kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока для 7 класса по теме "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеется много дополнительного исторического материала, задания для любознательных, разноуровневые задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 7 класса по теме "Сила трения"»





Тема урока: Сила трения.

Цели и задачи урока:

  • Изучить новый вид силы, причину ее возникновения.

  • Научить учащихся различать виды силы трения покоя, скольжения, качения.

  • Рассмотреть примеры положительного и отрицательного влияния силы и способы ее устранения.

Демонстрации:

  1. Силы трения покоя, скольжения.

  2. Сравнение сил трения скольжения и качения.

  3. Зависимость силы трения от веса тела.

Дидактические пособия: Карточки-задания с пословицами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала по вопросам:

    • Какой прибор измеряет силу?

    • Опишите устройство динамометра.

    • Что называют весом тела?

    • Как можно рассчитать вес тела?

    • Чем отличается сила тяжести от веса тела?

3. Изучение нового материала,

Если тело не может двигаться – значит, нет сил, которые смогли бы сообщить этому телу ускорение для движения. Мы с вами изучили движение тел под действием сил всемирного тяготения, силы тяжести и нам известны фундаментальные законы механики - законы Ньютона:

1.Сила всемирного тяготения – это сила взаимного притяжения между любыми телами,она равна: F = G m1m2/r2.

2.Сила тяжести действует на любое тело у поверхности Земли, и направлена к ее центру: F = mg.

3.! Закон Ньютона – если на тело не действуют никакие силы или действия этих сил скомпенсированы, то это тело или покоится или движется равномерно и прямолинейно, то есть по инерции: F = 0, если v = 0 или v = const.

4.!! Закон Ньютона – под действием некоторой или нескольких сил тело может изменить свою скорость, то есть получить ускорение: F = ma.

5.!!! Закон Ньютона – тела действуют друг на друга с силами, направленными вдоль одной прямой, равными по модулю и противоположными по направлению: F1 = - F2.

(Учащиеся записывают формулы на доске)

Чуть позже мы вернемся к этим определениям и используем законы по назначению, а пока рассказывая о движении, нельзя обойтись без упоминания о трении. Почти любое движение окружающих нас тел сопровождается трением. Например: останавливается автомобиль, у которого водитель отключил двигатель; останавливается после многих колебаний маятник; медленно погружается в банку с маслом брошенный туда маленький металлический шарик; стираются подошвы обуви и шины машин; изнашиваются детали трущихся механизмов, изменяя формы и размеры деталей, которые приводят к вибрациям и биениям в механизмах, снижают качество работ и создают угрозу аварии. Все это и многое другое вызвано действием силы трения, возникающей при движении одних тел вдоль поверхности других. Кстати, ходим мы по земле, благодаря все той же силе трения.

Но силы трения возникают не только при движении. Каждому, кому приходилось передвигать по комнате тяжелую мебель (например, шкаф), известно, как трудно сдвинуть ее с места. Усилия, которые необходимо для этого приложить, гораздо больше усилия, затрачиваемого на дальнейшее перемещение шкафа по полу. Сила, которая противодействует первоначальному сдвигу шкафа, называется силой трения покоя. Если сдвигающая сила не достаточно велика, то сила трения покоя уравновешивает сдвигающую силу. При этом одной и той же силой можно легко сдвинуть с места тело с меньшей массой и не сдвинуть с места тело с большей массой. Тем самым нарушить трение покоя одного тела и не изменить другого. До каких пор действует сила трения покоя? Максимальное значение силы трения покоя пропорционально силе тяжести. Чтобы сдвинуть с места более тяжелое тело, нужно приложить большую силу, следовательно, Fтр ~ Fтяж.

Нам привычно, что неодушевленные предметы вокруг не движутся сами по себе, вещи остаются на своих местах, где мы их положили или поставили. Но если бы вдруг сила трения покоя объявила забастовку, в мире начали бы твориться удивительные вещи. Мебель ,,гуляла,, бы по комнатам от легкого сквозняка, со всех гор на свете сползли бы вниз все ледники, все камни и даже вся земля, лежащая на склонах сровнялась бы до одного уровня. Не будь трения покоя, Земля представляла бы шар без неровностей. Даже самые спокойные школьники не смогли бы усидеть за партами – при малейшем движении они соскальзывали бы на пол. К этому можно прибавить, что при отсутствии силы трения покоя гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержаться на месте и в руках, ни какой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь ото всюду.

Итак, сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.

Одна из причин возникновения силы трения является шероховатость соприкасающихся тел.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Поэтому, все что стоит и не движется это благодаря силе трения покоя, пропорциональной силе тяжести.

1.Для горизонтальной поверхности сила тяжести совпадает по модулю с реакцией опоры (Демонстрация 1).

2.В случаях, когда тело находится на наклонной поверхности, и оно неподвижно, так как сила трения покоя препятствует силе тяжести, которая стремится столкнуть тело вниз при попытке сдвинуть тело со своего места, сила реакции опоры будет зависеть от угла наклона плоскости ( Демонстрация 2)

Если сдвигающая сила превысит максимальное значение силы трения покоя, тело начнет двигаться. При этом возникает сила трения скольжения, которая несколько меньше максимального значения силы трения покоя и сила трения скольжения не зависит от сдвигающей силы. В нашем примере со шкафом оказывается, что уже скользящий по полу шкаф передвигается с меньшим усилием, чем первоначальный сдвиг с места, дело в том, что на помощь приходит инерция, то есть шкаф движется по инерции и под действием меньшей силы . Пока шкаф покоится, сила трения увеличивается пропорционально увеличению сдвигающей силы. Когда шкаф начинает двигаться, сила трения скольжения зависит уже от других факторов. И вот такой исторический факт:

Шел 1500 год. Великий итальянский художник, скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников: он таскал по полу, то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения от скольжения от величины площади соприкосновения в движении тел? Механики того времени были глубоко убеждены, что чем больше площадь касания, тем больше сила трения. Они рассуждали так: чем больше точек соприкосновения, тем больше сила трения. Совершенно очевидно, что на большей поверхности будет больше таких точек касания, поэтому сила трения должна зависеть от площади трущихся тел. Леонардо до Винчи усомнился в справедливости данных предположений и стал проводить опыты. Попутно он исследовал зависимость силы трения от материалов, из которых изготовлены трущиеся тела, от величины нагрузки на эти тела, от скорости скольжения и от степени гладкости или шероховатости их поверхностей. Результаты исследований представлены на таблице:

 В 1699 году французский ученый Амонтон в результате своих опытов, пришел к несколько иным ответам на эти же вопросы. В течении XVIII и XIX веков насчитывалось до 30 исследований на эту тему. Их авторы соглашались только в одном: сила трения скольжения зависит от силы нормального давления, действующей на соприкасающиеся тела. А по остальным вопросам согласия не было. Продолжал вызывать недоумение даже у самых видных ученых экспериментальный факт: сила трения не зависит от площади трущихся тел. В 1748 году, действительный член Российской Академии наук Леонард Эйлер опубликовал свои ответы на пять вопросов о трении. В 1779 году, в связи с внедрением машин и механизмов в производство, назрела острая необходимость в более глубоком изучении законов трения. Выдающийся французский физик Кулон занялся решением задачи о трении и посвятил этому два года. Он ставил свои опыты на судостроительной верфи в одном из портов Франции. Там он нашел те практические производственные условия, в которых сила трения играла очень важную роль.

Вывод: в первую очередь сила трения скольжения зависит от силы нормального давления, чем больше масса, тем больше сила трения. Сила трения зависит от качества обработки трущихся поверхностей, чем больше неровностей на поверхностях, тем чаще происходит зацепление их, сопровождаемое деформацией и увеличением вследствие этого силы трения. Коэффициент трения зависит также от материалов, из которых сделаны тела, и в наименьшей степени от модуля относительной скорости перемещения. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся тел: ведь нужна одинаковая сила, чтобы сдвинуть с места или тащить с медленной скоростью широкий лист стали или такого же веса гирю, опирающуюся на поверхность лишь малой площадью. Поэтому коэффициент трения характеризует два тела трущихся друг о друга и зависит от материалов, из которых сделаны тела и от качества обработки поверхностей.

Коэффициент трения скольжения

№ п/п

Трущиеся вещества

Коэффициент трения

1

Бронза по бронзе

0,2

2

Бронза по чугуну со слабой смазкой

0,19

3

Дерево по дереву (дуб)

0,5

4

Дерево по сухой земле

0,71

5

Кирпич по кирпичу

0,65

6

Кожаный ремень по чугунному шкиву

0,56

7

Сталь по льду

0,02

8

Сталь по стали

0,13

9

Уголь по меди

0,25

10

Чугун по чугуну со слабой смазкой

0,15

11

Резина по бетону

0,75



1.Вокруг школы шли ремонтные работы и рабочий устанавливал деревянную лестницу к столбу, но верхняя ступенька все время соскальзывала с деревянного столба. В это время Вовочка проходил мимо и посоветовал рабочему заменить верхнюю ступеньку лестницы веревкой или куском каната. Почему он предложил этот способ для устойчивости лестницы? (Ответы учащихся)

Ответ: Площадь соприкосновения веревки со столбом больше, чем ступеньки лестницы. Кроме того, веревка ворсиста. Все это увеличивает силу трения.

Предлагаю учащимся эксперимент: сползет или не сползет карандаш, если положить его на наклонно распложенную книгу? Это зависит от того, как расположить карандаш. Если положить вдоль уклона, карандаш даже при большом угле наклона скользить будет медленнее, чем при меньшем угле наклона будет скатываться карандаш, положенный поперек, особенно если он круглый. Катить легче, чем волочить, так как сила трения качения при прочих равных условиях всегда меньше силы трения скольжения. Именно, поэтому люди изобрели колеса. В глубокой древности о колесах не знали и даже летом грузы возили на санях или тащили волоком. Прошло немало лет прежде, чем древние инженеры догадались подложить под грузы катки, то есть заменить трение скольжения трением качения. Так для постройки памятника Петру-I в Санкт-Петербурге, громадную каменную глыбу доставили в город на катках. А иначе, постамент для памятника основателю города трудно было бы строителям тащить волоком.

Замена трения скольжения трением качения было большим шагом вперед и увеличило производительность труда. Сначала полозья заменили брусьями, затем колесами, насажанными на оси, для уменьшения трения ввели смазку между трущимися деталями. В качестве смазки могут использоваться различного вида жидкости, масла. Кроме того, чтобы происходил как можно меньший износ трущихся частей, были изобретены шариковые подшипники.

4. Задачи на закрепление материала:

Задача 1: Вы знаете, что чтобы забить гвоздь в древесину, необходимо приложить немало усилий, но чтобы вытащить его нужно не меньше. Это можно сделать с помощью клещей. Но, что же так крепко держит гвозди в доске? Ведь поверхность гвоздя гладкая, и если он прямой, то ему нечем зацепиться за дерево! Чем можно это объяснить?

Ответ: Держит гвоздь сила трения. Когда его забивали, то заостренный конец с силой раздвигал древесные волокна, проделывая отверстие, по которому проходило тело гвоздя. Раздвинутые волокна стремятся занять свое положение и снова сдвинуться. Они со всех сторон сжимают гвоздь. Благодаря этому нажиму между поверхностью гвоздя и деревом возникает большая сила трения. Гвоздь оказывается зажатым, будто в тисках.

Задача 2: Жидкости являются смазкой при трении, и допустим, деревянное изделие с вбитыми гвоздями долго находилось под дождем или в сыром месте. Если начать вытаскивать гвозди из сырой древесины, то нужно приложить еще больше усилий, чем при вытаскивании из сухой, почему так? Ведь вода, кажется должна быть смазкой.

Ответ: Потому, что промежутки между частичками древесины, набухшей от влаги, увеличиваются, и гвоздь сильнее сжимается волокнами древесины. Значит, сила трения увеличивается.

А теперь, я предлагаю вам найти ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите, значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет положительную или отрицательную.

  1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой.

  2. Оттого телега запела, что давно дегтя не ела.

  3. Сухая ложка рот дерет.

  4. Баба с воза – кобыле легче.

  5. Что кругло – легко катится.

  6. Кататься как сыр в масле.

  7. От работы пила раскалилась добела.

  8. Лопату не покрывают позолотой,





    1. Домашнее задание: п.30. Написать небольшое сочинение «Я обвиняю силу трения» и «Я защищаю силу трения»



Дополнительный материал


Трение скольжения и трение качения.


Если сравнивать силы, которые приходится преодолевать, заставляя тело скользить и катиться, то разница получается очень внушительная – в несколько десятков раз. Неудивительно, что трения качения «победило» трения скольжения. Недаром человечество уже очень давно перешло на колесный транспорт.

Но замена полозьев колесами еще не была полной победой над трением скольжения – ведь колесо насажано а ось. На первый взгляд невозможно избежать трения осей о подшипники. На протяжении веков люди старались уменьшить трения скольжения в подшипниках различными смазками. Это уменьшало трения в 8-10 раз, но все же иногда и этого было недостаточно.

Только в конце 19 века возникла замечательная идея заменить в подшипниках трения скольжения трения качения. Эту замену осуществляет шариковый подшипник. Между осью и втулкой поместили шарики, заменив таким образом трения скольжения трения качения.

Роль подшипников качения в современной технике трудно переоценить. Их делают с шариками, с цилиндрическими роликами, с коническими роликами. Существует шариковые подшипники размером в миллиметр; некоторые подшипники для больших машин весят более тонны.





На железной дороге.



18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель,чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной каской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Около Клейнмихель не учел одного обстоятельства…

Он забыл о смазочном действий масляной краски, уменьшающей трения. – паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока для 7 класса по теме "Сила трения"

Автор: Большакова Ольга Викторовна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по теме "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102195"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486094"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Решение задач по теме: силы трения и упругости 10 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "rieshieniie-zadach-po-tiemie-sily-trieniia-i-uprughosti-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135132"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416854016"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок по физике в 7 классе "Сила трения" (на татарском языке)"
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-fizikie-v-7-klassie-sila-trieniia-na-tatarskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "249153"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446829836"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Условия плавания тел" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "102204"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства