Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"
Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.
2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.
3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.
Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.
План урока:
1. Оргмомент. Цели и задачи.
2.Повторение пройденного.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление ЗУН.
5. Подведение итогов и Д/з.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока" »
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.
2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.
3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.
Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.
План урока:
1. Оргмомент. Цели и задачи.
2.Повторение пройденного.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление ЗУН.
5. Подведение итогов и Д/з.
1.Оргмомент. Цели и задачи урока.
Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток проводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы, или прекращаются движение электропоездов, троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток. Что же такое электрический ток, что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: « Электрический ток. Источники электрического тока». Но сначала давайте проверим ваши знания по пройденному материалу.
2.Повторение пройденного (тест по вариантам).
3. Изучение нового материала.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Заряжаем электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.
Что произошло?
( Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику). Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими зарядам и могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы.
Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
1.Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов).
2. Наличие электрического поля.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники тока бывают различные. Но во всяком из них совершается работа по разделению положительного и отрицательного заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называется места, к которым с помощью клеем или зажимов присоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы будут перемещаться в определенном направлении, возникает электрический ток.
В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение какой – либо энергии в электрическую.
- Какие виды энергии вы знаете?
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 3
Термоэлемент (внутренняя – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 4
Фотоэлемент ( световая – электрическую)
ЭКСПЕРИМЕНТ 5
Гальванический элемент (химическая – электрическую)
Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г в честь ученого Гальвани.
( При помощи таблицы рассматривается устройство и принцип действия элемента).
1.Цинковый сосуд.
2. Угольный стержень.
3. Полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем.
4. Клейстер, изготовленный из муки на растворе нашатыря.
5. Слой смолы.
При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяются положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которых называется электродами, возникает электрическое поле. Если угольный стержень и цинковый сосуд соединить проводником, то по всей длине под действием электрического поля свободные электроны придут в упорядоченное движение. Возникает электрический ток.
К гальваническим источникам относятся и электрические аккумуляторы. Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещенных в раствор серной кислоты.
Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого – нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой – отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока.
Кроме свинцовых, или кислотных , аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные, аккумуляторы . В них используется раствор щелочи, а пластины состоят одна из спрессованного железного порошка, вторая из пероксида никеля.
Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они служат для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках Земли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.
На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов.
Задача: на рисунках изображены различные виды движения электрических зарядов: а) молния между облаком и землей; б) тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле; в) поток электронов, вызывающих изображение на экране телевизора. Укажите, в каком случае движение электронов представляет собой электрический ток.
Задача: Имеются заряженный электроскоп и металлическая палочка. Что следует сделать, чтобы в палочке возник электрический ток?
Задача: На рисунках показаны палочки на изолирующих ручках и заряженные электроскопы, расположенные парами. Скажите, по какой палочке потечет электрический ток, если она своими концами одновременно соприкоснется с шариками двух электроскопов.
Задача: В чем состоит главное различие между током, возникшим в металлическом проводнике, с помощью которого заряжают электроскоп, и током, текущим по проводнику, соединяющему полюсы гальванического элемента?