких пленках, как результат сложения двух волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей пленки
Рассказ учителя о применении интерференции:
Интерферометры
Проверка качества обработки поверхности
Просветление оптики
Цель: Получить новые знания о явлении интерференции и ее применении.
Ученики слушают и записывают в тетрадь.
Ученики смотрят.
Слушают и смотрят.
Слушают и ведут конспект
20
4
Обобщение и закрепление полученных знаний
ЭОР №2
Развивающая цель:
1. Научить применять полученные теоретические знания.
2. Развивать логическое мышление, выявлять причинно-следственные связи и развивать устную речь.
Фронтальный опрос.
Что называется интерференцией света?
При каких условиях ее наблюдают?
Запишите условие образования интерференционных максимумов и минимумов.
Объясните интерференцию света в тонких пленках.
Приведите примеры практического применения интерференции света.
Проверочная работа. Учитель раздает карточки.
Учитель на экране показывает слайд с правильными ответами
Цель: закрепить полученные знания.
Ученики отвечают на вопросы.
Ученики выполняют задания.
Ученики проверяют и выставляют полученные баллы.
10
5
Подведение итогов, запись домашнего задания
Выставление оценок учащимся.
Критерии: активность, правильность и полнота ответов с учетом индивидуальных особенностей учеников, работа по карточке.
Указание к выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание:
§68, 69.
Для сильных учеников: почему просветленная оптика имеет фиолетовый оттенок в отраженном свете?
3
Вариант №1
Вариант №2
1. Что называется дисперсией света?
2. Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучения в вакууме, в стекле?
3. От чего зависит цветность световых волн?
4. Излучают ли обычные источники света когерентные волны?
5. В некоторую точку пространства приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода 1 мкм. Усиление или ослабление света произойдет в этой точке, если длина волны равна 500 нм, 480 нм?
1. Что называется интерференцией света?
2. Могут ли две разноцветные световые волны, красного и зеленого излучения, иметь одинаковые длины волн?
3. Как меняется частота фиолетового излучения при переходе луча из вакуума в воду?
4. Приведите примеры когерентных источников излучения.
5. В некоторую точку пространства приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода 2 мкм. Усиление или ослабление света произойдет в этой точке, если длина волны равна 500 нм, 450 нм?