Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)
Задачи урока:
Образовательные:
– формируем умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы;
– объясняем отличие человека от других объектов живой и неживой природы
Воспитательные:
– воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;
– формируем умение работать в парах, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
- воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
- Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»
-Как вы думаете, почему?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.
«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.» (Слайд 1)
III.Постановка учебной задачи.
- Человек – это часть живой природы, вы уже многое знаете о нем. Расскажите, что вам известно (строение его тела, умение воспринимать и запоминат, бегать, прыгать.)
-Скажите, а у кого есть еще такие похожие признаки? (животных) (Слайд 2)
Как вы считаете, человек отличается от животных? Докажите.
Эксперт №1 ( у нас на уроке присутствуют эксперты. Они готовясь к уроку прочитали много литературы, провели время за компьютером, узнали много нового и интересного)
-Что отличает людей от животных? Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак заключается в том, что он существо общественное и разумное. Благодаря этому люди создали особый мир — современные постройки, научные центры, города, дороги, фабрики, заводы, проложили путь в космические дали. Ни одно животное не способно создать чертёж, рисунок, проект. Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает постоянным разумом и способностью решать сложные умственные задачи.
(Слайд 3)
Над этим вопросом люди задумывались очень давно.
Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так :
« Человек – это двуногое животное без перьев».
Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:
«Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».
- Ребята, давайте из всего сказанного сформулируем тему нашего урока? (Ответы учащихся.)Чем человек отличается от животного
Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 4)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Сейчас вы проведете исследование и выясните, какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в группах:
1 группа будет находить умения, присущие только человеку.
2 группа - умения, присущие животным. В работе можете пользоваться статьей из учебника на с.91-92.
Карточка «Оцени себя» (зелёный- справился, жёлтый -есть затруднения, красный- ошибся)
Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.
--Посмотрите на доску и сравните результат. Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо, умеющее говорить, решать сложные умственные задачи). (Слайд 5)
Оцените себя.
Физминутка (аэробика) Слайд 6
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф. (учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает) (Слайд
- Фрагмент какого мультфильма вы смотрели?
-Все вы, наверное, помните историю Маугли, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».
Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.
Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.
- А что Маугли умеет делать так же, как и люди?
Ответ: «Маугли в сказке ведёт себя как человек» (Он существо прямоходящее. При таком способе передвижения освобождены руки, и человек может держать предметы и производить разную работу. Человек Маугли и дикие животные жили по одним справедливым законам джунглей, но даже в этой среде человек оказывается могущественнее всех в джунглях: он царь вселенной.)
Слово экспертам №2 (подготовленные дети) Горынина
-Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.
-Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?
Ответ детей: Конечно, нет. Он ведь впитывал ту «науку», которой его обучали окружающие его звери: мальчик-волк начинает понимать язык птиц и змей, значение каждого шороха в траве, каждого движения в листве. Он учится лазать по деревьям, как пантера, плавать, как рыба, и прыгать по ветвям, как обезьяна.
-Почему вы не владеете этими навыками? Почему умеете читать, писать, размышлять, говорить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек...(Ответы учащихся)
- Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному.
Эксперт 4
Даже самое современное животное — человекообразная обезьяна не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путем многолетних занятий с ней не увенчалось успехом. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врожденный инстинкт. ( слайды )
Какой сделаем вывод.
Отличием человека от животного является способность мыслить.
Работа с учебником. (стр.103) Что значит мыслить?(ответ найдём в учебнике, прочитаем)
VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Работа в тетради. (стр 28)
Тест
(слайд )
Оцените себя.
Как ты понимаешь эти стихотворные строки?
Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла…
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся
-Как вы понимаете данные строчки? - Скажите, может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
-
- Ребята, как вы думаете в наше время можем мы встретить Маугли?
- На самом деле были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.
Сейчас ребята нам нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (Слайд )
VII.Рефлексия
Работа в парах.
Чтобы подвести итог всему сказанному и ответить на вопрос обратимся к кластеру.
-У вас на партах лежит часть кластера, заполните её.
Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.
(Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить)
Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд15)
Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познаёт мир.
Сегодня на уроке: (Слайд )
Я узнал …..
Я научился…
Мне понравилось ….
Я бы хотел ….
Новые знания мне пригодятся…..