Игровой урок по физике в 7 классе. Физические явления. Позволяет активизировать и обобщить знания учащихся по данной темеВ этой игре ребят привлекает азарт и возможность поэкспериментировать, быстро двигаясь по кругу переходя от выполнения одного опыта к другому.Игра требует предварительной подготовки, нужно приготовить приборы и материалы для проведения опытов и расположить их на столах кабинета по кругу, так чтобы дети могли беспрепятственно перемещаться от одного опыта к другому.В начале игры ведущий, показывает ученикам, как проводится опыт, объясняя, что они должны двигаться по кругу в одном направлении. Игра проходит в быстром темпе, поэтому на выполнение 15 опытов всем классом уходит в среднем 40 минут, время можно варьировать, количеством опытов в зависимости от времени, отведённого для проведения игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”, “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”.
Форма:урок-соревнование для групповой и индивидуальной работы.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной.
Задачи урока:
Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами явления:
- внешними признаками; - условиями протекания и наблюдения; - научным объяснением на основе физической теории; - связями с другими явлениями; - проявлениями в природе и жизнедеятельности человека; - техническими и другими практическими применениями;
Формирование кооперативной и проблемной компетенций;
Развитие представлений о многообразии физических явлений и их важной роли в окружающем мире;
Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся;
Формирование мыслительных умений анализировать явления, делать выводы и обобщения;
Проверка уровня самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
Развитие устной речи.
Конкурсы
№ задания
Название
Формируемые учебные навыки и умения
1 конкурс
“Что наша жизнь? … Череда явлений?”
Распознавание внешних отличительных признаков явлений и условий их протекания
2 конкурс
“Заполни корзины: “явления” и “эксперименты””
Закрепление понятий: физический и химический эксперимент, физическое и химическое явление
3 конкурс
“Механическое движение”
Повторение определений: равномерное и неравномерное движения, прямолинейное и криволинейное движения
4 конкурс
“Назови и объясни явления” (по ассоциации с рисунком)
Объяснение явлений:
диффузия, взаимодействие молекул, механическое движение, инерция, магнитное взаимодействие, свободное падение, смачивание, давление и атмосферное давление
5 конкурс
“Установи соответствие”
Описание физического явления уравнением (количественный уровень)
6 конкурс
“Галерея портретов физиков”
Формирование знаний по истории физики
Конспект урока
Подготовка урока: ребята заранее делятся на две команды, примерно равные по силам. Каждая выбирает себе капитана. Все повторяют теоретический материал по темам и ведут поиск интересных материалов о всевозможных физических явлениях из разных источников информации . Учеба становится для всех интересной, у учеников повышается мотивация, всем хочется добиться хороших результатов.
Учащихся предупреждаю, что будет учитываться активность каждого ученика и команды в целом. В роли судей — учащиеся , заранее подготовленные учителем. Жюри будет вносить оценки -по 5-и бальной шкале- за каждый ответ.
В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Самые активные и успешные ученики оцениваются пятерками.
Итак, жюри готовится оценивать результаты конкурсов. На доске первая тема: “Физические явления”.
I этап. Актуализация ранее изученного.
1 конкурс. “Что наша жизнь?.. Череда явлений?
Учитель: “Наша жизнь – бесконечная череда сменяющих друг друга разнообразных явлений. Задание: просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений, анализируя наблюдаемое”.
Деятельность учащихся: учащиеся просматривают видеофрагмент, анализируют, письменно фиксируют названия и вид явлений ,т. е происходит систематизация ранее изученного. Затем представители команд поочереди зачитывают названия: кто больше.
Возможные ответы: движение автомобиля (механическое явление), кипение воды (тепловое явление), радуга (световое), молния ( электрическое явление ) и т.п.
Жюри задает дополнительные вопросы командам, например: “Почему падание капли дождя – механическое явление?”. ( Ответ: “Так как происходит изменение ее положения относительно земли”.)
“Почему кипение воды – тепловое явление?” - “Так как оно связано с изменениями температуры тела”.
Повторение материала в ходе применения знаний при выполнении конкурсных заданий.
Учитель выводит компьютерные задания по ходу урока на экран
2 конкурс.Заполни пустые места: “явления” и “эксперименты”.
Представители команд выполняют по 5 заданий, высветившиеся на экране:
“наблюдения физических явлений в быту и природе”; “наблюдения химических явлений в быту и природе”; “физический эксперимент”; “химический эксперимент”.
Все учащиеся имеют возможность тем временем сделать самопроверку своих знаний.
Результат: закрепляются понятия: эксперимент и явление с их отличительными признаками и условиями протекания.
3 конкурс.“Механическое движение”.
Учитель: “Механическое движение — очень распространенное физическое явление в окружающем нас мире. Какие виды движения на фотографии?”
Ученики: (по одному от команды) выполняют задание, обозначая виды движения на основании знаний о них: равномерное и неравномерное; прямолинейное, криволинейное или по окружности.
На большом экране фиксируются правильные ответы, жюри протоколирует результаты.
Результат: повторение видов механического движения.
4 конкурс.а “Назови и объясни явление”.Учащиеся рассматривают “картину явления”, читают на экране задание и поочереди по поднятию руки кратко отвечают, Объясняемые явления: диффузия чая в горячей воде, смачивание стеклянной пластины водой, движение бегуна на спортивной дорожке, явление инерции при насаживании молотка на рукоятку, магнитное явление — притяжение стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к земле при листопаде, трение качения в шариковом подшипнике, смачивание губки водой, давление на опору шины автомобиля и ноги человека, атмосферное давление удерживает столбик ртути в трубке Торричелли.
В результате, объясняя физические явления на основе теоретических знаний, ученики устанавливают причинно-следственные связи и совершенствуют умения выражать свою мысль в устной речи.
5 конкурс. “Установи соответствие”.
Это задание выполняется фронтально письменно каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для оценки (записи краткие: цифра-номер явления, буква - соответствующая ему формула).
Установленные соответствия таковы:
6 конкурс.Учитель: А сейчас: “Галерея портретов физиков”. Назовите ученых и их основные научные достижения в области физики”.
Учащиеся, посовещавшись, отвечают.
В галерее для команды № 1 портреты: Исаака Ньютона, М.В.Ломоносова, Архимеда,
№ 2: Блеза Паскаля, Торричелли. Галилео Галилея,
IV. Итоговый этап.
Жюри сообщает о результатах соревнования, называя победившую команду. Все самые активные и знающие учащиеся получают отличные и хорошие оценки.
Учитель дает творческое домашнее задание: напишите сочинение по теме “Физические явления”, связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. ( можно в стихотворной форме )