kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики по теме "Реактивное движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           Тема: «Реактивное  движение. Ракеты.»

Тип урока: развитие критического мышления на уроках физики.

Используемые приемы: чтение с остановками; обращение к личностному опыту; работа с таблицей «З-Х-У»; сочинение синквейна, разгадывание загадок, решение задач.

Цели урока: познакомиться с особенностями и характеристиками реактивного движения, историей его движения.

Задачи урока:

познакомить с понятием реактивного движения на основе закона сохранения импульса; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей, литературой, астрономией;

способствовать развитию чувства гордости за свою Родину;

ознакомить с опытами изучения реактивного движения.

Оборудование: воздушный шарик, сегнерово колесо, ракета, насос, плакат с изображением осьминога.

                                                               Ход урока :

I. Вызов.

- Прочитайте тему урока.(Реактивное движение. Ракеты.)

- О чем-то говорит ли вам  первое название? А второе? Как вы думаете взаимосвязаны ли между собой эти понятия? Запишите тему урока.

 Отгадайте загадку. Чудо – птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)

- Ребята, а что вы знаете о ракетах?

- Где видели ракеты?

- Что еще хотите узнать о ракетах?

- Сегодня при изучении новой темы мы с вами будем заполнять таблицу: сейчас мы заполним с вами столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»

Вывод: каждый учащийся озвучивает свою цель  урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1)Ракеты применяется при запуске космических аппаратов, орбитальных станций, ИСЗ.

2)Ракеты применяются в военной технике.

1) Каково назначение ракет.

2) Строение ракет.

3) Принцип действия ракеты.

4) От чего зависит скорость ракеты.

5) Принцип движения ракеты.

6) Преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми.

7) Как осуществляется посадка космического корабля?

8) Изобретатели и создатели ракет.

1) Надутый воздушный шарик движется по закону сохранения импульса.

2) Реактивное движение, это движение при котором от тела отделяется и движется какая – то его часть. В результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.

3) Примеры реактивного движения: сегнерово колесо; движение осьминогов, медуз, каракатиц;

семян бешеного огурца; ракета.

4) Ракета состоит из полезного груза(космический корабль), приборного отсека, двигателя(камера сгорания, насосы, топливо с окислителем, сопло).

5) Скорость ракеты зависит от скорости выхода струи газа.

6) Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.

7) Чтобы остановить ракету её разворачивают на 180 º, чтобы сопло оказалось впереди, тогда выбрасывающийся из ракеты газ сообщает ей импульс, направленный против скорости её движения.

8) К.Э.Циолковский, С.П.Королев.

  II. Смысловая стадия.

1.- Ребята, открываем параграф 23. Сейчас вы будете самостоятельно изучать текст параграфа, для этого возьмите простые карандаши и по ходу чтения делайте пометки:

«V» -  я знаю, «+» - узнаю, «-» - думаю иначе, «?» - не понял.

Но при чтении мы будем делать остановки. Поэтому сейчас начинаем читать стр. 82- стр. 83 1 абзац. Кто прочитал , поднимите руки.

- Сформулируйте понятие импульса.

- Сформулируйте закон сохранения импульса.

- Основываясь на законе сохранения импульса объясните, почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него сжатого воздуха?

- Проведем опыт с шариком. Запишем в таблицу вывод.

2. Стр. 83 2 абзац.

- Как называется движение шарика?

- Запишем в таблицу вывод.

3. Стр. 83 3 и 4 абзацы.

- Приведите примеры реактивного движения.

- Проведем опыт с сегнеровым колесом и на  рисунке рассмотрим движение осьминога.

- Запишем в таблицу вывод

4. Стр. 83 5 абзац.

- Что применяют для космических полетов?

- Запишем в таблицу вывод.

5. Стр.83 6 абзац, стр. 84  1, 2, 3 абзацы.

- Каково назначение ракеты? Это мы знали.

- Каково устройство ракеты ?

- Зачем нужно сопло?

- Запишем в таблицу вывод.

6. Стр. 84  4, 5, 6 абзацы.

- С какой целью увеличивают скорость истечения газов из сопла?

- Как это можно показать с помощью закона сохранения импульса?

- Проведем опыт запуска ракеты.

- Запишем в таблицу вывод.

7. Стр. 84 6, 7 абзацы.

- Какая ракета изображена на рисунке 45?

- Какая ракета изображена на рисунке 46?

- Как устроена трехступенчатая ракета?

- Каково преимущество трехступенчатой ракеты от одноступенчатой?

- Запишем в таблицу вывод.

8. Стр. 85  5 абзац.

- Как осуществляется посадка ракеты?

- Запишем в таблицу вывод.

9. Стр. 85 до конца параграфа.

- Кто разработал теорию движения ракет?

- Кто реализовал идеи Циолковского ?

- Какая страна осуществила запуск первого  ИСЗ, первого человека, первой женщины в космос?

III. Рефлексия.

1) - Ещё раз давайте вернемся к нашей таблице и проанализируем то, что мы узнали нового на уроке.

2) СИНКВЕЙН.

1) Слово – существительное, задающее тему.

2) Два прилагательных, характеризующих заданную тему.

3) Три глагола, характеризующих(по действию)

Заданную тему.

4) Предложение – вывод,  характеризующее тему.

5) Одно слово-существительное, которое дает характеристику заданной теме.

1) Ракета

2) Космическая, реактивная.

3) Летит, выводит, используется.

4) Космическая ракета летит в безвоздушное пространство и выводит на космическую орбиту ИСЗ.

5) Космос

3) ЗАГАДКИ.

1. Летел звездолет по космической трассе,

    И встречные звезды сверкали и гасли.

    Как мог в безвоздушном пространстве повеять

    Упругий под птичьими крыльями ветер?

    Как мог, от каких перелетов и странствий,

    Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?

                                         Н.Сапрыгин «Космический лебедь»

- Почему возможно движение ракеты в безвоздушном пространстве, движение самолета в тех же условиях невозможно?

2. Наберет он в рот воды - чтобы не было беды,

     Изо всех силенок дунет, на врага водою плюнет

     И мгновенно удерет, как ракетный самолет!

                                         А.Петров «Кальмар»

4) ЗАДАЧИ.

1. Гидрореактивный катер всасывает и выбрасывает 0,5 м3 заборной воды в  1 с со скоростью 25 м/с. Найдите реактивную силу.

2. Белка знает законы движения и скользит по гладкому столу, держа перед собой в лапах орехи.

Она немного не рассчитала свое движение и видит, что не остановится у края стола. Что сделает белка, чтобы не упасть со стола?

3. Шланг для полива цветов лежит на Земле. Если он изогнут и по нему начинает течь вода. То шланг распрямляется. Почему?

4. Вы зимой разогнались и заехали по очень гладкому льду на середину озера. Как вернуться обратно?

5. Ракета движется в космическом пространстве. На её сопло надели изогнутую трубу выходным отверстием в сторону движения и включили двигатели. Изменится ли скорость ракеты?

 IV.Самооценка.

- Вы достигли целей урока?

- Что вы еще хотите узнать о реактивном движении?

V. Исторический экскурс.

Домашнее задание. § 23, упражнение 22.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф-9кл. Реактивное движение»

Тема: «Реактивное движение. Ракеты.»

Тип урока: развитие критического мышления на уроках физики.

Используемые приемы: чтение с остановками; обращение к личностному опыту; работа с таблицей «З-Х-У»; сочинение синквейна, разгадывание загадок, решение задач.

Цели урока: познакомиться с особенностями и характеристиками реактивного движения, историей его движения.

Задачи урока:

познакомить с понятием реактивного движения на основе закона сохранения импульса; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей, литературой, астрономией;

способствовать развитию чувства гордости за свою Родину;

ознакомить с опытами изучения реактивного движения.

Оборудование: воздушный шарик, сегнерово колесо, ракета, насос, плакат с изображением осьминога.

Ход урока :

I. Вызов.

- Прочитайте тему урока.(Реактивное движение. Ракеты.)

- О чем-то говорит ли вам первое название? А второе? Как вы думаете взаимосвязаны ли между собой эти понятия? Запишите тему урока.

Отгадайте загадку. Чудо – птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)

- Ребята, а что вы знаете о ракетах?

- Где видели ракеты?

- Что еще хотите узнать о ракетах?

- Сегодня при изучении новой темы мы с вами будем заполнять таблицу: сейчас мы заполним с вами столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»

Вывод: каждый учащийся озвучивает свою цель урока.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

1)Ракеты применяется при запуске космических аппаратов, орбитальных станций, ИСЗ.

2)Ракеты применяются в военной технике.

1) Каково назначение ракет.

2) Строение ракет.

3) Принцип действия ракеты.

4) От чего зависит скорость ракеты.

5) Принцип движения ракеты.

6) Преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми.

7) Как осуществляется посадка космического корабля?

8) Изобретатели и создатели ракет.

1) Надутый воздушный шарик движется по закону сохранения импульса.

2) Реактивное движение, это движение при котором от тела отделяется и движется какая – то его часть. В результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.

3) Примеры реактивного движения: сегнерово колесо; движение осьминогов, медуз, каракатиц;

семян бешеного огурца; ракета.

4) Ракета состоит из полезного груза(космический корабль), приборного отсека, двигателя(камера сгорания, насосы, топливо с окислителем, сопло).

5) Скорость ракеты зависит от скорости выхода струи газа.

6) Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.

7) Чтобы остановить ракету её разворачивают на 180 º, чтобы сопло оказалось впереди, тогда выбрасывающийся из ракеты газ сообщает ей импульс, направленный против скорости её движения.

8) К.Э.Циолковский, С.П.Королев.


II. Смысловая стадия.

1.- Ребята, открываем параграф 23. Сейчас вы будете самостоятельно изучать текст параграфа, для этого возьмите простые карандаши и по ходу чтения делайте пометки:

«V» - я знаю, «+» - узнаю, «-» - думаю иначе, «?» - не понял.

Но при чтении мы будем делать остановки. Поэтому сейчас начинаем читать стр. 82- стр. 83 1 абзац. Кто прочитал , поднимите руки.

- Сформулируйте понятие импульса.

- Сформулируйте закон сохранения импульса.

- Основываясь на законе сохранения импульса объясните, почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него сжатого воздуха?

- Проведем опыт с шариком. Запишем в таблицу вывод.

2. Стр. 83 2 абзац.

- Как называется движение шарика?

- Запишем в таблицу вывод.

3. Стр. 83 3 и 4 абзацы.

- Приведите примеры реактивного движения.

- Проведем опыт с сегнеровым колесом и на рисунке рассмотрим движение осьминога.

- Запишем в таблицу вывод

4. Стр. 83 5 абзац.

- Что применяют для космических полетов?

- Запишем в таблицу вывод.

5. Стр.83 6 абзац, стр. 84 1, 2, 3 абзацы.

- Каково назначение ракеты? Это мы знали.

- Каково устройство ракеты ?

- Зачем нужно сопло?

- Запишем в таблицу вывод.

6. Стр. 84 4, 5, 6 абзацы.

- С какой целью увеличивают скорость истечения газов из сопла?

- Как это можно показать с помощью закона сохранения импульса?

- Проведем опыт запуска ракеты.

- Запишем в таблицу вывод.

7. Стр. 84 6, 7 абзацы.

- Какая ракета изображена на рисунке 45?

- Какая ракета изображена на рисунке 46?

- Как устроена трехступенчатая ракета?

- Каково преимущество трехступенчатой ракеты от одноступенчатой?

- Запишем в таблицу вывод.

8. Стр. 85 5 абзац.

- Как осуществляется посадка ракеты?

- Запишем в таблицу вывод.

9. Стр. 85 до конца параграфа.

- Кто разработал теорию движения ракет?

- Кто реализовал идеи Циолковского ?

- Какая страна осуществила запуск первого ИСЗ, первого человека, первой женщины в космос?


III. Рефлексия.

1) - Ещё раз давайте вернемся к нашей таблице и проанализируем то, что мы узнали нового на уроке.






2) СИНКВЕЙН.

1) Слово – существительное, задающее тему.

2) Два прилагательных, характеризующих заданную тему.

3) Три глагола, характеризующих(по действию)

Заданную тему.

4) Предложение – вывод, характеризующее тему.


5) Одно слово-существительное, которое дает характеристику заданной теме.

1) Ракета

2) Космическая, реактивная.


3) Летит, выводит, используется.


4) Космическая ракета летит в безвоздушное пространство и выводит на космическую орбиту ИСЗ.

5) Космос


3) ЗАГАДКИ.

1. Летел звездолет по космической трассе,

И встречные звезды сверкали и гасли.

Как мог в безвоздушном пространстве повеять

Упругий под птичьими крыльями ветер?

Как мог, от каких перелетов и странствий,

Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?

Н.Сапрыгин «Космический лебедь»

- Почему возможно движение ракеты в безвоздушном пространстве, движение самолета в тех же условиях невозможно?

2. Наберет он в рот воды - чтобы не было беды,

Изо всех силенок дунет, на врага водою плюнет

И мгновенно удерет, как ракетный самолет!

А.Петров «Кальмар»

4) ЗАДАЧИ.

1. Гидрореактивный катер всасывает и выбрасывает 0,5 м3 заборной воды в 1 с со скоростью 25 м/с. Найдите реактивную силу.

2. Белка знает законы движения и скользит по гладкому столу, держа перед собой в лапах орехи.

Она немного не рассчитала свое движение и видит, что не остановится у края стола. Что сделает белка, чтобы не упасть со стола?

3. Шланг для полива цветов лежит на Земле. Если он изогнут и по нему начинает течь вода. То шланг распрямляется. Почему?

4. Вы зимой разогнались и заехали по очень гладкому льду на середину озера. Как вернуться обратно?

5. Ракета движется в космическом пространстве. На её сопло надели изогнутую трубу выходным отверстием в сторону движения и включили двигатели. Изменится ли скорость ракеты?


IV.Самооценка.

- Вы достигли целей урока?

- Что вы еще хотите узнать о реактивном движении?


V. Исторический экскурс.


Домашнее задание. § 23, упражнение 22.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока физики по теме "Реактивное движение"

Автор: Сорокина Любовь Николаевна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Реактивное движение" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131954"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416249990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по физики на тему Реактивное движение 9 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-fiziki-na-tiemu-rieaktivnoie-dvizhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224605"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438949890"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока физики в 10 классе. Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_v_10_klassie_rieshieniie_zadach_po_tiemie_impul_s_zakon_s"
    ["file_id"] => string(6) "441449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511988917"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по физике на тему "Реактивное движение. Ракеты" в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-fizikie-na-tiemu-rieaktivnoie-dvizhieniie-rakiety-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "133717"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416571441"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по физике на тему "Реактивное движение. Развитие ракетной техники""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-fizikie-na-tiemu-rieaktivnoie-dvizhieniie-razvitiie-rakietnoi-tiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "129060"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415631956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства