Рабочая программа по курсу физики «Практикум по физике» составлена с учётом закона об образовании РФ, на основе серии методических пособий «Библиотека «Первого сентября»:1. Физический практикум О.Г. Царькова, 2. Экспериментальные физические загадки К.А. Коханов,3. Экспериментальные задания В.Ф. Шилов.Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Программа поможет учащимся изучить и отработать на практике основные методы проведения количественных измерений по разделам «Первоначальные сведения о строении вещества», « Взаимодействие тел», « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Практикум по физике 7 класс »
«Согласовано»
Руководитель ШМО
___________И.С. Захарова
Протокол № 1
от «__» августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2»
___________С.В. Белохвостова
от «30» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ № 2»
_____________Ю.А. Тихова
Приказ № ______
от «___» ___________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филипповой Е В
учителя первой категории
по курсу физики
«Практикум по физике»
в 7 «Б», 7 «В» классах
(школьный компонент)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № __
от «30» августа 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу физики «Практикум по физике» составлена с учётом закона об образовании РФ, на основе серии методических пособий «Библиотека «Первого сентября»: 1. Физический практикум О.Г. Царькова, 2. Экспериментальные физические загадки К.А. Коханов, 3. Экспериментальные задания В.Ф. Шилов. Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Программа поможет учащимся изучить и отработать на практике основные методы проведения количественных измерений по разделам «Первоначальные сведения о строении вещества», « Взаимодействие тел», « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия»
Цели программы
освоение знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениямипроводить наблюдения при выполнении лабораторных работ, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических опытов; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении лабораторных работ с использованием физического оборудования, используя принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, дифференцированного подхода к учащимся, соответствия содержания возрастным особенностям учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков.
воспитание убежденности в возможности познания природы; лабораторный эксперимент является эффективным средством воспитания и развития учащихся; развития физического мышления, познавательной самостоятельности, творческих способностей, интеллектуальных и практических умений.
применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
актуализировать и углубить знания учащихся.
формирование у учащихся коммуникативных умений (участвовать в дискуссиях, активно слушать, уметь правильно обосновывать и отстаивать своё мнение).
Задачи программы
● Показать учащимся, что лабораторная работа - это источник новых знаний с фундаментальным основанием теорий;
● Показать учащимся, что лабораторная работа - это средство наглядности, «живое созерцание», иллюстрация изучаемых явлений; ● Показать учащимся, что лабораторная работа - это критерий истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, учитывающие современные дидактико – психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Приоритетами для лабораторного метода обучения на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства
овладение адекватными способами решения практических задач
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов отстаивание своего мнения
использование исследовательского метода обучения для развития творчества в деятельности учащихся;
развитие учебных умений и навыков с учетом индивидуальных способностей учащихся при проведении лабораторных работ
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем курса
Всего
Количество часов
Теоретические
Практические
Контрольные работы
1
Введение
1
1
2
«Первоначальные сведения о строении вещества»
6
6
3
« Взаимодействие тел»
13
13
4
« Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
7
7
5
«Работа и мощность. Энергия»
7
7
6
Последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации
1
1
Итого
35
2
33
Содержание тем курса
Введение Классификация лабораторных работ. Формы организации лабораторных работ. Форма и содержание отчета.
«Первоначальные сведения о строении вещества» Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Лабораторные работы:
№ 1 «Изготовление мензурки» (Шприц 5-10 мл, пластиковый стакан, вода) № 2 «Измерение толщины листа бумаги» (линейка) № 3 «Определение диаметра молекулы масла» (пипетка, блюдце, растительное масло, перманганат калия, линейка измерительная, тальк (измельчённый мел), мензурка, термометр, вода, электрический чайник) № 4 «Определение объема различных предметов» (спичечная коробка, прямоугольный ластик, пакет из-под сока или молока, линейка, таблица перевода мм3, см3, дм3, м3,) № 5 «Измерение своего роста и других частей тела» (линейка, рулетка или сантиметровая лента, шнурок, тесьма и т.д.) № 6 «Определение пульса, его использование при расчёте скорости движения» ( часы с секундной стрелкой, можно воспользоваться электронными часами или секундомером)
« Взаимодействие тел» Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе т и технике.
Лабораторные работы:
№7 «Расчёт пути и времени движения» (сантиметровая лента или рулетка, часы) № 8 «Изучение явлений инерции тел» (стакан, открытка, монетка, металлический, деревянный или пластмассовый шарик, «желобок» из плотной бумаги, двойной лист бумаги, стопка книг) № 9 «Расчёт скорости перемещения тел» (сантиметровая лента или рулетка, часы) № 10 «Изучение прямолинейного и криволинейного движения» (линейка, циркуль, колесо от детского велосипеда) № 11 «Изучение движения по окружности» (линейка, циркуль, циферблат часов со стрелками) № 12 «Нахождение массы различных тел» (весы лабораторные, разновесы, динамометр, безмен)
№ 13 «Нахождение плотности различных веществ» (мензурка, вода, весы лабораторные, разновесы, различные небольшие тела (гайки, шайбы, болты и т. д.)
№ 14 «Изучение деформаций тел» (металлическая линейка или проволока, пластмассовая линейка, ластик, кусочек пластилина, пружины различной жёсткости и диаметра, набор грузов)
№ 15 «Изучение силы упругости» (ластик, картон, фанерка, небольшие деревянные брусочки, пружины различной жёсткости и диаметра, набор грузов) № 16 «Изучение связи силы тяжести, массы тела и его веса» (весы лабораторные, разновесы, динамометр, безмен) № 17 «Изучение силы тяжести на других планетах» (таблица ускорений «свободного» падения на планетах Солнечной системы)
№ 18 «Изучение равнодействующей сил» (тележки лабораторные, нить) № 19 «Изучение силы трения» (шестигранный карандаш, большая тяжёлая книга, нить, яйцо сырое и варёное, текстильная резинка, два круглых карандаша)
4.« Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Лабораторные работы: № 20 «Изучение способов увеличения и уменьшения давления» (лист в клетку, обувь различного фасона, небольшой лист фанеры) № 21 «Определение давления, производимое стулом» (стулья ученические разных моделей, небольшой лист фанеры) №22 «Изучение атмосферного давления» (стакан, вода, лист бумаги, таз, линейка, газета, весы лабораторные, два резиновых шарика - один надутый, другой нет) № 23 «Изготовление “Водолазного колокола”» (стакан, тарелка, вода, пробка) № 24 «Давление на дне морей и океанов; на различной высоте от Земли и глубине Земли» (таблица давлений на различной высоте над уровнем моря и на различной глубине под уровнем моря) № 25 «Изготовление “Картезианского водолаза”»(пластиковая бутылка с пробкой, пипетка, вода) № 26 «Изучение условий плавания тел» (таз, вода, различные тела: спичечная коробка, кусок пенопласта, деревянный брусок, детский резиновый мяч, металлические болты и гайки, шарик от настольного тенниса, фольга, пластмассовый стаканчик, жестяная банка)
«Работа и мощность. Энергия» Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. «Золотое правило» механики. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другую. Лабораторные работы: № 27 «Изготовление моделей простых механизмов» (картон, спички, клей, нить, ластик, карандаш, проволока)
№ 28 «Изучение условий равновесия тел» (линейка, пластмассовая бутылка, вода, коробка из под обуви, пластмассовые шарики, металлический шарик, нить) № 29 «Нахождение центра тяжести тела» (картон, нить, булавки, металлический шарик, клей)
№ 30 «Нахождение центра тяжести своего тела в различных положениях» (картон, нить, булавки, металлический шарик, различные геометрические фигуры, пластмассовые спицы, клей) № 31 «Изучение «Золотого правила» механики» (динамометр, нить, блоки подвижный и неподвижный, набор грузов, рычаг лабораторный) № 32 «Изучение КПД» (рычаг лабораторный, набор грузов, динамометр) № 33 «Определение потенциальной и кинетической энергии различных тел» (металлический шарик, Тележка лабораторная, теннисный шарик, весы лабораторные, разновесы, часы, сантиметровая лента или рулетка)
Итоговое занятие Подведение итогов. Обобщение материала
Перечень учебно – методического обеспечения
Таблицы физических величин (постоянные)
Описание хода лабораторных работ
Лабораторное оборудование кабинета
Вспомогательное оборудование
Список литературы
Из материалов журнала «Физика».
А.В. Пёрышкин Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
«Педагогические технологии в образовании» Вопросы и ответы В.А. Карсонов Учебно-методическое пособие, Саратов, 2006 г.