kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».

Цели:                                                                                                                                   1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.

2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.

3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.

Оборудование:                                                                                                    электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.

План урока:

1. Оргмомент. Цели и задачи.

2.Повторение пройденного.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление ЗУН.

5. Подведение итогов и Д/з.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока" »

Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».


Цели: 1. Сформировать понятие об электрическом токе и роли источника в цепи; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.

2. Воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям.

3. Развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента и решение задач.



Оборудование: электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон, гальванический элемент, таблицы, рисунки.


План урока:

1. Оргмомент. Цели и задачи.

2.Повторение пройденного.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление ЗУН.

5. Подведение итогов и Д/з.




















1.Оргмомент. Цели и задачи урока.

Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток проводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы, или прекращаются движение электропоездов, троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток. Что же такое электрический ток, что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: « Электрический ток. Источники электрического тока». Но сначала давайте проверим ваши знания по пройденному материалу.


2.Повторение пройденного (тест по вариантам).


3. Изучение нового материала.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Заряжаем электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.

  • Что произошло?

( Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику). Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими зарядам и могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы.

Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимы следующие условия:

1.Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов).

2. Наличие электрического поля.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

Источники тока бывают различные. Но во всяком из них совершается работа по разделению положительного и отрицательного заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называется места, к которым с помощью клеем или зажимов присоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы будут перемещаться в определенном направлении, возникает электрический ток.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение какой – либо энергии в электрическую.

- Какие виды энергии вы знаете?

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Термоэлемент (внутренняя – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 4

Фотоэлемент ( световая – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 5

Гальванический элемент (химическая – электрическую)

Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г в честь ученого Гальвани.

( При помощи таблицы рассматривается устройство и принцип действия элемента).

1.Цинковый сосуд.

2. Угольный стержень.

3. Полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем.

4. Клейстер, изготовленный из муки на растворе нашатыря.

5. Слой смолы.

При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяются положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которых называется электродами, возникает электрическое поле. Если угольный стержень и цинковый сосуд соединить проводником, то по всей длине под действием электрического поля свободные электроны придут в упорядоченное движение. Возникает электрический ток.

К гальваническим источникам относятся и электрические аккумуляторы. Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещенных в раствор серной кислоты.

Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого – нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой – отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока.

Кроме свинцовых, или кислотных , аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные, аккумуляторы . В них используется раствор щелочи, а пластины состоят одна из спрессованного железного порошка, вторая из пероксида никеля.

Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они служат для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках Земли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.

На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов.

ЭКСПЕРИМЕНТ 6 (Модель генератора электрического тока).


4. Закрепление

Задача: на рисунках изображены различные виды движения электрических зарядов: а) молния между облаком и землей; б) тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле; в) поток электронов, вызывающих изображение на экране телевизора. Укажите, в каком случае движение электронов представляет собой электрический ток.


Задача: Имеются заряженный электроскоп и металлическая палочка. Что следует сделать, чтобы в палочке возник электрический ток?


Задача: На рисунках показаны палочки на изолирующих ручках и заряженные электроскопы, расположенные парами. Скажите, по какой палочке потечет электрический ток, если она своими концами одновременно соприкоснется с шариками двух электроскопов.


Задача: В чем состоит главное различие между током, возникшим в металлическом проводнике, с помощью которого заряжают электроскоп, и током, текущим по проводнику, соединяющему полюсы гальванического элемента?


5. Подведение итогов и д/з.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по физике "Электрический ток. Источники электрического тока"

Автор: Гребенникова Ольга Николаевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по теме "Электрический ток" с презентацией"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_po_tiemie_eliektrichieskii_tok_s_priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "355642"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478357461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока на тему "Электрическая цепь и ее составные части" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-eliektrichieskaia-tsiep-i-ieie-sostavnyie-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "105535"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402860837"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект урока по предмету "Технология" "Общее понятие об электрическом токе, силе тока,напряжении и сопротивлении""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_tiekhnologhiia_obshchieie_poniatiie_ob_eliektrichi"
    ["file_id"] => string(6) "461049"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520527606"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по физике "Электрический ток. Источники тока". 8 класс "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-fizikie-eliektrichieskii-tok-istochniki-toka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237076"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства