Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"
Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.
2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.
3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.
Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока" »
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.
2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.
3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.
Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.
План урока:
1. Оргмомент. Цели и задачи.
2.Повторение пройденного.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление ЗУН.
5. Подведение итогов и Д/з.
1.Оргмомент. Цели и задачи урока.
Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток проводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы, или прекращаются движение электропоездов, троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток. Что же такое электрический ток, что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: « Электрический ток. Источники электрического тока». Но сначала давайте проверим ваши знания по пройденному материалу.
2.Повторение пройденного (тест по вариантам).
3. Изучение нового материала.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Заряжаем электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.
Что произошло?
( Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику). Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими зарядам и могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы.
Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
1.Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов).
2. Наличие электрического поля.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники тока бывают различные. Но во всяком из них совершается работа по разделению положительного и отрицательного заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называется места, к которым с помощью клеем или зажимов присоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы будут перемещаться в определенном направлении, возникает электрический ток.
В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение какой – либо энергии в электрическую.
- Какие виды энергии вы знаете?
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 3
Термоэлемент (внутренняя – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 4
Фотоэлемент ( световая – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 5
Гальванический элемент (химическая – электрическую)
Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г в честь ученого Гальвани.
( При помощи таблицы рассматривается устройство и принцип действия элемента).
1.Цинковый сосуд.
2. Угольный стержень.
3. Полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем.
4. Клейстер, изготовленный из муки на растворе нашатыря.
5. Слой смолы.
При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяются положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которых называется электродами, возникает электрическое поле. Если угольный стержень и цинковый сосуд соединить проводником, то по всей длине под действием электрического поля свободные электроны придут в упорядоченное движение. Возникает электрический ток.
К гальваническим источникам относятся и электрические аккумуляторы. Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещенных в раствор серной кислоты.
Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого – нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой – отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока.
Кроме свинцовых, или кислотных , аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные, аккумуляторы . В них используется раствор щелочи, а пластины состоят одна из спрессованного железного порошка, вторая из пероксида никеля.
Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они служат для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках Земли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.
На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов.
Задача: на рисунках изображены различные виды движения электрических зарядов: а) молния между облаком и землей; б) тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле; в) поток электронов, вызывающих изображение на экране телевизора. Укажите, в каком случае движение электронов представляет собой электрический ток.
Задача: Имеются заряженный электроскоп и металлическая палочка. Что следует сделать, чтобы в палочке возник электрический ток?
Задача: На рисунках показаны палочки на изолирующих ручках и заряженные электроскопы, расположенные парами. Скажите, по какой палочке потечет электрический ток, если она своими концами одновременно соприкоснется с шариками двух электроскопов.
Задача: В чем состоит главное различие между током, возникшим в металлическом проводнике, с помощью которого заряжают электроскоп, и током, текущим по проводнику, соединяющему полюсы гальванического элемента?