kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вклад современных российских ученых в развитие физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Внеурочные занятия по физике, посвященные современным достижениям российской науки, могут быть эффективным средством формирования интереса к предмету и профессиональной ориентации учащихся.
  • Важно использовать разнообразные формы работы и интерактивные элементы, чтобы сделать занятие более увлекательным и познавательным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вклад современных российских ученых в развитие физики»

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Вклад современных российских ученых в развитие физики

Цель занятия: Формирование представления о современном состоянии российской физики и вкладе российских ученых в развитие мировой науки.

Задачи занятия:

  • Образовательные:

    • Познакомить обучающихся с современными направлениями исследований в российской физике.

    • Изучить достижения конкретных российских ученых в области физики.

    • Сформировать понимание роли физики в современном мире и ее практического применения.

  • Развивающие:

    • Развивать навыки поиска, анализа и систематизации информации.

    • Развивать критическое мышление, умение оценивать научные достижения.

    • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе и представлять результаты своей работы.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к изучению физики и научных исследований.

    • Формировать чувство гордости за достижения российской науки.

    • Способствовать профессиональной ориентации учащихся в области физики и смежных наук.

Основные понятия:

  • Нанотехнологии

  • Квантовые вычисления

  • Физика плазмы

  • Ядерная физика

  • Космическая физика

  • Перспективные материалы

Планируемые результаты:

  • Личностные:

    • Сформированное представление о роли физики в современном мире.

    • Осознание личной ответственности за сохранение и развитие научного потенциала России.

    • Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

  • Метапредметные:

    • Умение самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность.

    • Умение находить, анализировать и систематизировать информацию из различных источников.

    • Умение работать в группе, представлять и защищать результаты своей работы.

  • Предметные:

    • Знание основных направлений исследований в современной российской физике.

    • Знание достижений конкретных российских ученых в области физики.

    • Понимание практического применения физических знаний в различных областях науки и техники.

Межпредметные связи:

  • Информатика (поиск информации, работа с программным обеспечением для моделирования)

  • Химия (изучение свойств материалов)

  • Биология (биофизика)

  • Математика (математическое моделирование физических процессов)

  • История (история развития науки в России)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа.

Ресурсы, оборудование:

  • Компьютеры с доступом в Интернет.

  • Проектор.

  • Презентация.

  • Видеоматериалы о российских ученых и их достижениях.

  • Интерактивная доска (желательно).

  • Раздаточные материалы (карточки с заданиями, биографии ученых).

  • Программное обеспечение для моделирования физических процессов (например, PhET Simulations).

Содержание занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Создание положительного эмоционального настроя.

Приветствие. Подготовка к занятию.

2 мин

2. Мотивация и целеполагание

Задает вопрос: "Что вам известно о современной российской физике?". Демонстрирует короткий видеоролик о достижениях российских ученых. Предлагает сформулировать тему и цель занятия.

Отвечают на вопрос учителя. Смотрят видеоролик. Формулируют тему и цель занятия (например: "Изучить вклад современных российских ученых в развитие физики").

5 мин

3. Актуализация знаний

Организует фронтальную беседу по основным направлениям современной физики. Предлагает вспомнить известные имена российских физиков прошлого.

Участвуют в беседе. Вспоминают и называют известных российских физиков (например, Ломоносов, Менделеев, Ландау, Капица).

5 мин

4. Изучение нового материала

Делит класс на группы (например, по интересам: нанотехнологии, квантовые вычисления, физика плазмы и т.д.). Каждой группе выдает задание: найти информацию о современных российских ученых, работающих в данном направлении, и их достижениях (используя Интернет и другие ресурсы). Консультирует группы, помогает в поиске и анализе информации. Предлагает каждой группе подготовить краткую презентацию (5-7 минут).

Делятся на группы. Ищут и анализируют информацию о российских ученых и их достижениях. Готовят презентацию.

20 мин

5. Представление результатов работы групп

Организует защиту презентаций каждой группы. Задает вопросы после каждой презентации. Оценивает работу групп.

Представляют результаты своей работы. Отвечают на вопросы. Слушают выступления других групп.

