Просмотр содержимого документа
«Тепловые явления в природе»
Физика и природа (8класс,Тепловые явления)
Любая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому мы проводим ранней весной, при таянии снега экскурсию с 8-ми классниками на природу.
Весеннее теплое солнышко вызывает очень интересные явления, и мы с учениками их наблюдаем. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки-экскурсии надолго остаются в памяти учащихся.
Вопросы и задания.
* Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? (Ответ :пригорки, так как они более обдуваемы теплым весенним воздухом, чем ровное место.)
*Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Ответ :вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла.)
* На весенний тающий снег положите два куска материи — темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Ответ :тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излу-
чают энергию. Поэтому под темным куском проталинка больше.)
* Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой. Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу? (Ответ :снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным, поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой покров. Следы кажутся приподнятыми.)
* Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Ответ :скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки.)
* Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ:под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда.)
* Положите на снег два одинаковых бруска— деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ :удельная теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее металлического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным.)
* Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните» ощущение тепла. Смочите ладони водой и повторите наблюдение. В чем разница? Почему? (Ответ : во втором случае в руках ощущение холода. Вода с поверхности ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение температуры.)
* Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ: отверстие когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают.)
* Какова температура лужи, в которой плавает лед? Свой ответ проверьте с помощью
термометра. ( Ответ: температура лужи О °С. Пока лед не растает, температура воды не будет повышаться.)
* Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик термометра со ртутью. Что наблюдаете? Почему? (Ответ: температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую поверхность ртутного баллончика.)
* Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова измерьте температуру. Что наблюдаете? Почему? (Ответ: температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, так как часть ее идет на разрушение кристаллов соли.)
* Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в теневое место и через некоторое время измерьте температуру этого освещенного лучиком места. Что наблюдаете? Почему? (Ответ:наблюдаем, что температура поднялась, так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения.)
* Щепоточку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая картина? (Ответ :крупицы марганцовки растворяются в воде, содержащейся в снеге; снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается.)
* Задания:
а) определите среднюю скорость ветра; б) вычислите среднюю скорость таяния снега на обочине дороги; в) найдите среднюю скорость движения солнечного зайчика, если зеркало неподвижно. Чем объяснить существование этой скорости?
(Указания к выполнению задания: а) бросают маленький кусочек бумажки по ветру; замечают путь пролета и затраченное время; б) определяют толщину снега; через некоторое время повторяют измерение в этом же месте; по этим данным вычисляют скорость таяния снега ; в) замечают положение солнечного зайчика, через определенное время измеряют, на какое расстояние он передвинулся.)