kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторный физический практикум для 9 и 11 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работ и поурочный план  лабораторного практикума 9, 11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.


Особое месте в учебной программе по физике в 9, 11 классах отведено лабораторному физическому практикуму. В этой программе рекомендуются проведение лабораторных физических практикумов в виде одночасовых уроков. Учебное время, отводимое программой на практикумы для 9 классов, составляет 8 учебных часов.

В связи с тем, что школами были получены интерактивные доски и новое интерактивное оборудование PASPORT Xplorer GLX и PASСО, далее будут предложены работы лабораторного физического практикума переработанные и совершенно новые в соответствии с учебным материалом 9 класса.



Просмотр содержимого документа
«Практикум1»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ

Цель работы: определить ускорение сводного падения с помощью вращающего диска и сравнить с известной величиной.

Оборудование: электропроигрыватель, линейка измерительная, транспортир, два шарика раной массы на нити, штатив с муфтой и лапкой, два круга из белой и копировальной бумаги, спички.

Содержание и метод выполнения работы

Повторите «Физика - 9», § 6, 7.

Чтобы определить ускорение свободного падения g, надо знать две величины – высоту h и время падения тела t: g = 2 h / t2.

Высоту h можно измерить линейкой с достаточной точностью. В данной работе для определения времени используется электропроигрыватель. Над диском электропроигрывателя укрепляется с помощью штатива небольшая пластинка с двумя одинаковыми шариками. При этом шарики должны находится над диском на разной высоте и располагаться строго над одним из радиусов.

Если включить проигрыватель и пережечь нить, то шарики упадут на вращающийся диск в разные моменты времени t1 и t2.

Зная количество оборотов в минуту электропроигрывателя, можно будет определить ускорение сводного падения по формуле:

g = .

В Ы П О Л Н Е Н И Е Р А Б О Т Ы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов и вычислений:

№ опыта

h 1,

м

h 2,

м

υ,

с-1

φ, 0

g,

м /с2

g ср ,

м /с2

Δg,

м /с2

Δg ср ,

м /с2

, %

1










2







3







2. Положите на диск проигрывателя круг из копировальной бумаги слоем вверх и на него – круг из белой бумаги. На бумажном круге начертите предварительно один радиус.

3. Расположите Шарики по возможности точно над вычерченным радиусом один на высоте h 1= 10 см, другой высоте h 2 = 25 см. Эти числа внесите в таблицу результатов измерений.

4. Включите проигрыватель с частотой υ = 78 об/ мин и через некоторое время пережгите нить, связывающую шарики. Выключите проигрыватель и снимите с него круг. Метки, оставленные шариками, на этом круге, соедините тонкими линиями точно с центром круга, угол φ измерьте с помощью транспортира. Результаты измерений внесите в таблицу.

5. Зная частоту υ вращения диска проигрывателя, расстояния h 1 и h 2 от шариков до диска в начальный момент и угол φ, вычислите величину ускорение свободного падения g.

6. Повторите опыт при других значениях h 1 и h 2. Результаты и вычислений измерений внесите в таблицу.

7. Определите погрешности измерений:


g1 = .

g ср = ;

Δg 1 = │ g ср - g 1│;

Δg 2 = │ g ср - g 2│;

Δg 3 = │ g ср - g 3

Δg ср = ; = 100%

8. Сравните среднее значение полученного ускорение сводного падения с известной величиной.


Контрольные вопросы

  1. Почему время падения шарика в этой работе не измеряют секундомером?

  2. Изменится ли результат в этой работе, если шарики будут иметь массу больше прежней в два раза?

  3. Каковы основные причины погрешностей, возникающих при выполнении данной лабораторной работы?



Просмотр содержимого документа
«Практикум10»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА №10. ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА С ПОМОЩЬЮ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА

Оборудование: цилиндры из набора тел для калориметра; PASPORT датчик силы, PASPORT Xplorer GLX; секундомер; линейка измерительная с миллиметровыми делениями; штатив для лабораторных работ, электронные весы.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Повторите: § 24, 25, 27.

В данной работе массу тела измеряют двумя методами: с помощью весов и пружинного маятника. Для измерения массы тела с помощью пружинного маятника собирают установку. В лапке штатива в вертикальном положении укрепляют учебный динамометр и подвешивают к нему исследуемое тело. Получившийся пружинный маятник выводят из положения равновесия и отпускают. Под действием сил упругости пружины маятник совершает гармонические колебания с частотой, которая равна:

(1)

где k - жесткость пружины, а m - масса тел

Из формулы (1) можно получить выражение для массы: m = (2)

Порядок выполнения работы

  1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений

Сила упругости

пружины,

F, Н

Деформация

пружины,

x, м

Жест-

кость пружины,

k, Н/м

Число

колебаний,

n

Время

колебаний

t, с

Частота

колебаний

с-1

Масса тела,

m, кг

1








2








3








2. Подсоедините датчик силы PASPORT к PASPORT Xplorer GLX. Укрепите пружину в держателе датчика силы PASPORT вертикально и подвесьте его к крючку исследуемое тело

3. Измерьте силу упругости пружины датчиком силы PASPORT и её деформацию с помощью линейки.

4. Вычислите жесткость пружины. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

5. Приведите пружинный маятник в колебание. Для этого тело оттяните вертикально вниз на 1 – 2 см и отпустите. С помощью секундомера измерьте время, например, 10 полных колебаний маятника.

6. Вычислите частоту колебаний маятника.

7. Вычислите массу колеблющегося тела по формуле (2). Результат измерения запишите в таблицу.

8. Вычислите абсолютную и относительную погрешность измерения по формуле:

ε =

9. Определить массу тела с помощью весов.

10. Сравните полученные результаты двух способов измерений одного и того же тела и, учитывая допущенные погрешности, сделайте вывод.

Контрольные вопросы

1. В измерении, каких величин допущены наибольшие погрешности?

2. Масса, какого тела не учитывалась в измерении с помощью пружинного маятника?

3. От чего зависит точность измерения массы тела с помощью пружинного маятника?


Просмотр содержимого документа
«Практикум2»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 2. ИЗУЧЕНИЕ УПРУГОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Цель работы: изучение зависимости коэффициента жесткости пружин от условия их подвеса.

Оборудование: PASPORT датчик силы, PASPORT Xplorer GLX , две пружины одинаковой жесткости, набор грузов, измерительная линейка с миллиметровыми делениями, штатив с муфтой и кольцом.


Содержание и метод выполнения работы

Повторите «Физика - 9», § 40.

По закону Гука: F= k x , откуда коэффициент жесткости k = F / х. В данной работе используются две пружины. Сначала необходимо определить жесткость одной из двух. После этого необходимо будет подвесить их параллельно, а потом последовательно и определить жесткость системы пружин.


В Ы П О Л Н Е Н И Е Р А Б О Т Ы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов и вычислений:

опыта

К-во

пружин

Условия подвеса

Сила упруго-сти, F,Н

Удлине-

ние пружины

х, м

коэффициент жесткости, k, Н/м

k ср, Н/м

Δ k , Н/м

Δ k ср, Н/м

, %

1


1


------








2





3





4


2

последовательно








5





6





7


2

параллель

но








8





9





2. Подвесьте одну пружину. Определите первоначальную длину пружины.

3. Из набора грузов возьмите один груз. Определите с помощью датчика PASPORT силу, с которой он будет растягивать пружину. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Измерьте длину пружины. Определите удлинение пружины. Вычислите коэффициент жесткости k. Результаты измерений и вычислений внесите в таблицу.

5. Увеличьте количество грузов. Повторите опыты.

6. Вновь вычислите коэффициент жесткости, и результаты запишите в таблицу.

