kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Домашнее задание по физике. Как повысить его эффективность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены некоторые нароботки по организации домашнего задания на уроках физики. Из опыта работы учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание по физике. Как повысить его эффективность»

Домашние задания по физике. Можно ли повысить их эффективность? Из опыта работы.

И вновь передо мною стопка из ста тетрадей… Нужно проверить домашнее задание в одной из параллелей. Работа эта неблагодарная, однообразная, нудная, да еще и практически бесплатная… А может быть и правда, махнуть рукой – «да ну её!», и учить только на уроке, без всяких домашних заданий? И ученикам легче, и учитель сэкономит немало часов, затрачиваемых на эту работу! Можно бы, да вот что-то никак не получается. А почему не получается?

Давайте чуть-чуть вспомним теорию…

Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

Функции учебной домашней работы

- углубление усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

- формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, т.к. домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

- развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, развитие творческого отношения к делу.

В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию.

В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внешкольные интересы, которые учитель не должен игнорировать.

В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах.

- функция сближения обучения и самообразования. Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании.

- функция подготовки к усвоению нового учебного материала.



Я считаю, что домашние задания при обучении физике необходимы. При чём разнообразные!

Естественно, не обойтись без таких устных заданий для каждого ученика, как

прочитать параграф (обычно для мотивации предлагаю найти в нём то, о чем не говорили)

либо ответить на вопросы, либо придумать и задать их самим,

выучить закон или определение.

А дальше можно и дифференцировать:

найти дополнительный материал,

приготовить к уроку-семинару сообщение и создать презентацию, его сопровождающую, ребята-гуманитарии любят получать такие задания, ведь именно на таких выступлениях они могут проявить себя Многие ученики сопровождают свое выступление показом видеороликов или проведением экспериментов. Полёт фантазии тут безграничен!

Мне не обойтись и без письменных домашних работ. Их эффективность полностью зависит от мастерства учителя, от того, насколько он сумеет замотивировать на их выполнение своих воспитанников.

В своей работе я применяю различные типы письменных домашних заданий. Никуда не денешься, особенно в седьмых-девятых классах, от тех, которые проверяют обязательный уровень знаний и умений учащихся: перевод единиц в систему СИ, правильность оформления и решения несложных физических задач, чтение и построение графиков зависимостей и т.д.

Ведь не секрет, что в рамках сорокаминутного урока, каждого ученика класса без самостоятельной работы научить нереально, особенно если и математическими умениями он не блещет.

Для умеющих учиться ребят наиболее эффективными считаю домашние задания другого вида. К ним можно отнести домашние эксперименты, в которых ученики получают знания опытным путем, как это и происходит в физике как науке.

Семиклассники, например, при изучении темы «Строение вещества» могут получить такое задание, как приготовить в микроволновке попкорн и объяснить наблюдаемые при этом явления.

После темы «Атмосферное давление» предлагаю найти и провести дома занимательные физические эксперименты. При этом они знакомятся с книгами Перельмана, вспоминают о телепередаче «Галилео», находят материал во всемирной паутине. А на следующем уроке «блещут» у демонстрационного стола.

Восьмиклассникам перед уроком «Удельная теплоемкость» предлагаю дома вскипятить воду в коробочке от йогурта. А на следующем уроке поджигаем пустую коробку – после чего и идет уже предметный разговор о большой удельной теплоемкости воды и её применении.

Перед уроком «Кипение» обязательно предлагаю дома пронаблюдать процессы закипания и кипения воды в кастрюле, записать, что происходит с водой на всех этапах этого процесса, тогда на следующем уроке новый материал об этом явлении будет восприниматься осознанно.

Применяю и такой вид оцениваемого домашнего задания, как ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Уже на первом уроке в восьмом классе ученики получают домашнюю лабораторную работу «Измерение температуры своего тела при помощи термометра», в отчет по которой входит рисунок измерительного прибора с показаниями термометра, определение цены деления, запись результата с учетом погрешности, достоверный результат измеренной температуры.

Девятиклассники всегда выполняют как домашнюю лабораторную работу по определению ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника.

Тематику домашних экспериментов можно продумать на целый год. Подобные нескучные домашние эксперименты позволяют сделать интересными и разнообразными не только уроки физики, но и домашнюю работу.

Вот уже несколько лет я успешно применяю еще один вид домашней работы для десятых-одиннадцатых классов. Это составление проверочных тестовых работ по той или иной теме курса. Для составления работ рекомендую использовать задания с официальных сайтов http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege, http://phys.reshuege.ru/ и других.

Работу составляют из десяти заданий. При оценивании учитываю

  • Охват заданиями всей изученной темы (предварительно мы обговариваем, какие вопросы она в себя включает)

  • Разнообразие и разноуровневость заданий,

  • Использование разных типов заданий по форме результата – выбор ответов, краткий ответ, полное решение,

  • Наличие решения всех задач данной работы в бумажном варианте.

  • Правильность оформления в электронном виде.

Такой вид работы мне показался очень эффективным. Учащиеся в ходе её выполнения

  • обязательно перечитают всю теорию,

  • уж если не сами решат, то хотя бы просмотрят готовые решения всех основных типов задач по теме, тем самым подготовятся к контрольной работе. Особенно полезным такой тип работы я считаю для учеников, сдающих ЕГЭ по физике.

  • А какая помощь для учителя на следующие годы! Из пятидесяти работ обязательно наберется порядка десяти достойных того, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в качестве раздаточного дидактического материала.

Таким образом, умение сделать домашнее задание эффективным средством при обучении физике – одна из граней педагогического мастерства учителя.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Домашнее задание по физике. Как повысить его эффективность

Автор: Вахонина Ольга Анатольевна

Дата: 10.06.2022

Номер свидетельства: 609402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-formirovaniie-u-studientov-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439486949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства