Работы физического практикума ориентированы на использование типового учебного оборудования. В процессе выполнения каждой работы реализуется дифференцированный подход к учащимся, который осуществляется на основе выполнения дополнительных заданий, предлагаемых в большинстве работ.
Работы включают в себя основной материал об измерении физических величин и оценке погрешностей их измерений, приведен перечень оборудования, обеспечивающего проведения эксперимента. Результаты измерений заносятся в таблицы. После выполнения работы необходимо ответить на контрольные вопросы
В результате выполнения работ ученик должен уметь:
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физический практикум 8 кл. »
Работа №1
Тема: Измерение мощности и работы электрического тока.
Цель: измерить мощность и работу электрического тока в проволочной спирали и в лампе накаливания с помощью амперметра и вольтметра.
Приборы: источник тока, проволочная спираль, лампа накаливания, вольтметр, амперметр.
Ход работы:
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметра, резистора и лампы накаливания, соединенных последовательно. Построить электрическую схему.
Измерить силу тока и напряжение в цепи. Рассчитать мощность электрического тока, относительную и абсолютную погрешности вычисления мощности. Записать формулы для расчетов. Рассчитать работу электрического тока за 1 мин, относительную и абсолютную погрешности вычисления работы. Записать формулы для расчетов.
Измерения повторить для параллельного соединения резистора и лампы накаливания. Записать формулы вычисления.
Заполнить таблицу:
соединение
проводников
I, А
U, В
Δ I, А
Δ U, В
P, Вт
Δ P, Вт
εP, %
A, Дж
Δ A, Дж
εA, %
последовательное
параллельное
Рассчитать мощность и работу электрического тока с учетом погрешностей измерения, используя данные о сопротивлении резистора и лампы накаливания. Записать формулы для расчетов. Составить и заполнить таблицу результатов.
Ответить на вопросы:
№
вопрос
ответ
1.
Почему при прохождении тока по проводнику происходит его нагревание?
2.
Почему результаты, полученные при определении мощности двумя способами, несколько отличаются?
3.
При каком соединении проводников мощность максимальна и почему?
4.
При каком соединении проводников мощность минимальна и почему?
5.
Определить номинальную мощность резистора и лампы накаливания и сравнить ее с фактической.
Работа №2
Тема: Сборка электромагнита и испытание его действия.
Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Приборы: источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, детали для сборки электромагнита, компас.
Ход работы:
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, реостата, ключа, катушки, соединив все последовательно. Замкнуть цепь и с помощью компаса определить магнитные полюсы катушки. Построить электрическую схему, указав на катушке положение магнитных полюсов.
Отодвинуть компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставить железный сердечник в катушку и пронаблюдать действие электромагнита на стрелку.
Изменить с помощью реостата силу тока в цепи и пронаблюдать действие электромагнита на стрелку.
Собрать дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соединить последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверить полюсы с помощью компаса. Определить с помощью компаса, где расположен северный, а где – южный полюс магнита. Построить электрическую схему, указав на катушках магнитные полюсы.
Заполнить таблицу:
Процессы в цепи с одной катушкой
Процессы в цепи с двумя катушками
Внесение железного сердечника
Увеличение силы тока в цепи
Уменьшение силы тока в цепи
Ответить на вопросы:
№
вопрос
ответ
1.
Для чего служит электромагнит?
2.
Из каких частей состоит электромагнит?
3.
На каком явлении основан принцип действия электромагнита?
4.
Какими способами можно усилить магнитное действие электромагнита?
5.
Изобразить магнитные линии магнитного поля катушки.
6.
Где применяется электромагнит?
Работа №3
Тема: Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Цель: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя, определить мощность электродвигателя.
Приборы: источник тока, ключ, соединительные провода, модель электродвигателя, амперметр, вольтметр.
Ход работы:
Изучить инструкцию модели электродвигателя.
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, модели электродвигателя, амперметра и вольтметра. Построить электрическую схему.
Если двигатель не работает, найти причины и устранить их.
Определить силу тока и напряжение в цепи с электродвигателем.
Рассчитать мощность электродвигателя, относительную и абсолютную погрешности вычисления мощности. Записать формулы для вычисления мощности, относительной погрешности, абсолютной погрешности вычисления мощности.
Заполнить таблицу:
I, А
U, В
ΔI, А
ΔU, В
P, Вт
ΔP, Вт
εP
%
Ответить на вопросы:
№
вопрос
ответ
1.
Кто изобрел первый электродвигатель?
2.
Назначение электродвигателя.
3.
Основные части электродвигателя.
1)
2)
3)
4)
5)
4.
Как называется подвижная часть электромагнита?
5.
Как называется неподвижная часть электромагнита?
6.
Для чего служат щетки?
7.
Принцип работы электродвигателя.
8.
Где применяются электродвигатели?
Работа №4
Тема: Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Цель: проверить выполнимость закона Ома для параллельного и последовательного соединения проводников.
Записать законы последовательного соединения проводников.
2.
Записать законы параллельного соединения проводников.
3.
Как рассчитать общее сопротивление цепи с последовательным соединением проводников?
4.
Как рассчитать общее сопротивление цепи с параллельным соединением проводников?
5.
Сформулировать закон Ома для участка цепи.
6.
Сформулировать закон Ома для последовательного соединения проводников.
7.
Сформулировать закон Ома для параллельного соединения проводников.
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, резистора и лампы, соединенных последовательно, амперметра и вольтметра. Построить электрическую схему.
Измерить силу тока и напряжение на резисторе и лампе.
Заполнить таблицу:
I1, А
I2, А
Iоб, А
U1, В
U2, В
Uоб, В
R1, Ом
R2, Ом
Rоб, Ом
ΔRоб, Ом
%
Рассчитать относительную и абсолютную погрешности вычисления Rоб.
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, резистора и лампы, соединенных параллельно, амперметра и вольтметра. Построить электрическую схему.
Измерить силу тока и напряжение на резисторе и лампе.
Рассчитать относительную и абсолютную погрешности вычисления Rоб.
Заполнить таблицу:
I1, А
I2, А
Iоб, А
U1, В
U2, В
Uоб, В
R1, Ом
R2, Ом
Rоб, Ом
ΔRоб, Ом
%
10. Записать вывод с учетом погрешностей измерения для Rоб.
Работа №5
Тема: Снятие вольт-амперной характеристики проводника.
Цель: изучить зависимость силы тока от напряжения для резистора и лампы накаливания.