kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике на тему "Реактивное движение. Развитие ракетной техники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с принципами реактивного движения,  развитием реактивной техники, усиливает патриотическое воспитание учащихся путем знакомства с вкладом российских ученых  в развитие космических иссследований. Урок содержит стихи о планетах солнечной системы, информативный фильм о полетах в космос. Урок требует предварительной поисковой работы учащихся на вопросы викторины, которая будет озвучена в ходе урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Реактивное движение. Развитие ракетной техники"»

Конспект урока по физике на тему

«Реактивное движение. Развитие ракетной техники».


Цель урока: раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения. Познакомить учащихся с развитием ракетной техники.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с историей развития реактивной техники, продолжить патриотическое воспитание учащихся путем знакомства с вкладом российских ученых в развитие ракетной техники

тип урока: урок формирования новых знаний

Ход урока:

Вступительное слово учителя о предстоящем годе космоса….

о прикладном значении закона сохранения импульса…

На сегодняшнем уроке объектом нашего разговора станет реактивное движение и развитие ракетной техники. В ходе урока мы сможем убедиться в том, что физические законы имеют большое прикладное значение, в частности закон сохранения импульса, с которым мы познакомились на прошедших уроках. Сегодняшняя тема приобретает особую актуальность в связи с объявлением предстоящего года - годом космоса.

Запишите тему сегодняшнего урока: Реактивное движение. Развитие ракетной техники.

Актуализация опорных знаний учащихся:

Работа с презентацией:

  1. Что такое реактивное движение?

  2. Какие примеры реактивного движения встречаются в природе?

  3. Какой закон положен в основу реактивного движения?...

Решение задачи № 71( в учебнике)

К уроку вы получили задания по группам поискового характера – найти ответы на вопросы викторины.

Актуализация знаний учащихся:

Результат поисковой деятельности: (ответы на вопросы)

  1. Когда и у какого писателя впервые в русской литературе появилось слово «спутник» в значении искусственного спутника Земли?

В 1880 году в журнале «Русский вестник» впервые был напечатан роман Достоевского «Братья Карамазовы». В главе о болезни Ивана Карамазова сказано: «Что станется в пространстве с топором? Если куда попадёт подальше, то примется, я думаю летать вокруг Земли, сам не зная зачем, в виде спутника».

  1. Кто впервые в научно-фантастической литературе описал состояние невесомости во время космического полета?

Иоганн Кеплер, немецкий учёный XVІІ в., в фантастическом романе «Сон» описал полёт на Луну астронома Дуракотуса, который потерял ощущение веса, когда достиг «нейтральной зоны», где силы притяжения Земли «уравновешиваются» лунным притяжением.

  1. Какой день и почему считается Всемирным днём авиации и космонавтики?

12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. В этот день в 1961 году космический корабль «Восток», пилотируемый лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным, совершил первый в мире космический полёт.

  1. Какое значение имел полет Ю.А.Гагарина и сколько времени он продолжался?

Полёт Ю.А.Гагарина имеет большое историческое значение: было доказано, что человек может жить и работать в космосе. полёт продолжался 108 минут.

  1. Откуда в современной науке появилось слово «космос», и что оно означает?

Термин «космос» перешёл в современную науку от древних греков. Греческое слово «космос» означает строй, порядок, мир, Вселенная.

  1. Кто впервые предложил проект воздухоплавательного прибора, в основе которого была ракета? Что вы знаете о жизни этого человека?

Проект воздухоплавательного аппарата, в основе которого была ракета, предложен Николаем Ивановичем Кибальчичем. В 1881г. организация «Народная воля» приговорила к смерти Александра ІІ. Бомбу изготовил Н.И. Кибальчич. В камере смертника, где Кибальчичу ( ему было 27 лет) было отведено 17 дней, он спешил написать свой проект. Когда до казни оставалось 3 дня, он написал прошение министру, где попросил не помилования, а встречи с кем-либо из членов комитета по поводу проекта. Рукопись была опубликована в 1918 году с указанием, что за Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию.

  1. Назовите заслуги в космонавтике К.Э.Циолковского

К.Э. Циолковский (1875-1935) выдвинул идею использования ракет для полетов в космос. Занимался вопросами строительства дирижаблей, самолетов, ракет. В 11 лет почти полностью потерял слух. В 13 лет потерял мать. С 16 до 19 лет вел нищенскаую жизнь в Москве, где занимался самообразованием, затем работал учителем математики в г. Боровичи, позднее в Калуге. Патриот и мечтатель. Заслуга в том, что он теоретически обосновал возможность покорения космоса при помощи ракет; вывел уравнение, носящее его имя и определяющее скорость движения ракет; выдвинул идею создания многоступенчатых ракет; указал критерии выбора топлива для ракет; сделал первые схематические чертежи космических кораблей; выполнил первые расчеты движения ракет в поле тяготения Земли; впервые показал целесообразность создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной счистемы.

  1. Назовите заслуги в космонавтике С.П.Королёва

Сергей Павлович Королев (1906-1966) – академик авиаконструктор. В 1932г. возглавил группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая год спустя осуществила запуск первой ракеты в стране с двигателем на жидком топливе (высота подъема 400 м, время полета 18 с).

  1. Сколько полетов в космос состоялось в нашей стране на одноместном корабле «Восток»?

В нашей стране на одноместных кораблях «Восток» летали в космос шесть космонавтов: 12 апреля 1961г. – Ю.А. Гагарин; 5 августа 1961г. – Г.С. Титов (самый молодой космонавт, полет совершил в возрасте 25 лет);1962 г. Адриан Николаев и Павел Попович; 1963 г. – Валерий Быковский. В 1963г. Валентина Терешкова, первая и самая молодая женщина-космонавт, в возрасте 26 лет совершила 48 оборотов, полет продолжался 70 ч.50 мин. Сближалась до 4,8 км с другим кораблем «Восток - 5», на котором находился Валерий Быковский.

  1. Какие типы космических кораблей нашей страны вы знаете?

«Восток» - одноместные космические корабли. Существуют многоместные корабли типа «Восход» и «Союз».

  1. Какое событие в космосе произошло 18 марта 1965 года? Кто герой этого дня?

18 марта 1965 г. из корабля «Восход - 2» пилотируемого П.И. Беляевым, А. Леонов первым в мире вышел в открытый космос в специальном скафандре. Он удалился от корабля на расстояние 5 м и провел в космосе вне шлюзовой камеры 12 мин 9с, став на короткое время живым спутником Земли. Он летел рядом с кораблем со скоростью 7,9 км/с относительно Земли, парил, плавал, кувыркался. Космонавт А. Леонов – художник, он нарисовал много картин, посвященных космосу.

  1. Сколько женщин летало в космос? Назовите русских женщин – космонавтов.

В космос летало всего 23 женщины: 3 русские, 17 американок, одна канадка, одна француженка, одна англичанка. Русские: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая (два раза - в августе 1982г. и в июле 1984г. совершила полеты на кораблях типа «Союз» и орбитальной станции «Салют - 7»), Елена Кондакова (жена космонавта Валерия Рюмина).

  1. Сколько экспедиций было предпринято для изучения Луны американцами?

Американцы предприняли 7 попыток экспедиций на Луну, 6 из них были успешными. Первая экспедиция состоялась 16-24 июля 1969г. на космическом корабле «Аполлон - 11».

Первым человеком, ступившим на поверхность Луны в районе Моря Спокойствия, был Нил-Олден Армстронг (следы ног на поверхности сохраняются очень долго, т.к. у Луны нет атмосферы, а значит, на Луне нет даже легкого ветерка). На орбите ИС Л от основного блока отделился лунный модуль с командиром Н. Армстронгом и пилотом Э. Олдрином. В это время основной модуль «Колумбия» , пилотируемый Майклом Коллинзом, находился на орбите.

Космонавты на Луне взяли образцы лунного грунта, которые доставили на Землю. Каждый грамм лунного грунта обошелся в сумму больше 50 000 долларов. Космонавты на Луне установили миниатюрный металлический детектор для регистрации лунотрясений, а также лазерный отражатель, с помощью которого ученые измерили расстояние от Земли до Луны с точностью 15 см.

  1. Что вы знаете об изучении Луны Русскими? Почему не удалось послать наших людей на Луну?

Для высадки человека на Луну в СССР в 1964-1969 гг. была разработана ракета-носитель, сформированы и прошли подготовку по лунной программе экипажи (основной А. Леонов, О. Макаров; дублирующий – В. Быковский, И. Рукавишников; запасной – Г. Попович и В. Севастьянов). Но 4 попытки запуска ракеты-носителя оказались неудачными работы по проекту были прекращены в мае 1974 г. Однако русские стремились покорить Луну другим способом: строили автоматические станции «Луна» и луноходы, управление осуществлялось с помощью радиоволн под руководством конструктора Георгия Николаевича Бабакина.

  1. Когда произошла стыковка кораблей - русского «Союз - 19» и американского «Аполлона»?

15 июля 1975г. состоялся старт советского космического корабля «Союз - 19» (экипаж: А. Леонов, В.Кубасов). Через 7ч.30 мин на орбиту был выведен американский корабль «Аполлон» (экипж:Т. Стаффорд,В. Бранд, Д. Слейтон). 17 июля 1975г. состоялась стыковка кораблей. Во время полета было 32 научные экспедиции, включая 5 совместных.

  1. Какая самая перспективная планета для жизни в будущем?

Марс

Сейчас мы вспомним, какие же планеты населяют нашу солнечную систему?

Учащиеся читают стихи о планетах:

Стихи о планетах Солнечной системы:

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит : «Меня догоните!»


В честь богини красоты

Названа , Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.


От солнца третья по счету планета-

Наша Земля – меньше звезды.

Но ей хватает тепла и света, чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на земле вы найдете повсюду –

В самом далеком, глухом уголке!


Марс – таинственная планета,

Она по размерам чуть меньше Земли,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.


Юпитер больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород,

И лютый холод круглый год!


Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.


Уран-лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие –ночь.


Планета Нептун от земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная .


Учитель приглашает всех присутствующих отправиться в виртуальное космическое путешествие на планету Венера.


Фильм «Утренняя звезда» (DVD «Астрономия», видеостудия «КВАРТ», www.cvart.ru)


Подведение итогов урока:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по физике на тему "Реактивное движение. Развитие ракетной техники"

Автор: Симутина Валентина Васильевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока физики по теме "Реактивное движение" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-fiziki-po-tiemie-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "151059"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420628780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства