Тема урока: «Электрическая цепь и её составные части. Действия электрического тока»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
· Сформировать знания об элементах электрической цепи;
· Об условных обозначениях элементов электрической цепи;
· О тепловом, химическом, магнитном действиях электрического тока.
Развивающие:
-
Развивать воображение, память внимание, умение логично выражать свои мысли, выделять главное в потоке информации, умение анализировать, использовать аналогии;
-
Формировать познавательную активность обучающихся.
Воспитательные:
· формирование научного мировоззрения; представление единой картины мира (связь с химией, биологией, ОБЖ);
· отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
· воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: источники тока, провода, электроды, раствор медного купороса, эл. лампочки, скрепки, ключи, амперметр.
Раздаточный материал: лабораторные тетради, карточки с условным изображением элементов электрической цепи и инструкцией по технике безопасности.
Ход урока
I. Организационный этап. (2 минуты)
Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.
II. Обзор материала, изученного ранее на уроках. (3 минуты)
Фронтальный опрос
• Что такое электрический ток?
• Какие условия необходимы для существования электрического тока?
• Какие источники тока вы знаете?
III. Объяснение нового материала. (15 минут)
Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка).
Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.
Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке. Знакомство по карточке с техникой безопасности при работе с электрическим током.
Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
1. потребитель
2. источник тока
3. соединительные провода
4. замыкающее устройство
Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. (Работа с раздаточным материалом, учитель показывает на презентации.)
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому.
Изобразим схему этой цепи. (1 уч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.
IV. Постановка экспериментальных задач.
Изучение второй половины темы: «Действия электрического тока» вы будете проводить самостоятельно.
Так как скоро предстоит задуматься о выборе будущей профессии, я предлагаю вам побыть сегодня в роли электриков, медиков или химиков. Работать отдельно. Каждому выдаётся табличка: «Электрик», «Химик» и «Медик» и соответствующие лабораторные журналы.
На выполнение работы даётся 5 минут (по песочным часам).
Задание «Электрик 1»
Электрик1 .(Перед вами собранная электрическая цепь, состоящая из источника тока, ключа и лампы. Замкните ключ. Рассмотрите лампу. Ответьте на вопросы)
1. Какое действие электрического тока, по вашему мнению, вы наблюдали?
2. Приведите примеры применения данного действия тока в быту и технике.
3. Объясните причину свечения лампочки.
Задание «Электрик 2»
Электрик2. (Прикрепите гвоздь с намотанными проводами к гальваническому элементу, поднесите к скрепке и ответьте на вопросы.)
1. Какое действие электрического тока, по вашему мнению, вы наблюдали?
2. На заводах подобные электромагниты применяются для перемещения тяжёлых металлических деталей. Какие преимущества имеют электрические магниты перед природными?
Задание «Химик»
. Химики. (Перед вами набор для проведения опыта. Опустите электроды в раствор медного купороса, через некоторое время достаньте электроды и ответьте на вопросы)
1. Какое действие электрического тока, по вашему мнению, вы наблюдали?
2. Приведите примеры использования данного действия тока в быту и технике.
3. На каком электроде («положительном» или «отрицательном») произошло выделение меди. Почему?
Задание «Медик»
1. Проанализируйте рассказ и подчеркните в тексте не менее пяти нарушений техники безопасности.
Электрик Вася пришёл по вызову отремонтировать люстру. Войдя в квартиру, разулся, надел вязаные рукавицы, чтобы руки не скользили. Залез Василий на металлическую стремянку. Прохладные ступеньки приятно холодили ноги электрика. И тут он увидел, что люстра в пыли. Попросил Вася у хозяйки влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Взяв отвёртку, горе – электрик начал зачищать контакты. Работа в рукавицах показалась ему не удобной. Сбросив рукавицы, Василий пальцами начал скручивать провода. Очнулся электрик на полу…
2. Как называется действие, которое электрический ток оказывает на человека?
V. Озвучивание результатов, заполнение таблицы «Действия электрического тока» (5 минут).
Обучающиеся по очереди кратко поясняют суть проведённого исследования и знакомят всех с полученными результатами. Каждый обучающийся выходит к доске и вносит в таблицу название действия электрического тока, которое они получили по итогам работы. Остальные заполняют таблицы в лабораторном журнале.
VI. Взаимооценка (2 минуты).
Критерии оценивания работы обучающихся.
Участие
Да(1 балл)
Нет(0баллов)
Участие в обсуждении
Использование научной терминологии
Участие в эксперименте
3 балла – «5»
2 балла – «4»
1 балл – «3»
Оценка ________________
VII. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание (3 минуты).
Поднимите руку у кого оценка «5».
Поднимите руку у кого оценка «4».
В чём были сложности при проведении эксперимента?
Вспомним цель урока. Цель достигнута.
Домашнее задание: §§ 33, 34, 35, упр.13
Механизм возникновения электрического тока
Спасибо за работу! До свидания!