kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Практикум по физике 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа по курсу физики «Практикум по физике» составлена с учётом закона об образовании РФ, на основе серии методических пособий «Библиотека «Первого сентября»:1. Физический практикум О.Г. Царькова, 2. Экспериментальные физические загадки К.А. Коханов,3. Экспериментальные задания В.Ф. Шилов.Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Программа поможет учащимся изучить и отработать на практике основные методы проведения количественных измерений по разделам «Первоначальные сведения о строении вещества», « Взаимодействие тел», « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия»                                                                  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Практикум по физике 7 класс »



«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________И.С. Захарова

Протокол № 1

от «__» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2»

___________С.В. Белохвостова

от «30» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 2»

_____________Ю.А. Тихова

Приказ № ______

от «___» ___________2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Филипповой Е В

учителя первой категории

по курсу физики

«Практикум по физике»

в 7 «Б», 7 «В» классах

(школьный компонент)









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __

от «30» августа 2014 г.











2014 – 2015 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу физики «Практикум по физике» составлена с учётом закона об образовании РФ, на основе серии методических пособий «Библиотека «Первого сентября»: 1. Физический практикум О.Г. Царькова, 2. Экспериментальные физические загадки К.А. Коханов, 3. Экспериментальные задания В.Ф. Шилов. Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Программа поможет учащимся изучить и отработать на практике основные методы проведения количественных измерений по разделам «Первоначальные сведения о строении вещества», « Взаимодействие тел», « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия»


Цели программы

  • освоение знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения при выполнении лабораторных работ, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических опытов; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении лабораторных работ с использованием физического оборудования, используя принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, дифференцированного подхода к учащимся, соответствия содержания возрастным особенностям учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков.

  • воспитание убежденности в возможности познания природы; лабораторный эксперимент является эффективным средством воспитания и развития учащихся; развития физического мышления, познавательной самостоятельности, творческих способностей, интеллектуальных и практических умений.

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • актуализировать и углубить знания учащихся.

  • формирование у учащихся коммуникативных умений (участвовать в дискуссиях, активно слушать, уметь правильно обосновывать и отстаивать своё мнение).

Задачи программы

● Показать учащимся, что лабораторная работа - это источник новых знаний с фундаментальным основанием теорий;

● Показать учащимся, что лабораторная работа - это средство наглядности, «живое созерцание», иллюстрация изучаемых явлений; ● Показать учащимся, что лабораторная работа - это критерий истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.




В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, учитывающие современные дидактико – психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Приоритетами для лабораторного метода обучения на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства

  • овладение адекватными способами решения практических задач

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов отстаивание своего мнения

  • использование исследовательского метода обучения для развития творчества в деятельности учащихся;

  • развитие учебных умений и навыков с учетом индивидуальных способностей учащихся при проведении лабораторных работ


Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего

Количество часов

Теоретические

Практические

Контрольные работы

1

Введение

1

1



2

«Первоначальные сведения о строении вещества»

6


6


3

« Взаимодействие тел»

13


13


4

« Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

7


7


5

«Работа и мощность. Энергия»

7


7


6

Последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации

1

1



Итого

35

2

33








Содержание тем курса

  1. Введение Классификация лабораторных работ. Формы организации лабораторных работ. Форма и содержание отчета.

  1. «Первоначальные сведения о строении вещества» Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Лабораторные работы:

№ 1 «Изготовление мензурки» (Шприц 5-10 мл, пластиковый стакан, вода) № 2 «Измерение толщины листа бумаги» (линейка) № 3 «Определение диаметра молекулы масла» (пипетка, блюдце, растительное масло, перманганат калия, линейка измерительная, тальк (измельчённый мел), мензурка, термометр, вода, электрический чайник) № 4 «Определение объема различных предметов» (спичечная коробка, прямоугольный ластик, пакет из-под сока или молока, линейка, таблица перевода мм3, см3, дм3, м3,) № 5 «Измерение своего роста и других частей тела» (линейка, рулетка или сантиметровая лента, шнурок, тесьма и т.д.) № 6 «Определение пульса, его использование при расчёте скорости движения» ( часы с секундной стрелкой, можно воспользоваться электронными часами или секундомером)



  1. « Взаимодействие тел» Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе т и технике.

Лабораторные работы:

№7 «Расчёт пути и времени движения» (сантиметровая лента или рулетка, часы) № 8 «Изучение явлений инерции тел» (стакан, открытка, монетка, металлический, деревянный или пластмассовый шарик, «желобок» из плотной бумаги, двойной лист бумаги, стопка книг) № 9 «Расчёт скорости перемещения тел» (сантиметровая лента или рулетка, часы) № 10 «Изучение прямолинейного и криволинейного движения» (линейка, циркуль, колесо от детского велосипеда) № 11 «Изучение движения по окружности» (линейка, циркуль, циферблат часов со стрелками) № 12 «Нахождение массы различных тел» (весы лабораторные, разновесы, динамометр, безмен)





№ 13 «Нахождение плотности различных веществ» (мензурка, вода, весы лабораторные, разновесы, различные небольшие тела (гайки, шайбы, болты и т. д.)

№ 14 «Изучение деформаций тел» (металлическая линейка или проволока, пластмассовая линейка, ластик, кусочек пластилина, пружины различной жёсткости и диаметра, набор грузов)



№ 15 «Изучение силы упругости» (ластик, картон, фанерка, небольшие деревянные брусочки, пружины различной жёсткости и диаметра, набор грузов) № 16 «Изучение связи силы тяжести, массы тела и его веса» (весы лабораторные, разновесы, динамометр, безмен) № 17 «Изучение силы тяжести на других планетах» (таблица ускорений «свободного» падения на планетах Солнечной системы)

№ 18 «Изучение равнодействующей сил» (тележки лабораторные, нить) № 19 «Изучение силы трения» (шестигранный карандаш, большая тяжёлая книга, нить, яйцо сырое и варёное, текстильная резинка, два круглых карандаша)



4. « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Лабораторные работы: № 20 «Изучение способов увеличения и уменьшения давления» (лист в клетку, обувь различного фасона, небольшой лист фанеры) № 21 «Определение давления, производимое стулом» (стулья ученические разных моделей, небольшой лист фанеры) №22 «Изучение атмосферного давления» (стакан, вода, лист бумаги, таз, линейка, газета, весы лабораторные, два резиновых шарика - один надутый, другой нет) № 23 «Изготовление “Водолазного колокола”» (стакан, тарелка, вода, пробка) № 24 «Давление на дне морей и океанов; на различной высоте от Земли и глубине Земли» (таблица давлений на различной высоте над уровнем моря и на различной глубине под уровнем моря) № 25 «Изготовление “Картезианского водолаза”»(пластиковая бутылка с пробкой, пипетка, вода) № 26 «Изучение условий плавания тел» (таз, вода, различные тела: спичечная коробка, кусок пенопласта, деревянный брусок, детский резиновый мяч, металлические болты и гайки, шарик от настольного тенниса, фольга, пластмассовый стаканчик, жестяная банка)

  1. «Работа и мощность. Энергия» Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. «Золотое правило» механики. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другую. Лабораторные работы: № 27 «Изготовление моделей простых механизмов» (картон, спички, клей, нить, ластик, карандаш, проволока)





№ 28 «Изучение условий равновесия тел» (линейка, пластмассовая бутылка, вода, коробка из под обуви, пластмассовые шарики, металлический шарик, нить) № 29 «Нахождение центра тяжести тела» (картон, нить, булавки, металлический шарик, клей)

№ 30 «Нахождение центра тяжести своего тела в различных положениях» (картон, нить, булавки, металлический шарик, различные геометрические фигуры, пластмассовые спицы, клей) № 31 «Изучение «Золотого правила» механики» (динамометр, нить, блоки подвижный и неподвижный, набор грузов, рычаг лабораторный) № 32 «Изучение КПД» (рычаг лабораторный, набор грузов, динамометр) № 33 «Определение потенциальной и кинетической энергии различных тел» (металлический шарик, Тележка лабораторная, теннисный шарик, весы лабораторные, разновесы, часы, сантиметровая лента или рулетка)

  1. Итоговое занятие Подведение итогов. Обобщение материала


Перечень учебно – методического обеспечения


  1. Таблицы физических величин (постоянные)

  2. Описание хода лабораторных работ

  3. Лабораторное оборудование кабинета

  4. Вспомогательное оборудование


Список литературы


  1. Из материалов журнала «Физика».

  2. А.В. Пёрышкин Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  3. «Педагогические технологии в образовании» Вопросы и ответы В.А. Карсонов Учебно-методическое пособие, Саратов, 2006 г.

  4. Справочная и дополнительная литература по физике






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа Практикум по физике 7 класс

Автор: Филиппова Елена Валентиновна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по учебному предмету «Физика» 10 класс"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_po_uchiebnomu_priedmietu_fizika_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "387587"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486195346"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа учебного предмета "Химия" 8-9 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-khimiia-8-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121303"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413916362"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по геометрии для 7 класса (к УМК под ред. Л.С.Атанасяна) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-7-klassa-k-umk-pod-ried-l-s-atanasiana"
    ["file_id"] => string(6) "194044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427722798"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа для сельских школ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-dlia-siel-skikh-shkol-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "238926"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670213"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства