Цель урока: дать представление об электрическом токе и условиях его возникновения; познакомить с источниками тока; развивать умения наблюдать и объяснять результаты опытов, делать выводы, применять полученные знания в быту, расширять, формировать позитивную мотивацию к изучению физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: дать представление об электрическом токе и условиях его возникновения; познакомить с источниками тока; развивать умения наблюдать и объяснять результаты опытов, делать выводы, применять полученные знания в быту, расширять, формировать позитивную мотивацию к изучению физики.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам начать урок с разгадывания кроссворда, ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете тему урока.
Делим детей на 3 группы (по рядам)
Капитаны групп вытягивают листочки с заданиями :
Как называется заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк?
Прибор для измерения заряда.
Частица с положительным зарядом, входящая в состав ядра.
Из чего состоят молекулы?
Электрон – это …
Как называется частица, не имеющая заряда?
Атом, потерявший или присоединивший электроны
Единица заряда
После разгадывания один человек из группы заполняет строки кроссворда на доске. Получается слово «источник»
Учитель: Отлично, все с заданием справились (тема урока открывается на доске)
Слово «электричество» прочно вошло в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электрические приборы, что даже не замечаем, какую роль они играют в нашей жизни. Вспомните, что происходит, когда у вас дома иногда отключают свет.
(ученики отвечают)
Учитель: Делаем вывод: электричество играет важную роль в нашей жизни и поэтому мы должны знать, что же это такое. Поэтому цель сегодняшнего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования, познакомиться с источниками электрического тока.
Актуализация опорных знаний
1.Беседа:
Для изучения материала вспомним некоторые понятия:
- Из чего состоят все вещества?
- Назовите состав атома.
( в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны)
Протон- положительно заряженная частица.
Нейтрон- нейтрально заряженная частица, т е не имеющая заряда
Электрон- частица, имеющая самый маленький заряд, который разделить невозможно.
- Какие электроны называют свободными?
- Что обозначает слово «ион»?
Вот эти частицы и участвуют в создании электрического тока
ІV. Изучение нового материала
1.Объяснение учителя с опорой на знания учащихся:
Ток – это течение, движение. А электрический ток – движение заряженных частиц: электронов и ионов. Частицы движутся всегда, но ток возникает только в отдельных случаях.
Найдите в тексте учебника на стр.70 условия, необходимые для существования электрического тока.
Ответы:
1.Свободные заряженные частицы: электроны и ионы
2. Движутся упорядоченно.
3.Упорядоченное движение создается электрическим полем.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
Опорные слова: Электроны и ионы – это …
Ученики: Заряженные частицы.
- Что с ними происходит?
Ученики: Заряженные частицы движутся.
- Как они движутся?
Ученики: Заряженные частицы движутся в одном направлении.
- Под действием чего движутся заряженные частицы?
Ученики: Заряженные частицы движутся под действием электрического поля.
Итак, электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц под действием электрического поля.
А электрическое поле не создается само по себе. Его создают источники тока.
А теперь приглашаю вас в кинозал, но не отдохнуть, а посмотрев ролик и прослушав объяснение, ответить на вопросы: что такое источники тока и каково их назначение.
2. Просмотр видео с последующим обсуждением.
3. Физминутка с физическим содержанием.
4. Работа в группах
Учитель: Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение. Убедитесь в этом сами.
Знакомство с видами гальванических элементов. Измерение напряжения на различных гальванических элементах. Измерение напряжения в лимоне и картофеле с помощью мультиметра.
5. Историческая минутка.
Такими источники тока были не всегда. Посмотрим презентацию о первых батарейках.
Сообщение учеников о создании первого гальванического элемента. (Демонстрация слайдов презентации)
Первым, кто открыл возможность получения электричества без электризации трением, был итальянский ученый Луиджи Гальвани. Он работал в лаборатории, где проводились опыты с лягушками. Гальвани поставил ряд опытов для обнаружения причин возникновения электрического тока. Итальянский физик Алессандро Вольта, опираясь на результаты исследований Луиджи Гальвани, изготовил электрическую батарею, названную впоследствии вольтовым столбом. Батарея Вольта была составлена из чередующихся медных и цинковых кружков, которые были сложены столбиком и переложены кусочками сукна, смоченного в растворе кислоты. Вольта предложил назвать этот элемент гальваническим в честь Гальвани. В 1801 Вольта был приглашен во Францию для демонстрации прибора, где за свое изобретение был награжден золотой медалью и получил титул графа. Именем Вольты названа единица напряжения
Как оказалось впоследствии, эта батарея не была первым химическим источником тока, как считалось долгое время. В начале 20 века при археологических раскопках в Ираке был найден странный предмет. Его нашли среди руин древнего поселения неподалеку от Багдада. Это была глиняная ваза высотой около 15 см. В ней находился цилиндр из меди со вставленным в него железным стержнем. При обследовании находки ученые пришли к выводу: это останки электрической батарейки. В дальнейшем такие сосуды находили в большом количестве. Определили, что заливались они уксусом, а герметизировались смолой. Использовали такие батарейки в древности, по- видимому, для гальванического золочения мелких серебряных украшений.
6. Демонстрация опыта, подготовленного учениками «Лимон – это источник тока» (соединив 6 лимонов, можно добиться свечения лампочки). Обсуждения результатов опыта.
А теперь разберемся со строением современных гальванических элементов
7. Работа по учебнику и показом по таблице.
Выделим основные части любого гальванического элемента:
Положительный электрод.
Отрицательный электрод.
Электролит.
Герметик.
8. Сообщение учащихся об экологических проблемах использования гальванических элементов:
1)1 батарейка загрязняет 20 куб. м земли и 400 литров воды.
2) В 6 тоннах мусора загрязнение ртутью от 1 батарейки превышает допустимую концентрацию.
3) Если случайно в организм человека попадет содержимое одной батарейки, то оно может убить человека за 30 минут.
VІ. Закрепление изученного материала.
Работа в группах по составлению таблицы «Источники тока»
2. Ответы на вопросы на стр.71 учебника
VІІ. Подведение итога урока.
Вот мы и закончили путешествие. Что нового узнали на уроке?
VІІІ. Домашнее задание:
параграфы 32.
Выучить новые термины
Решить задачу:
Имеется заряженный электроскоп и металлическая палочка. Что следует сделать, чтобы в палочке возник электрический ток?
Ответ: Для того чтобы в палочке возник электрический ток, нужно коснуться палочкой стержня заряженного электроскопа.