Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель урока:
сформулировать определение электрической цепи;
познакомиться с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем;
отработать навыки изображения и сборки элементов электрической цепи;
Задачи урока:
Образовательные – сформулировать определение электрической цепи, раскрыть её назначение, познакомить учащихся с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем решения практических задач, с помощью электронного конструктора.
Воспитательные – формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности.
Развивающие – развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, развивать мышление, устную речь учащихся.
Оборудование: таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ, модули ЭОР, раздаточный материал, компьютеры, электронный конструктор «Начало электроники», презентация.
Образование не дает ростков в душе,
Если оно не проникает до значительной глубины.
Протагор
Ход урока.
Орг. момент
Проверка домашнего задания:
1) Работа по вопросам.
Что такое электрический ток?
Какие условия необходимы для существования электрического тока?
Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?
Какие источники тока вы знаете?
Что называется полюсом источника тока?
Какие превращения энергии происходят в гальваническом элементе?
Как устроен аккумулятор?
Где применяются аккумуляторы?
2) Вспомните отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»
«Лесничий – мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
-Может, ответил Рувим.
- Может, может! – передразнил его дед.
– А ты этот электрический ток видел? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Как бы вы объяснили деду, что такое электрический ток? И как с его помощью можно готовить пищу?
3. Изучение нового материала (беседа).
Ребята, темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь и ее составные части».
ЭОР Эл цепь стр 1
В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.
Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась?
ЭОР Эл цепь стр 2
Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка).
Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент).
Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.
Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)
Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
потребитель
источник тока
соединительные провода
замыкающее устройство
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью.
Но почему лампочка не горит? Нужно замкнуть цепь.
Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей.
ЭОР Эл цепь сборка1 стр5
Приведите примеры, где используются электрические цепи?
Электровоз имеет разнообразное электрическое оборудование — от мощных электрических тяговых двигателей до высокочувствительных электрических аппаратов и приборов.
Не всегда для понимания принципа устройства и действия того или иного электротехнического изделия или какого-либо механизма необходимо изображать его точно в таком виде, какой оно имеет в действительности. Довольно часто достаточно ограничиться условными схематическими изображениями тех или иных устройств.
ЭОР Эл цепь стр3
Чертежи, на которых изображают электрические цепи, называют электрическими схемами.
Условные графические обозначения не выбирают по желанию и вкусу исполнителя или потребителя, они устанавливаются государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами). Это позволяет всем, кто сталкивается в процессе работы с такими условными изображениями, легко понимать их.
Составляя стандарты на условные графические обозначения, стремятся к тому, чтобы обозначения по возможности выражали наиболее характерные особенности изделия, были просты для запоминания, требовали минимального времени для вычерчивания, учитывали принятые международные обозначения
Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.
ЭОР обозначение элементов цепи.
Откройте учебник на странице 78, на рисунке 48 найдите условные обозначения, применяемые на схемах.
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.
Перед выполнением следующего задания хочется напомнить китайскую мудрость:
Расскажи — и я забуду…
Покажи — и я запомню…
Дай мне возможность действовать самому — и я научусь.
4 Работа с электронным конструктором.
А теперь эту же цепь соберем на компьютере с помощью электронного конструктора.
Объяснение как работает электронный конструктор.
Пересаживаемся за компьютер.
Открываем на рабочем столе значок Основы электродинамики.
- Скажите людям, какой специальности особенно нужно знать условные обозначения и умение работать с электрическими цепями и схемами?
Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы - электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «ошибку в каждой из схем. Слайды
5 Первичная оценка знаний
Кроссворд.
6. Домашнее задание: Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); упр.13(№3).
7. Итоги урока. Ребята, вспомните цель нашего урока.
Выставляются оценки учащимся.
8. Рефлексия.
Урока время истекло.
Я Вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.