20 мин

6. Интерактивный элемент (на выбор)

Вариант 1: Виртуальная лаборатория. Предлагает учащимся провести виртуальный эксперимент (например, с помощью PhET Simulations) по одному из направлений современной физики. Вариант 2: Игра "Угадай ученого". Подготавливает карточки с фактами о российских ученых. Учащиеся по фактам должны угадать имя ученого.

Вариант 1: Проводят виртуальный эксперимент и анализируют результаты. Вариант 2: Играют в игру и учатся узнавать ученых по их достижениям.

10 мин

7. Рефлексия и подведение итогов

Задает вопросы: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие российские ученые вас особенно впечатлили? Какие направления современной физики вам показались наиболее интересными? Как вы думаете, какую роль физика играет в современном мире? Хотели бы вы заниматься научными исследованиями в области физики? Подводит итоги занятия. Оценивает работу учащихся. Дает домашнее задание (по желанию): подготовить небольшое эссе о современном российском ученом-физике, который вас заинтересовал.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями. Оценивают свою работу на занятии.

8 мин

Рефлексия собственного занятия:

  • Что удалось:

    • Удалось заинтересовать учащихся темой занятия и показать, что российская физика находится на передовых позициях в мире.

    • Учащиеся активно участвовали в работе в группах, успешно находили и анализировали информацию.

    • Интерактивный элемент оживил занятие и помог лучше усвоить материал.

  • Что можно улучшить:

    • Необходимо более тщательно подбирать видеоматериалы и презентации, чтобы они были максимально информативными и интересными для учащихся.

    • Следует уделить больше времени обсуждению практического применения физических знаний.

    • Можно предусмотреть возможность проведения небольшого опроса в начале занятия, чтобы определить уровень знаний учащихся по данной теме.

  • Выводы:

    • Внеурочные занятия по физике, посвященные современным достижениям российской науки, могут быть эффективным средством формирования интереса к предмету и профессиональной ориентации учащихся.

    • Важно использовать разнообразные формы работы и интерактивные элементы, чтобы сделать занятие более увлекательным и познавательным.

Дополнительные креативные элементы:

  • Проведение онлайн-конференции с российским ученым-физиком.

  • Организация экскурсии в научный центр или лабораторию.

  • Создание сайта или блога, посвященного современной российской физике.

  • Проведение конкурса научно-исследовательских проектов по физике.



Этап занятия (блок): Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД)

Умение самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Методы, средства обучения:

Демонстрируется короткий видеоролик о достижениях российских ученых

Проектор.

Видеоматериалы о российских ученых и их достижениях.

Фронтальная беседа по основным направлениям современной физики.




Этап занятия (блок): Освоение нового материала

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД)

Умение находить, анализировать и систематизировать информацию из различных источников.

Методы, средства обучения:

Поиск информации о современных российских ученых

Презентация.

Предлагается каждой группе подготовить краткую презентацию (5-7 минут).

Компьютеры с доступом в Интернет



Этап занятия (блок): Подведение итогов

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД) Умение работать в группе, представлять и защищать результаты своей работы.

• Предметные:

Методы, средства обучения:

Защита презентаций каждой группы.

Проектор.

Презентация

Вариант 1: Виртуальная лаборатория. Предлагает учащимся провести виртуальный эксперимент. Вариант 2: Игра "Угадай ученого". Подготавливает карточки с фактами о российских ученых. Учащиеся по фактам должны угадать имя ученого.

  • Программное обеспечение для моделирования физических процессов (например, PhET Simulations).

  • Раздаточные материалы (карточки с заданиями, биографии ученых).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вклад современных российских ученых в развитие физики

Автор: Бочанова Татьяна Михайловна

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа по физике 7 класс "
    ["seo_title"] => string(29) "proghramma-po-fizikie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174844"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424186010"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Беседа с учащимися "Кому нужны мои знания?" "
    ["seo_title"] => string(49) "biesieda-s-uchashchimisia-komu-nuzhny-moi-znaniia"
    ["file_id"] => string(6) "115353"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411930804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства