Конспект урока по физике в 7 классе
Тема. Давление. Единицы давления
Учитель Бакурадзе Л.А.
Урок: 30
Дата: 25.12.2012
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся
значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе,
быту, технике.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.
В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.
Развивающие:
Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.
Воспитательные:
Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.
Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).
Ход урока:
Приветствие.
Ребята мы начинаем изучение нового раздела физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Этот большой раздел вы будете изучать на протяжении нескольких уроков.
А сегодня цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.
Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления».
Слайд №1.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова:
Слайд №2.
Человек раздвоен снизу, а не сверху, -
для того, что две опоры надежнее одной.
Эти слова сказал писатель – сатирик Козьма Прутков.
К концу урока вы сможете объяснить смысл этого высказывания.
Работа с классом (фронтальный эксперимент):
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. Поэтому, что бы получить знание о давлении проведем эксперимент, после которого вы должны ответить на вопрос: от каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №3.
Эксперимент:
Поставьте дощечку с гвоздиками, шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько погрузились гвозди в песок.
На дощечку поставьте гирю и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.
Сделаем вывод: если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.
Уберите гирю и дощечку. Пригладьте песок. Поставьте дощечку шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько опустились гвозди в песок.
Переверните дощечку острием гвоздей вниз и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.
Сделаем вывод: глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте. Чем больше площадь опоры, тем погружение меньше.
От каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок?
Слайд №4.
Изучение нового материала:
Сегодня мы вводим новую величину, которая характеризует действие одного тела на другое с учетом зависимости этого действия от силы и от площади поверхности.
В физике такая величина называется давление.
Слайд №5.
Из словаря Даля: Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, обременять тяжестью, жать силою».
Давайте введем определение давления.
Слайд №6.
Вводится определение давления: давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Ребята сделайте в тетрадях запись: давление = сила / площадь
Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила.
Слайд №7.
Тогда формула примет вид: Р = F / S.
Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и площадь?
Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.
Слайд №8.
Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).
Слайд №9.
В честь французского ученого Блеза Паскаля, сделавшего ряд важных открытий в области давления газов и жидкостей, она называется паскалем (Па).
1 Па = 1 Н/ м ².
Слайд №10.
Ребята вы знаете, что система СИ применяется для решения задач, поэтому при решении задач мы должны давление выражать в Па. Но ведь могут встретиться другие единицы измерения, например кПа, как перевести кПа в Па?
Единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа
1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу, прав ли в своих высказываниях Козьма Прутков?
Применение полученных знаний:
А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:
Слайд №11.
Пословица: иголка маленькая, да больно колет.
А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?
(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).
Загадка: Слайд №12.
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи).
Почему лыжи не проваливаются в снег?
(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).
6. Закрепление полученных знаний: Слайд №13.
Решение задач.
Вывод: У кого давление больше у коровы или у фигуристки? Почему, неужели корова грациознее фигуристки? От чего зависит давление?
Эти знания пригодятся в профессиях. Слайд №14.
7. Домашнее задание: пр. 33. На слайде представлены некоторые профессии. Люди этих профессий используют в своей работе знания о давлении. Ваша задача, подумать и написать, зачем людям этих профессий нужны знания о давлении?