Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые
явления»
Цель:
- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; научить применять полученные знания на практике;
- развивающая: развивать интерес к физике как науке о природе;
развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, умение правильно ориентироваться в нестандартной ситуации;
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе, воспитывать товарищество, взаимопомощь.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем брейн-ринге.
Урок сегодня – не простой,
Известный всем, обычный.
Я предлагаю провести
Турнирный бой физический.
Сегодня на уроке вы должны показать свои знания, умения, способности, эрудицию. Так как этот урок необычный, то и работать мы будем не так как всегда (класс делится на две команды). Объясняются условия работы команд. В добрый путь вам друзья!
II. Проведение игры
1 конкурс «Внутренняя энергия»
Учащиеся получают карточки с примерами изменения внутренней энергии и два конверта с подписью «Механическая работа» и «Теплопередача».
Задание: определить способ изменения внутренней энергии и положить карточку в соответствующий конверт. Жюри за каждый правильный ответ присуждает 1 балл.
Задания:
- Деталь обрабатывают на металлообрабатывающем верстаке.
- Вода в чайнике, стоящем на столе, остывает.
- Кузнец изготовленную подкову для охлаждения опускает в холодную воду.
- Сверло во время сверления отверстия нагревается.
- Доску пилой разрезали пополам.
- Сковорода на плите нагревается.
- Батареи водяного отопления в комнате нагревает воздух.
- Мальчик, чтобы согреть руки, быстро потёр их одна о другую.
- Воздух под поршнем в цилиндре в следствие сжимания сильно нагревается.
- Температура воздуха на кухне во время приготовления пищи увеличивается.
- Летом солнечные лучи нагревают поверхность Земли.
- Нагревание воды в электрочайнике.
- Руки спортсмена нагреваются при быстром спуске по канату.
Таблица правильных ответов
Конверт
№ задания
«Механическая работа»
1, 4, 5, 8, 9, 13
«Теплопроводность»
2, 3, 6, 7, 10, 11, 12
2 конкурс «Формулы»
По команде учителя на листе в течение 1 мин записать максимальное количество формул по теме «Тепловые явления». За каждую правильную формулу жюри присуждает 1 балл.
3 конкурс «Отгадай загадку»
Каждой команде по очереди загадывается загадка с физическим содержанием. За каждую правильно отгаданную загадку команде присуждается 1 балл.
Сонлце всем дает тепло С ней и чайник закипает,
Очень щедрое оно. Всем жилье обогревает,
Можно взять ту теплоту, Птицам тоже помогает.
Имея даже пустоту. Кто она, из вас хто знает?
(Излучение) (Конвекция)
4 конкурс «Реши кроссворд»
1 команда
1. Единицы измерения количества теплоты.
2. Вид теплопередачи.
3. Процесс, обратный испарению.
4. Способ изменения внутренней энергии, при котором над телом не
выполняется механическая работа.
- Парообразование, происходящие по всей жидкости.
- Процесс перехода газа в жидкость.
- Процесс обратный плавлению.
- Газ, который является причиной того, что щерсть, пух, мех обладают плохой теплопроводностью.
1
2
3
4
5
6
7
8
2 команда
1. Прибор для измерения температуры.
2. Вид теплопередачи.
3. Вид теплопередачи.
4. Единица измерения температуры.
5. Явления перехода вщества из жидкости в газ.
6. Сосуд, хранящий пищу горячей.
7. Явление перехода твёрдого тела в жидкость.
8. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
1
2
3
4
5
6
7
8
5 конкурс «Объясни, почему?»
Учитель задает вопросы командам по очереди, на которые учащиеся дают полный ответ. За полный ответ присуждается 2 балла, за неполный ответ – 1 балл.
- Почему скошенная трава быстрее сохнет в ветренную погоду, чем в тихую?
- При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?
- Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются спиртовым термометром?
- Почему лёд не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату?
- Алюминиеву и серебрянную ложки опустили в кипяток. Одинаковое ли количество теплоты получили они от воды?
- В каком платье летом жарче: белом или чёрном? Почему?
- Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
- Докажите, что шуба «морозит».
- В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?
- Где быстрее охлаждаются нагретые детали: в воде или в воздухе? Почему?
6 конкурс «Реши задачу»
Конкурс индивидуальный.
Вариант 1.
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 3 кг каменного угля?
а) 0,11 МДж; б) 9 МДж ; в) 27 МДж ; г) 81 МДж.
- Какой из ниже перечисленных материалов наилучше проводит тепло?
а) бумага; б) медь ; в) воздух ; г) дерево.
Вариант 2.
- Какое количество теплоты необходимо для нагревания стальной детали массой 2 кг на 5°С?
а) 46 Дж; б) 184 Дж ; в) 1,15 кДж ; г) 4,6 кДж.
2. Какой из ниже перечисленных материалов хуже всего проводит тепло?
а) вода; б) сталь ; в) воздух ; г) дерево.
III Подведение итогов. Оценивание учащихся.
IV Домашнее задание
Составить кроссворд или написать сочинение «Тепловые явления и я» (по выбору).