7. Подвесьте две пружины последовательно (соединив друг с другом). Повторите опыты как с одной пружиной. Результаты измерений и вычислений внесите в таблицу.

8. Подвесьте две пружины параллельно (закрепив, рядом, друг с другом в кольце). Повторите опыты как с одной пружиной. Результаты измерений и вычислений внесите в таблицу.

9. Определите погрешности измерений:

k ср = ;

Δ k 1 = │ k ср - k 1│; Δ k 2 = │ k ср - k 2│; Δ k 3 = │ k ср - k 3

Δ k ср = ; = 100%

10. Сравните полученные результаты опытов и сделайте вывод о зависимости коэффициента жесткости пружин от условия их подвеса.


Контрольные вопросы

  1. Изменятся ли результаты опытов, если вместо двух пружин взять три?

  2. Какие основные причины погрешности, возникающие при измерении коэффициент жесткости?



Просмотр содержимого документа
«Практикум3»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 3. ИЗУЧЕНИЕ ВТОРОГО ЗАКОНА НЬЮТОНА

Цель работы: изучение зависимости ускорения от действующей силы и массы тела при прямолинейном движении с помощью движущейся тележки.

Оборудование: PASPORT датчик движения, PASPORT тележка, весы, часы с секундной стрелкой, набор грузов, PASPORT направляющая рельса для тележки.

Содержание и метод выполнения работы

Повторите «Физика - 9», § 10-13.

По второму закону Ньютона ускорение а, сообщаемое телу силой F, прямо пропорционально этой силе и обратно пропорционально массе тела m: а = F / m.

Экспериментальную проверку указанной зависимости выполняют на приборе с движущейся тележкой. Модуль ускорения а определяют из соотношения: а = 2 S / t2. Модуль перемещения определяют по PASPORT датчику движения, время движения t по секундомеру.

Задание 1.

Исследование зависимости ускорения от действующей силы при постоянной массе

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов и вычислений:

№ опыта

Сила,

F, Н

Масса,

m, кг

Перемещение,

S, м

Время,

t, с

Ускорение,

а, м/ с2

Погрешность,

1







2







3







2. Определите массу тележки с помощью электронных весов.

3. Установите PASPORT направляющую рельсу для тележки на краю стола. Расположите на нее тележку.

4. Подсоедините PASPORT датчик движения к PASPORT Xplorer GLX, который необходимо поставим в цифровой режим.

5. Приложите к тележке силу 0,05 Н. Для этого прикрепите нить с массой 5 г и перебросьте через блок нить. При этом условии масса движущегося тела будет равна массе тележки.

6. Определите модуль перемещения и время движения тележки. Для этого одновременно необходимо запустить PASPORT датчик движения и секундомер. Зная модуль перемещения и время движения, вычислите и запишите в тетради модуль ускорения движения по формуле а = 2 S / t2. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

7. Увеличьте силу тяги в два раза, три раза не изменяя массу тележки. Для этого снимите груз 5 г и положите 10 г, 20 г.

8. Вновь вычислите модули ускорения движения тележки, и результаты запишите в таблицу.

9. Определите погрешность измерения модули ускорения движения по формуле:

= , где S= 0,0015 м t= 0,1 с.

10. На основании полученных результатов, сделайте вывод и зависимости модуля ускорения движения тележки от действующей силы, при постоянной массе тела.



Задание 2.

Исследование зависимости ускорения от массы движущегося тела при постоянной действующей силе.

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов и вычислений:

№ опыта

Сила,

F, Н

Масса,

m, кг

Перемещение,

S, м

Время,

t, с

Ускорение,

а, м/ с2

Погрешность,

1







2







3







2. Определите массу тележки с помощью электронных весов.

3. Установите PASPORT направляющую рельсу для тележки на краю стола. Расположите на нее тележку.

4. Подсоедините PASPORT датчик движения к PASPORT Xplorer GLX, который необходимо поставим в цифровой режим.

5. Приложите к тележке силу 0,05 Н. Для этого прикрепите нить с массой 5 г и перебросьте через блок нить. При этом условии масса движущегося тела будет равна массе тележки.

6. Определите модуль перемещения и время движения тележки. Для этого одновременно необходимо запустить PASPORT датчик движения и секундомер. Зная модуль перемещения и время движения, вычислите и запишите в тетради модуль ускорения движения по формуле а = 2 S / t2. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

7. Увеличьте массу тележки на 250 г, 500 г. Для этого положите на тележку дополнительные грузы.

8. Вновь вычислите модули ускорения движения тележки, и результаты запишите в таблицу.

9. Определите погрешность измерения модули ускорения движения по формуле:

= , где S= 0,0015 м t= 0,1 с.

10. На основании полученных результатов, сделайте вывод и зависимости модуля ускорения движения тележки от действующей силы и массы тела.


Контрольные вопросы

1. Модуль ускорения модно вычислять, пользуясь разными промежутками времени. Когда будет получен более точный результат? Почему?

2. Масса, каких тел не учитывается при выполнении работы?

3. Какие основные причины погрешности, возникающие при измерении модуля перемещения, времени и модуля ускорения?

Просмотр содержимого документа
«Практикум4»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 4. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.

Цель работы: сравнить две величины – уменьшение потенциальной энергии прикрепленного к пружине тела при его падении и увеличение потенциальной энергии пружины.

Оборудование: динамометр, жесткость пружины которого равна 40 Н/м, линейка измерительная, груз из набора по механике, масса которого равна 100 г, фиксатор, штатив с муфтой и лапкой.


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Повторите: § 22, 23.

Для работы используется установка изображенная на рисунке. Она представляет собой укрепленный на штативе динамометр с фиксатором 1. Пружина динамометра заканчивается проволочным стержнем с крючком. Фиксатор (на рис.2) – это легкая пластина из пластмассы, прорезанная ножом до её центра. Её насаживают на проволочный стержень. Фиксатор должен перемещаться вдоль стержня с небольшим трением, но трение должно быть достаточным, чтобы фиксатор

сам по себе не падал. Для этого нужно убедиться перед началом работы. Для этого фиксатор устанавливается у нижнего края шкалы на ограничительной скобе. Затем растягивают и отпускают.

Фиксатор вместе с проволочным стержнем должен подняться вверх, отмечая этим максимальное удлинение пружины, равное расстоянию от упора до фиксатора.

Если поднять груз, висящий на крючке динамометра, так, чтобы пружина была не растянута, то потенциальная энергия груза по отношению, например к поверхности стола равна mgH, При падении груза (опускание груза на расстояние х = h) потенциальная энергия груза уменьшится на Е1 = mg h, а энергия пружины при её деформации увеличивается на Е2 =

Порядок выполнения работы

1. Груз из набора по механике прочно укрепите на крючке динамометра.

2. Поднимите рукой груз, разгружая пружину, и установите фиксатор внизу у скобы.

3. Опустите груз. Падая, груз растянет пружину. Снимите груз и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение х пружины.

4. Опыт повторите пять раз.

5. Подсчитайте Е1ср = mg h и Е2ср =

6. Результаты занесите в таблицу:

№ опыта

хmax , м

х ср= h ср , м

Е1ср , Дж

Е2ср , Дж

Е1ср / Е2ср

1






2






3






4






5







7. Сравните отношение Е1ср / Е2ср с единицей и сделайте вывод о погрешности, с которой был проверен закон сохранения энергии.


Контрольные вопросы

1. Какие потери энергии не учитываются при выполнении данной работы?

2. При каких условиях применим закон сохранения механической энергии?

Просмотр содержимого документа
«Практикум5»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 5.ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА ПРИ УПРУГОМ УДАРЕ ШАРОВ


Оборудование: штатив; лоток дугообразный; шары диаметром 20 – 30 мм три штуки;

линейка измерительная с миллиметровыми делениями; электронные весы.


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Повторить: §19, 20.

По закону сохранения импульса при любых взаимодействиях тел векторная сумма импульсов до взаимодействия равна векторной сумме импульсов тел после взаимодействия. В справедливости этого закона можно убедиться на опыте, исследуя столкновения шаров на установке. Для сообщения шару определенного импульса в горизонтальном направлении

используют наклонный лоток с горизонтальным участком. Шар, скатившись с лотка, движется по параболе до удара о поверхность стола. Горизонтальные составляющие скорости шара и его импульса во время свободного падения не изменяются, т. к. нет сил, действующих на шар в этом направлении. Определив импульс первого шара до столкновения, ставят на краю лотка второй шар и запускают первый шар таким же образом, как и в первом опыте. После соударения в горизонтальном направлении слетают с лотка оба шара. По закону сохранения импульса сумма импульсов обоих шаров до и после столкновения должна остаться одинаковой.

Для проверки выполнения равенства m1v1=m1v11 +m2v21 необходимо измерить массы шаров с помощью весов и вычислить их скорости, т.к. горизонтальная составляющая скорости не изменяется, она может быть найдена по дальности полета и времени падения, равного: t = .

Порядок выполнения работы


Исследование центрального удара

1. Измерьте массы шаров с помощью электронных весов.

2. Укрепите лоток в лапке штатива таким образом, чтобы горизонтальная часть лотка находилась на расстоянии 20см от поверхности стола. На столе перед лотком положите бумагу, на неё – листы копировальной бумаги

3. Возьмите шар с большей массой, установите его у верхнего края наклонной части лотка. Отпустите шар и по отметке на листе белой бумаги определите его дальность полета в горизонтальном направлении. Опыт повторите три раза и найдите среднее значение дальности полета.

4. Зная высоту края лотка над столом, вычислите время падения шара, затем горизонтальные составляющие его скорости и импульса.

5. Установите на краю горизонтальной части лотка второй шар и осуществите запуск первого шара таким же образом, как в первом опыте. По отметкам на бумаге найдите дальности полетов шаров в горизонтальном направлении после их столкновения. Опыт повторите три раза и найдите средние значения дальности полета первого шара и дальности полета второго шара.

6. По найденным числовым значениям дальностей полетов вычислить числовые значения скоростей шаров после столкновения и их импульсов. Сравнить импульс первого шара до столкновения с суммой импульсов двух шаров после столкновения. Сделайте вывод.


Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е


Исследование нецентрального удара

1. Возьмите два шара одинаковой массы. Один шар установите на краю лотка таким образом, чтобы вектор скорости первого шара при столкновении был направлен мимо центра второго шара. При таком столкновении, называемом нецентральным, векторы скорости шаров после столкновения имеют различные направления.

2. Для проверки равенства v1 = v1 + v2 получите отметки падения шара по вертикали с края лотка, точки падения шара после свободного скатывания и точек падения шаров после нецентрального столкновения (точки С и Д)

Соедините точку А с точками В, С и Д. Вектор АВ параллелен вектору скорости первого шара и пропорционален ему по длине. Векторы АС и АД параллельны векторам скоростей шаров после столкновения. При выполнении закона сохранения сумма векторов АД и АС должна быть равна АВ.

3. Постройте параллелограмм со сторонами АД и АС и проведите его диагональ из вершины А. Сравните эту диагональ с вектором АВ.

4. Оцените границы погрешностей выделенных измерений.


Контрольные вопросы


1. Что называется импульсом тела?

2. При каких условиях выполняется закон сохранения импульса?

3. Выходят ли обнаруженные в опыте отклонения от закона сохранения импульса за пределы границ погрешностей измерений?









Просмотр содержимого документа
«Практикум6»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 6. ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО

ДЕЙСТВИЯ (КПД) УСТАНОВКИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НАГРЕВАТЕЛЕМ

Цель работы: экспериментально рассчитать КПД нагревательного элемента.

Оборудование: PASPORT датчик температуры, PASPORT датчик силы тока и напряжения, весы, секондомер, сосуд с водой комнатной температуры, PASPORT Xplorer GLX, источника тока, выключатель, соединительные провода.


Содержание и метод выполнения работы

Повторите «Физика - 8», § 10, 26, 42.

КПД определяется отношением полезной работы (полезно затраченным количеством теплоты) к полной работе (полному количеству теплоты). В данной работе в качестве нагревателе используется электрическая спираль для нагревания воды. Поэтому полное количество теплоты будем определять по закону Джоуля – Ленца: Q= I U t, где I – сила тока в цепи, U – напряжения, t- время работы нагревателя. Полезно затраченным количеством теплоты будет та теплота, которая пойдет на нагревания воды: Q= c m (t 2 –t1), c – удельная теплоемкость воды – 4200 Дж /кг 0 С, m – масса воды, t 2 – конечная температура воды, t1 – начальная температура воды. Тогда коэффициент полезного действия равен:

В Ы П О Л Н Е Н И Е Р А Б О Т Ы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов и вычислений:

Сила тока,

I, А

Напряжение, U, В

Время,

t, с

Масса воды,

m, кг

начальная температура воды, t1, 0 С

конечная температура воды, t 2, 0 С

КПД, η, %

, %










2. Измерьте массу пустого стакана на весах. Налейте в стакан воды комнатной температуры. Измерьте массу стакана с водой на весах. Определите массу воды. Результат запишите в таблицу.

3. Подсоедините к PASPORT Xplorer GLX датчики температуры, силы тока и напряжения. PASPORT Xplorer GLX переключите в цифровой режим. На экране появится три измеряемые величины.

4. Измерьте начальная температура воды. Результат запишите в таблицу.

5. Соберите электрическую схему из источника тока, нагревательного элемента, выключателя, амперметра и вольтметра.

6. Включите одновременно источник тока вместе с секундомером. Через 10 минут выключите источник тока и секундомер. Запишите показания амперметра, секундомера, термометра и вольтметра в таблицу.

6. Вычислите коэффициент полезного действия. Результат запишите в таблицу.

7. Определите погрешность измерения по формуле:

=,

где Δ I = 0.15 A, Δ U = 0.35 В, Δt* = 0,2 c, Δm = 0.01 г, Δt = 2 0C.


Контрольные вопросы

  1. Почему полезно затраченное количество теплоты меньше полного количества теплоты?

  2. Изменится ли результат в этой работе, если вода будут иметь массу больше прежней в два раза?

  3. Каковы основные причины погрешностей, возникающих при выполнении данной лабораторной работы?


Просмотр содержимого документа
«Практикум7»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА №7. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ И ВЫНУЖДЕННЫХ

КОЛЕБАНИЙ ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА

Цель работы: экспериментальное наблюдение гармонических колебаний.

Оборудование: набор грузов по механике; держатель со специальной пружиной; штатив; метр демонстрационный; секундомер, PASPORT Xplorer GLX, PASPORT датчик силы.


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Повторите: §11,24.

Груз, подвешенный на стальной пружине и выведенный из положения равновесия, совершает под действием сил тяжести и упругости гармонические колебания. Собственная частота колебаний такого пружинного маятника определяется по формуле:.

Задача данной работы заключается в том, чтобы экспериментально проверить полученную теоретически закономерность. Для решения этой задачи сначала необходимо определить жесткость пружины, применяемой в лабораторной установке, массу груза и вычислить собственную частоту и период колебаний маятника. Затем, подвесив груз на пружину, экспериментально проверить полученный теоретически результат.



Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений


№ опыта

F

к,

Н/м

m,

кг

,

Гц

,

с

,

Гц

1









2









2. Укрепите пружину с держателем в лапке штатива и подвесьте к ней груз массой 100г. Рядом с грузом укрепите вертикально измерительную линейку и отмерьте начальное положение груза.

3. Подсоедините к PASPORT Xplorer GLX датчики силы. PASPORT Xplorer GLX переключите в цифровой режим. На экране появится измеряемая величина.

4. Подвесьте к пружине ещё два груза массой по 100 г. и измерьте её удлинение , вызванное действием силы, которую измерьте датчиком силы. По измеренному удлинению и известной силе вычислите жесткость пружины.

5. Зная жесткость пружины, вычислите собственную частоту колебаний и период пружинного маятника массой 200 г и 400 г.

6. Оставьте на пружине два груза массой по 100 г, выведите пружинный маятник из положения равновесия, сместив его на 5 – 7 см вниз, и экспериментально определите частоту маятника. Для этого измерьте интервал времени Pasco Xplorer GLX, за который маятник совершит 20 полных колебаний, и произведите расчет.

7. Такие же измерения и вычисления выполните с маятником массой 400 г.

8. Вычислите отклонение расчетного значения собственной частоты колебаний пружинного маятника от частоты, полученной экспериментально, и результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

9. Сделайте вывод из данного эксперимента



Контрольные вопросы

1. По какому закону происходит колебание тела, подвешенного на пружине?

2. Зависит ли частота колебаний пружинного маятника от амплитуды

колебаний?

3. Каким был бы результат опыта в условиях невесомости?



Просмотр содержимого документа
«Практикум8»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

РАБОТА № 8. НАХОЖДЕНИЕ ЯРКИХ ЗВЕЗД И ОСНОВНЫХ СОЗВЕЗДИЙ ОСЕННЕГО, ЗИМНЕГО И ВЕСЕННОГО НЕБА

Цель работы: научиться находить яркие звезды и основные созвездия осеннего, зимнего и весеннего неба программы «StarСalc».

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, программа «StarСalc»


В Ы П О Л Н Е Н И Е Р А Б О Т Ы

Повторите «Физика - 9», § 39, 40, 42.

1. Найдите на звездной карте и зарисуйте в тетради очертания следующих созвездий: Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Лебедя, Льва, Пегаса, Волопаса и Ориона.

2. Приведите программe «StarСalc» в соответствии с датой и временем проведения урока. Наблюдая за небом , определите, какие из перечисленных в пункте 1 созвездий находятся выше горизонта, какие из них восходят, заходят и находятся в кульминации в данный момент времени.

3. Приведите программу «StarСalc»в соответствии с указанным временем в таблице в день проведения занятия и определите, какие из созвездий, перечисленных в таблице, находятся к востоку, западу, югу и северу от Полярной звезды. Полученные данные запишите в таблицу 1.

Таблица 1

п/п

Созвездия

Расположение в зависимости от времени, ч

0

6

12

18

1

Большая Медведица





2

Кассиопея





3

Орион





4

Лебедь






Контрольные вопросы.

  1. Назовите причину изменения видимой картины звездного неба в течение суток.

  2. Назовите причину изменения видимой картины звездного неба в течение года.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лабораторный физический практикум для 9 и 11 класса.

Автор: Эдокова Танзиля Музафаровна

Дата: 06.04.2018

Номер свидетельства: 465251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование в 10 класс, профиль (учебник Тихомирова С.А. «Мнемозина») "
    ["seo_title"] => string(97) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-v-10-klass-profil-uchiebnik-tikhomirova-s-a-mniemozina"
    ["file_id"] => string(6) "114068"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411276187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Определение плотности вещества "
    ["seo_title"] => string(39) "opriedielieniie-plotnosti-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "175565"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424278887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Измерение выталкивающей силы" "
    ["seo_title"] => string(36) "izmierieniie-vytalkivaiushchiei-sily"
    ["file_id"] => string(6) "175599"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424280610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Измерение объема твердого тела "
    ["seo_title"] => string(36) "izmierieniie-obiema-tvierdogho-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "174449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424123520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства