Цель урока: дать понятие о деформации тела, определить силы, возникающие при деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, планировать и проводить эксперимент на простейшем оборудовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: дать понятие о деформации тела, определить силы, возникающие при деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, планировать и проводить эксперимент на простейшем оборудовании.
План урока
Этап
Время, мин.
Приемы и методы
1. Повторение
2. Изучение нового материала с последовательной постановкой учебных проблем
3. Закрепление полученных знаний. Выделение главного
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов
5-7
20-25
8-10
3
2
Сообщение учителя. Фронтальный опрос
Рассказ, беседа. Эксперимент. Записи и рисунки на доске и в тетрадях.
Беседа. Ответы на вопросы. Решение задач
Пояснения учителя. Записи на доске и в тетрадях
Ход урока
Фронтальный опрос в устной форме:
Что понимают в физике под термином сила?
Изменится ли движение тела, если на него подействует другое тело?
Как доказать, что бОльшая сила приводит к большему изменению скорости?
Как и почему будет двигаться пассажир, если автомобиль резко остановится?
От чего зависит результат действия силы?
Зависит ли результат действия силы от свойств тела?
Как это экспериментально доказать?
Как доказать, что действие силы не всегда приводит к изменению скорости тела?
У доски учащийся решает задачу: объем бетонной плиты 1,5 м3, плотность бетона 2200 кг/м3. Какова масса плиты?
Изучение нового материала начинается с демонстрационного эксперимента по деформации тел. Для этого берется полоска тонкой фанеры (линейка), устанавливается на двух опорах, а сверху кладется груз.
Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях? (Изменились форма или размеры тел).
Даётся определение: деформация – это физическое явление, при котором изменяется фора или размеры тела. Она характеризуется величиной, зависящей от нагрузки, времени её действия, материала и температуры.
Что является причиной деформации? Повторяется опыт с грузом.
Что является причиной изгиба линейки? (Действие груза.)
Что является причиной деформации тела? (Действие линейки.) Приводятся примеры деформации окружающих тел, выясняются причины деформаций.
Действует ли само деформированное тело на деформирующие его тела? Например, действует ли пружина на подвешенное к ней тело? Как это доказать?
Сила, возникающая при деформации тела и направленная против внешней силы, вызывающей деформацию, называется силой упругости.
Как направлены и к каким телам приложены сила упругости и внешняя сила? (Учащиеся должны выполнить в тетради рис. 1 с обозначением направлений, точек приложения сил.)
Одинаковы ли по величине эти силы? Как это доказать на опыте?
От чего зависит деформация?
От чего зависит сила упругости?
Проводятся опыты. На пружину помещается груз большей массы или прилагается большее усилие, обращается внимание на большую величину деформации. Делается вывод: сила упругости увеличивается с увеличением деформации. Устройство и принцип действия динамометра – прибора для измерения илы – основаны на сравнении любой силы с силой упругости пружины. На демонстрационном столе линейка (0,5 – 1,0 м) с закрытой шкалой укрепляется в лапке штатива с пружиной от ведерка Архимеда. Положение нерастянутой пружины отмечается делением «0».
Фронтальный опрос: как изготовить прибор для измерения сил, используя свойство пружины деформироваться под действием внешней силы? (В качестве подсказки преподаватель демонстрирует опыт, подчёркивая, что сейчас он действует с силой 1; 2; 3 Н).
Что значит проградуировать пружину и получить динамометр? Что для этого надо иметь?
Вспомните в каких единицах выражается сила.
Как зависит сила от величины деформации?
Вопрос: действует ли деформированное тело на линейку? А как доказать, что груз действует на подвес?
После обсуждения вопросов преподаватель дает определение: сила, с которой тело действует на опору или подвес, называется весом тела; обозначается Р.
В чем проявляется вес тела? (В деформации опоры.)
Почему тело деформируется? (Из-за действия опоры или подвеса.)
Если нет опоры, есть ли вес?
Куда приложен вес? (К опоре, подвесу. В тетради делается рис.2).
Р
Р
Рис. 2
Закрепление изученного происходит при решении задач, одновременно проводится беседа.
Что такое деформация?
Когда это явление происходит?
Какие бывают деформации?
От чего они зависят?
Встречается ли это явление у вас дома?
Какой физической величиной характеризуют деформацию?
Если деформированное тело, например растянутая пружина, остается в покое, то о чём это говорит?
Как в этом случае соотносятся между собой внешняя сила и сила упругости?