Просмотр содержимого документа
«Решение задач по физике при подготовке учащихся к ЕНТ.»
Ольгин орта жалпы бiлiм беру мектебi
ГУ «Ольгинская СОШ « Успенского района»
Решение физических задач по физике.
при подготовке учащихся к ЕНТ.
Подготовил: Учитель физики Цырульник Ф.Ф.
Решение физических задач по физике.
при подготовке учащихся к ЕНТ.
Нельзя научиться решать задачи, только наблюдая за тем, как это делают другие! «Когда задачу решает другой, все ясно, когда решаешь сам, ничего не выходит» (Леонард Эйлер).
Самый существенный элемент подготовки к ЕНТ—тренировка в решении задач. Чтобы за отведенное время решить и правильно написать в бланк наибольшее количество ответов, необходимо «набить руку»: чтобы научиться решать задачи, надо их решать.
Рекомендации учителей лишь облегчают процесс становления умения решать задачи, и учитель бессилен что-либо сделать, если ученик не будет решать задачи самостоятельно.
Конечно, если обладаешь феноменальной памятью, можно запомнить некоторые изложенные в пособиях по подготовке к ЕНТ задачи, но это не гарантирует успешной его сдачи.
Важную роль в повышении тестового балла играют постоянные тренировки в выполнении тестовых заданий. Во время тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом определенную пользу приносят и различные зачетные мероприятия в школе, проводимы учителями физики—это, вне всякого сомнения, позволяет отработать навыки в случаях не столь высокого эмоционального напряжения, как это неизбежно будет на ЕНТ.
Решение задач в процессе подготовки учащихся к сдаче ЕНТ по физики имеет многогранные функции:
овладение теоретическими знаниями;
овладение понятиями о физических явлениях и величинах;
развитие умственных способностей, творческого мышления и специальных способностей учащихся;
является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.
В зависимости от характера и методов исследования вопросов в заданиях ЕНТ используются качественные и количественные задачи.
Качественные задачи, которые, как правило, не требуют математических расчетов ипо типу условия делятся на словесные, графические и экспериментальные.
Особое значение при решении этих задач – применение логического мышления учащихся. В той или иной мере эти качественные задачи являются составной частью любой физической задачи.
Качественные задачи встречающиеся в заданиях ЕНТ можно разделить на две основные группы:
а) Простые качественные задачи или, как их иногда называют, задачи-вопросы. Их решение обычно основывается на одном физическом законе и цепь умозаключений здесь сравнительно проста.
Пример: Назовите два процесса, представленные на графиках
1 и 2 – изобарные.
1 – изотермический, 2 – изобарный.
1 и 2 – изотермические.
1 и 2 – изохорные.
1 – изобарный, 2 – изотермический.
б) Сложные качественные задачи, представляющие как бы совокупность или комбинации нескольких простых задач. Решая их, приходится строить более сложные и длинные цепи умозаключений, анализировать несколько физических закономерностей.
Пример 1: Как изменялся объем газа постоянной массы при переходе из состояния 1 в состояние 2?
- все время увеличивался
- все время уменьшался
- сначала увеличивался, затем уменьшался, и снова увеличивался
- сначала уменьшался, затем увеличивался, и снова уменьшался
Решая данное задание учащиеся должны знать закономерность, что давление газа пропорциональна температуры и его концентрации, уменьшение давления газа при увеличении его температуры возможно только при одновременном уменьшении его концентрации, а это возможно только при увеличении объема газа.
Пример 2 Металлический стержень АВ будет:
Двигаться вправо
Двигаться вперёд
Оставаться в покое
Двигаться влево
Двигаться назад
Решая данное задания учащиеся должны установить причину движения стержня, которой является сила Ампера, определить её направление по правилу левой руки, для этого определить направление тока в проводнике и направление силовых линий магнитного поля .
Пример 3. К перекрестку приближается грузовая машина со скоростью v1=10 м/с и легковая машина со скоростью v2=20м/с. Какое направление имеет вектор скорости легковой машины v2,1 в системе отсчета грузовика?
При решении данного задания необходимо использовать принцип равноправия различных систем отсчета и применить закон сложения скоростей относительно выбраной неподвижной системы.
За неподвижную систему отсчета принимаем грузовой автомобиль, а подвижная – Земля относительно грузового автомобиля, скорость v1 (рис.1) и движущейся относительно Земли легковой автомобиль, скорость v2 . Тогда результирующая скорость определиться по правилу сложения скоростей. (рис.1)
Количественные (расчетные) задачи – это задачи, при решении которых устанавливают количественную зависимость между искомыми величинами и ответ получают в виде формулы или определенного числа. Для решения данных задач необходимо научить учащихся глубже проникать в физическую сущность явлений, использовать важные математические навыки.
Процесс решения физической задачи — это последовательность научно обоснованных и осознанных действий учащихся при выполнении заданий
— изучение условий и требований задачи;
— запись условий в буквенных выражениях;
— перевод единиц физических величин в систему СИ;
— графическое изображение процесса, описанного в задаче;
— поиск пути решения;
— составление плана решения;
— осуществление решения;
— запись искомых величин в виде формул и вычисление их значений с требуемой точностью;
— проверка правильности решения;
— оценка полученных результатов по здравому смыслу;
— анализ процесса решения задачи и отбор информации, полезной для дальнейшей деятельности.
Правильное и рациональное исполнение этих действий требует определенной системы знаний и умений, причем знаний не только тех разделов физики, к которым относится данная конкретная задача, но и знаний по физике, математике и другим учебным дисциплинам.
Решение задач в обучении физике выступает и как средство и как цель обучения.
Нельзя научиться решать задачи, только наблюдая за тем, как это делают другие! «Когда задачу решает другой, все ясно, когда решаешь сам, ничего не выходит» (Леонард Эйлер).
Задачи на усвоение учебного материала – это стандартные задачи. Для большей части из них существуют алгоритмы решения, они описаны в пособиях по решению задач, на уроках анализируются учителем. Решение стандартных задач у регулярно занимающихся не вызывает проблем, при этом происходит перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний – умений.
Задачи на активное использование изученного материала – это так называемые нестандартные или проблемные, поисковые или творческие. Их решение вызывает затруднения. И это понятно: самостоятельный поиск способа решения - дело непростое. Он требует от человека не только глубоких знаний, но и находчивости, целеустремленности и большого напряжения умственных способностей. Только решая нестандартные задачи, можно приобрести умения и навыки для решения задач.
В основу каждой физической задачи положено то или иное частное проявление одного или нескольких фундаментальных законов природы и их следствий. Поэтому, прежде чем приступать к решению какого-либо раздела курса, следует тщательно проработать теорию вопроса и внимательно разобрать иллюстрирующие ее примеры. Без твердого знания теории нельзя рассчитывать на успешное решение и анализ даже сравнительно простых задач, не говоря уже о более сложных.Только основательная теоретическая подготовка и правильно организованная самостоятельная работа позволят учащимся сознательно решать задачи по физике и целенаправленно формировать у себя нужные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности умения.
Чтобы появилась привычка все приемы по решению задач выполнять правильно полуавтоматически, необходимо при решении и стандартных, и нестандартных задач сознательно выделять каждый этап решения. Предметом усвоения должна стать и сама деятельность по решению задач.
Важно при обучении школьников научить применять схемы решения качественных задач и этапы полного решения расчетных задач. При наработке этих умений у учащихся формируется способность применять упрощенный ход решения задач, что очень важно в условиях сдачи ЕНТ.
Схема решения качественных задач:
Ознакомление с условием задачи, краткая запись условия или создание рисунка, поясняющего условие задачи. (Как правило, в перечисленных выше типах заданий использование рисунков при анализе условия наиболее эффективно).
Анализ условия задачи. Вычленение в задаче цепочки вопросов, на основании которых в дальнейшем строится логическое объяснение.
Выделение физических явлений и характеризующих их физических величин и законов, которые необходимо использовать при ответе на составленную цепочку вопросов.
Запись цепочки рассуждений, представляющей собой последовательные ответы на поставленные вопросы и включающей указания на выделенные физические явления, величины и законы.
Формулировка вывода, представляющего собой ответ на вопрос задачи.
Этапы решения расчетной задачи:
анализ условия задачи (указание на описанные в условии задачи физические процессы и явления), запись комментариев, поясняющих выбор физической модели и соответствующих уравнений и законов;
запись формул, выражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;
проведение необходимых математических преобразований и расчетов, приводящих к правильному ответу, и запись ответа.
Указанный выше первый этап решения является крайне важным для всех типов расчетных задач, поэтому целесообразно использовать его уже с первых шагов обучения решению задач в основной школе.
Результаты сдачи ЕНТ убедительно доказывают, что бессистемные знания, заучивание формул без осмысления сущности физических процессов и явлений, т.е. все то, что можно получить в результате «натаскивания», не приводит к желаемым результатам. Только сформированная система физических знаний, понимание особенностей протекания изученных явлений, выстраивание иерархии физических законов сможет обеспечить успешность сдачи ЕНТ.
При подготовке к ЕНТ не приводит к успешным результатам путь заучивания «типовых моделей задач». Продуктивным является анализ условия и понимания возможности использования для решения задачи тех или иных законов.Не надо при обучении решению задач ставить перед учеником задачу решения большого количества однотипных задач на применение того или иного закона. Необходимо решать задачи на применение одного и того же закона или формулы, обеспечивая не тренировку в запоминании формулы и в математических преобразованиях, а дополнительные возможности осмысления описанных в задачах ситуаций, обсуждения условий применимости закона, использования различных подходов к решению задач на применение одного и того же закона, а также анализ численного ответа. Слайд 12,13,14,15
Одним из факторов, влияющих на успешность решения задач по физике, является сформированность вычислительных навыков учащихся. Отсутствие калькулятора при решении задач затрудняет произвести численный расчет, отнимает время на осмысление физической сути полученных в ответе значений. Необходимо проводить дополнительную работу направленную на развитие вычислительных навыков.
Успешная сдача ЕНТ по физике невозможна без привлечения опорных знаний по математике. Значительный педагогический эффект при изучении физических законов и величин может быть получен за счет использования межпредметных связей с математикой. Понимание соотношений между величинами в законах и формулах, а также физического смысла коэффициентов невозможно без усвоения свойств соответствующих функций. (Например, сила тока только тогда прямо пропорциональна напряжению, когда сопротивление не зависит ни от силы тока, ни от напряжения). Таким образом, актуализация знаний из курса алгебры — системный фактор, в значительной степени помогающий освоению физики, решению задач. Огромную помощь получат ребята, если на уроках математики они будут работать с формулами, взятыми из курса физики: будут учиться выражать из формул любые величины в среднем звене, исследовать уравнения, строить графики в старшем звене. Такую работу проводил учитель-новатор В.Ф.Шаталов и получал очень высокие результаты, а ребята убеждались в значимости математики и необходимости ее изучения для лучшего понимания физики.
Моя задача, как учителя физики, разбудить у учащихся желание познать и понять эту непростую науку через решение нестандартных задач, поэтому на уроке организуется коллективная или групповая деятельность по усвоению теоретических знаний; самостоятельная деятельность по решению разноуровневых задач в парах или группах, причем при возникновении конкретных трудностей на помощь приходит учитель; домашнее задание обязательно содержит одинаковую для всех теоретическую часть, но разные по уровню задачи :учащийся может выбирать; учащиеся, выбравшие сдавать ЕНТ по физике, получают дополнительные задания по обобщению материала, рекомендации по подбору задач, индивидуальные консультации по решению задач. В кабинете накоплен материал для подготовки к ЕНТ по физике: это обобщающие таблицы по всем разделам в электронном виде, сборники для решения задач в электронном виде, тесты с реальными заданиями, диагностические тесты в бумажном и электронном виде.
Для серьезного овладения любым умением, прежде всего, нужно осознанное желание человека. Психологи считают, что желание человека — это проявление его воли и характера, целеустремленное желание мобилизует его внимание, повышает интерес, создает настроение выполнить любую работу, нужную для овладения умением.
Желание — важнейшее условие не только для приобретения умения решать задачи, но и для любой самостоятельной деятельности.