Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через простые опыты
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через простые опыты
Основной проблемой любого школьного предмета является активизация познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время в связи с совершенствованием обучения и воспитания школьников, подготовкой их к трудовой деятельности особое значение приобретает развитие школьного физического эксперимента. Широкое использование опытов, умелое привлечение выполнения на уроке несложных простых опытов, рациональная организация простых опытов - все это позволяет значительно расширить познавательные интересы учащихся.
Одной из главных задач обучения является развитие личности учащихся. Решение этой задачи связано с развитием их познавательных интересов.
Именно этой актуальной теме развития познавательных интересов учащихся посвящается данная работа.
Целью работы является составление системы простых опытов, направленных на развитие познавательных интересов учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через простые опыты »
Республика Саха (Якутия)
Сунтарский улус
МБОУ Эльгяйская средняя общеобразовательная школа
им. П.Х.Староватова
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через простые опыты
2013год
Выполнила: Кривошапкина Оксана Николаевна
- учитель физики
1 категории ЭСОШ
Основной проблемой любого школьного предмета является активизация познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время в связи с совершенствованием обучения и воспитания школьников, подготовкой их к трудовой деятельности особое значение приобретает развитие школьного физического эксперимента. Широкое использование опытов, умелое привлечение выполнения на уроке несложных простых опытов, рациональная организация простых опытов - все это позволяет значительно расширить познавательные интересы учащихся.
Одной из главных задач обучения является развитие личности учащихся. Решение этой задачи связано с развитием их познавательных интересов.
Именно этой актуальной теме развития познавательных интересов учащихся посвящается данная работа.
Целью работы является составление системы простых опытов, направленных на развитие познавательных интересов учащихся.
Объектом исследования взяты простые опыты.
Гипотеза: по нашему предположению проведение простых опытов, может быть и составление самими учащимися опытов, которые способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить научную методическую литературу по формированию познавательных интересов учащихся.
Составить простые опыты для 7-11 класса по разделам.
Выяснить эффективность решения учащимися составленных простых опытов.
Новизной данной работы является доказательство эффективности системы простых опытов.
По своему содержанию экспериментальные задания представляют собой наблюдения, опыты и измерения. А основное назначение экспериментальных заданий - способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе и умений, наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты опыта, делать обобщения и выводы.
Из всего следует, что мало изученной проблемой является роль простых опытов в формировании познавательных интересов учащихся.
Приведу вам несколько примеров из сделанных мною опытов. При зажигании в фитиле плавится вещество, из которого сделана свеча. Это вещество быстро испаряется, и от пламени спички сам фитиль загорается. Под пламенем образуется запас жидкого топлива. Капиллярные силы поднимают его фитилю. У только что погашенной свечи из фитиля тянется струйка испаряющегося горючего. Это хорошо видно по белой ленточке пара. Если быстро поднести к такой струйке горящую спичку, она вспыхнет, пламя перекинется на еще не остывший фитиль, и он снова загорится.
Каждый год провожу опыт «Тепловое равновесие живых существах»,то есть оживление карася. На основе полученных данных сделала вывод:
Повышение познавательного интереса учащихся дается в процентах, по результатам опроса, итогам проведенных простых опытов. Из гистограмм видно, что повысился интерес к физике.
Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат. Простые опыты способствуют развитию у школьников таких умений и навыков:
обобщать, исследовать и оформлять результаты эксперимента);
2) предметных (умения соединять теорию с практикой, применять физические знания для анализа явлений, обеспечивать понимание принципа действия многочисленных бытовых приборов и
функциональные назначения прибора или инструмента, соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности при работе с техническими объектами);
4) трудовых (навыки владения ручным инструментом, отдельными измерителями при столярных, слесарных, электромонтажных и паяльных работах).
В заключение можно отметить, что данная работа может иметь дальнейшее развитие. Простые опыты придают уроку положительные эмоциональную окраску, позволяют сформировать у учащихся высокий уровень учебной деятельности, учебно-познавательный интерес.
В связи повышением учебно-познавательного интереса к физике, увеличилось количество учащихся, сдающих ГИА и ЕГЭ по предмету.