Конспект урока по теме "Плотность вещества" будет полезен начинающим учителям физики при подготовке к уроку. Особенно интересными и познавательными для обучающихся являются экспериментальные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Плотность вещества"»
Урок №18. Тема: «Плотность вещества»
Цели урока: познакомиться с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности.
Оборудование: рычажные весы; несколько тел равного объема, но разной плотности (металлический, деревянный, пластмассовый бруски).
Демонстрация: взвешивание тел одного объема, но различных масс.
Предполагаемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Предметные: научатся понимать смысл физической величины – плотность.
Метапредметные результаты:
а) регулятивные УУД (выдвигают версии решения проблемы, формулируют гипотезы, предвосхищают конечный результат);
б) познавательные УУД (устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждения, делают умозаключения);
в) коммуникативные УУД (обучающиесяорганизуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе).
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
При повторении необходимо, чтобы учащиеся вспомнили материал, рассмотренный ранее, при введении понятия массы. Для этого можно ответить на вопросы в конце § 20, 21.
Самостоятельная работа (с дальнейшей взаимопроверкой в парах):
1. Изменение скорости тела происходит...
А. Без действия на него другого тела.
Б. После действия на него другого тела.
В. Пока на него действует другое тело.
Г. До того, как подействует на него другое тело.
2. Какая из тележек 1, 2 придет в движение, если пережечь нитку?
А. 1.
Б. 2.
В. 1 и 2.
Г. Никакая.
3. Два тела массами m1 m2 взаимодействуют между собой, и первое них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что...
А. m12
Б. m1 = m2.
В. m1 m2.
4. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?
А. Так нельзя сравнивать массы тел.
Б. m1 m2.
В. m12.
Г. m1 = m2.
5. Основной единицей массы в Международной системе является...
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Демонстрация опыта с телами разной массы
Рассмотрение нового материала начинаю с демонстрации опыта по взвешиванию тел.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.
IV. Изучение нового материала
Вводится понятие плотности. Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.
Чтобы найти плотность вещества необходимо определить массу и объем тела.
Кусок льда объемом 1 м3 имеет массу 900 кг. Следовательно, масса 1 м3 будет в два раза меньше. Таким образом, плотность льда равна 900 кг/м3.
Введем обозначения:
m — масса тела;
V — объем тела;
ρ — плотность тела (ρ — греческая буква «ро»).
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется:
Достаточно часто плотность измеряют и в г/см3.
Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.
Т. к. 1 г = 0,001 кг, а 1 см3 = 0,000001 м3, то
Очень важно заметить, что одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда — 900 кг/м3, а водяного пара (при 0 °С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3.
Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому при решении задач можно пользоваться таблицами 2, 3, 4 учебника, либо таблицами задачника.
Далее следует обратить внимание учащихся на таблицы плотностей в учебнике, чтобы они могли определить вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.
V. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания), в изменённой ситуации (конструктивные задания).
С целью закрепления пройденного разбираем решения нескольких простых задач, например,
Расчетные задачи.
1. Выразите в килограммах массы тел: 2,2 т, 0,75 г, 400 г, 180 мг, 50 г, 3200 г.
2. Найдите в учебнике таблицу плотностей. По этой таблице определите и запишите себе в тетрадь плотность:
а) воды, выраженную в кг/м3
б) Объем керосина в цистерне 200 м3. Определите массу керосина.
3. Масса чугунного шара 800 г, его объем 120 см3. Сплошной этот шар или полый?
4. Чему равна масса железного листа длиной 1 м, шириной 80 см, толщиной 2 мм?
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Экспериментальные задачи:
Определение плотности сырого яйца.
Определение массы золотого яйца того же объёма.
Определение объёма тела ученика, если плотность человека 1080 кг/м3.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
§22, упр.7 (5)
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Подводя итог уроку, задаю ученикам вопросы по изученному материалу, например:
С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?
Как определить плотность вещества?
Зачем нужно знать плотность вещества?
Как определить массу кирпича с помощью линейки?
Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?
Домашние опыты:
Определение массы воздуха в комнате
1. Измерьте длину а, ширину b и высоту с вашей комнаты.
2. Вычислите объем комнаты:
V = а · b · с
3. Вычислите массу воздуха в вашей комнате по формуле:
m = ρ · V
где ρ — плотность воздуха, ее можно принять равной 1,3 кг/м3.