1. Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Как настроение? 2. Учитель физики. Демонстрация №1. (яйцо, вода) Как заставить яйцо всплыть? Учитель физики: Как вы думаете? Как будет называться тема сегодняшнего урока. Я предлагаю вам назвать тему урока так. Тема: «Все ли тела плавают?». Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему занятия.
Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Какова цель нашего урока? Хорошо! Для этого мы заранее разделились по группам. Групп у нас будет 4. Три группы школьников и одна группа гостей. Выбираем капитана. Мы на прошлом уроке изучали Силу Архимеда. 1. Давайте вспомним, что это за сила? Хорошо. Давайте напишем у себя в тетрадях, как ее можно найти? 2.От чего зависит эта сила?
3.От чего не зависит эта сила? Давайте убедимся в этом на опыте №1. Но в начале вспомним технику безопасности при выполнении практической работы. Оборудование опыту №1: сосуд водой и подсолнечным маслом, динамометр, пластилин, картофелина, пробка, пенопласт. Задания к опыту №1: 1) Сравниваем силу Архимеда для случая: плотности тел разные, размер одинаковый; 2) Сравниваем силу Архимеда для случая: плотности тел одинаковые, объемы разные; 3) Сравниваем силу Архимеда для случая: плотности тел одинаковые, формы разные; 4) Сравниваем силу Архимеда для случая: плотности жидкостей разные, тела одинаковые;
Учитель физики: Т.О., Сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема тела. Представим себе, что тело находится в жидкости. На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Рассмотрим, что будет происходить с телом под действием этих сил. На столах находятся много разных тел. Какие тела тонут, всплывают и находятся в равновесии? На какое из тел действует большая сила Архимеда? Попробуйте определить. Т.е. не все тела плавают? Давайте выведем условия плавания тел. Задания к опыту №2. У вас на столах находятся листы с заданиями и оборудование для эксперимента. (капсулы с песком, сосуд с водой). 1 группа – когда тело всплывает, 2 группа – когда находится в равновесии, 3 группа – когда тело тонет. а) если Fт больше Fа, то тело будет опускаться на дно, тонуть; б) если Fт меньше Fа, то тело будет подниматься из жидкости, оно всплывает. Пока тело будет двигаться, будучи полностью погруженным в жидкость, архимедова сила будет оставаться неизменной. Как только тело достигнет поверхности и появиться над ней, эта сила будет становиться все меньше и меньше. Всплытие прекратится, когда архимедова сила станет равной силе тяжести; в) если Fа равна Fт, то тело будет плавать на любой глубине, находясь в равновесии (то есть будет оставаться в покое).
Учитель физики: Давайте убедимся в том, что условия плавания тел используется и в живой природе. Учитель биологии: Летом все мы любим купаться, но не все умеют плавать, некоторые из нас при входе в воду начинаем тонуть. Как сделать так, чтобы человек мог не тонуть, используя условие плавания тел. Презентация учащихся по теме: “Плавание животных и растений ” - Рыбы - Водоплавающие птицы - Паук-серебрянка. - Водные растения. Учитель биологии: Таким образом, и в живой природе используется условие плавания тел. Давайте, в форме «Кетч ми» оценим полученные знания.
Учитель физики: Давайте вернемся к началу урока. Как заставить яйцо всплыть? Демонстрация №2. (яйцо, соленая вода) Действительно, яйцо в соленой воде всплывает Оценки: Самооценка учащихся. Давайте, капитаны команд поставим оценки группе. Д/З. Продумайте, как сделать аналог подводной лодки с иллюстрацией ее всплытия и погружения. Спасибо за урок. До свидания. |