Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2012г) (далее – ФГОС) и примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России (2015г) по профессии 38.01.02. Продавец, контролёр - кассир
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02. Продавец, контролёр-кассир (базовой подготовки) социального-экономического профиля.
В результате освоения учебной дисциплины «ФИЗИКА» обучающийся должен овладеть элементами общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Накопля емость часов | Уро вень освоения | Компе-тенции |
1 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 1 | Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 2/2 | 1 | ОК1, ОК10 |
Раздел 1. Механика | 16 | - | - | - |
Тема 1.1. Кинематика | | Содержание учебного материала | | | | |
2 | Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное и криволинейное) и их графическое описание. Центростремительное ускорение. | 2 | 2/4 | 1 2 | ОК2 ОК3 |
3 | Практикум по решению задач: «Кинематика». | 2 | 2/6 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по кинематике, составление кроссворда по теме «Кинематика» Доклад «Физика наука о природе» | 2 | - | ОК9, |
Тема 1.2. Динамика | | Содержание учебного материала | | | | |
4 | Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. | 2 | 2/8 | 1 2 | ОК2 ОК3 |
5 | Практикум по решению задач: «Ддинамика». | 2 | 2/10 | |
| Самостоятельная работа обучающихся: решение задач; подготовка докладов по темам | 2 | - | ОК4 ОК5 |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | | Содержание учебного материала | | | | |
6 | Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | 2 | 2/12 | 1 | ОК3 ОК6 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Конспект темы «Законы сохранения в механических процессах», решение задач | 2 | - | ОК2 ОК6 |
Тема 1.4. Механические колебания и волны | | Содержание учебного материала | | | | |
7 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 2 | 2/14 | 1 | ОК3 ОК6 |
8 | Лабораторная работа № 1. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити (интерактивная лабораторная работа). | 2 | 2/16 | 2 | ОК2, ОК8 |
9 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 1 «Механика» | 2 | 2/18 | ОК6 ОК7 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению контрольной работы и тестов; подготовка к лабораторной работе; оформление отчета лабораторной работы. Доклад «Звуковые волны», «Ультразвук и инфразвук» | 2 | - |
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики. | 16 | - | - | - |
Тема 2.1. Молекулярная физика | | Содержание учебного материала | | | | |
10 | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 2 | 2/20 | 1 | ОК2 ОК6 |
| 11 | Практикум по решению задач «Основы МКТ». | 2 | 2/22 | |
Тема 2.2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. | | Содержание учебного материала | | | |
12 | Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | 2 | 2/24 | ОК4 ОК6 |
13 | Лабораторная работа № 2. Опытная проверка закона Гей-Люссака | 2 | 2/26 | 2 | ОК2 ОК3 ОК7 |
14 | Практикум по решению задач «Идеальный газ» | 2 | 2/28 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме «Основы МКТ». Подготовка к выполнению тестов; подготовка к лабораторной работе. Оформление отчета лабораторной работы. Подготовка доклада по теме «Значение влажности воздуха для здоровья человека». | 4 | - |
Тема 2.3. Термодинамика | | Содержание учебного материала | | | | |
15 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды. | 2 | 2/30 | 1 2 | ОК2 ОК3, ОК8 |
16 | Практикум по решению задач: «Основы термодинамики». | 2 | 2/32 |
17 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 2 «Основы МКТ и термодинамики» | 2 | 2/34 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Экологические проблемы тепловых двигателей». Решение задач на вычисление КПД ДВС, внутренней энергии; подготовка к контрольной работе | 4 | - | ОК3 ОК7 |
Раздел 3. Основы электродинамики | 22 | - | - | - |
Тема 3.1. Электростатика | | Содержание учебного материала | | | | |
18 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью электростатического поля. | 2 | 2/36 | 2 | ОК2 ОК4 ОК3 |
19 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электрическая емкость. Конденсаторы. Практикум по решению задач: «Электростатика». | 2 | 2/38 |
Тема 3.2. Постоянный ток | | Содержание учебного материала | | | | |
20 | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. | 2 | 2/40 | 1 2 | ОК6 ОК8 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля» Конспект «Сверхпроводимость», «Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы». Доклады по темам: Электрический ток в газах; Электролиз и его применение; Транзисторы. Термисторы. Резисторы Плазма, свойства плазмы | 4 | - | ОК3 ОК5 |
Тема 3.3. Магнитное поле | | Содержание учебного материала | | | | |
21 | Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества Практикум по решению задач: «Магнитное поле». | 2 | 2/42 | 1 | ОК2, ОК3 |
| Содержание учебного материала | | | | |
22 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | 2/44 | 1 | ОК3 ОК4 ОК6 |
23 | Практикум по решению задач: «Электромагнитная индукция». Контрольная работа № 3 «Электромагнетизм и электромагнитная индукция» | 2 | 2/46 | |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Доклад по теме «Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики» Решение задач по теме «Закон ЭМИ». Подготовка к контрольной работе. | | 2 |
4 | - | ОК3 ОК5 |
Тема 4 Колебания и волны | | | | |
Тема 4.1. Электромагнитные колебания и волны | | Содержание учебного материала | | | | |
24 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Формула Томсона. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Практикум по решению задач: «Электромагнитные колебания», защита презентации. | 2 | 2/48 | 1 | ОК3 ОК6 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Презентации (реферат) «Яйвинская ГРЭС», «Энергетика Прикамья». Сообщение на тему «Проблемы энергосбережения» | 2 | - | 3 | ОК4 ОК9 |
| Содержание учебного материала | | | | |
25 | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Основные источники ЭМП. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Радиолокация. | 2 | 2/50 | 1 2 | ОК4 ОК6 |
ОК3, ОК5 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: Презентации «Влияние ЭМП на здоровье человека», «Влияние ЭМП сотового телефона на здоровье». Сообщение «Источники ЭМП» | 2 | - |
Тема 4.2. Световые волны | | Содержание учебного материала | | | | |
26 | Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 2 | 2/52 | 1 1 2 | ОК4 ОК6 ОК8 |
27 | Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. | 2 | 2/54 |
28 | Лабораторная работа № 3. Измерение длины световой волны. | 2 | 2/56 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; подготовка к лабораторной работе и оформление отчета; разработка презентаций по темам «Рентгеновское излучение и его применение», «Свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучений» Сообщения по теме: Оптические явления в природе Явления, связанные с отражением света Явление, связанные с преломлением света | 2 | - | 3 | ОК3 ОК5 |
Раздел 5. Элементы квантовой физики | 8 | - | - | - |
Тема 5.1. Квантовые свойства света. | | Содержание учебного материала | | | | |
29 | Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект и его законы. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Давление света. Химическое действие света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Практикум по решению задач: «Световые кванты». | 2 | 2/58 | 1 | ОК3 ОК4 |
Тема 5.2. Физик атома. | | Содержание учебного материала | | | | |
30 | Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомом. Спектры. Спектральные аппараты. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. | 2 | 2/60 | 1 | ОК4 ОК6 |
Тема 5.3. Физика атомного ядра | | Содержание учебного материала | | | | |
31 | Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций Ядерная энергетика. Ядерное оружие. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 2 | 2/62 | 1 2 | ОК2 ОК6 ОК3 |
32 | Практикум по решению задач: «Состав атомного ядра. Энергетический выход реакции». | 2 | 2/64 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий по разделу; подготовка к выполнению контрольной работы и тестов; повторение разделов программы с целью подготовки к итоговой аттестации; разработка презентаций по темам: подготовка сообщений по темам: Составление кроссворда по теме «Спектры» | 4 | - | ОК4 ОК5 |
Раздел 6. Вселенная и ее эволюция. | 4 | - | - | - |
Тема 6.1 Строение и развитие Вселенной | | Содержание учебного материала | | | | |
33 | Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Космология. Звезды. Термоядерный синтез. Модель расширяющейся Вселенной. Строение и происхождение галактик. | 2 | 2/66 | 1 | ОК2 ОК3 ОК8 |
34 | Происхождение солнечной системы. Протосолнце и протопланетные облака. Образование планет. Проблема существования внеземных цивилизаций. Современная физическая картина мира. | 2 | 2/68 |
- | Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий по разделу, оформление презентаций по темам: «Млечный Путь», «Обсерватории», «Темная Вселенная» | 2 | | 2 | ОК4 ОК6 |
Обобщающее повторение | 4 | - | - | - |
35. Подготовка к зачёту. Решение задач | 2 | 2/70 | 2 | ОК3, ОК8 |
36. Зачётный урок | 2 | 2/72 |
Всего: | 108 | 72 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; Отличать гипотезы от научных теорий; Делать выводы на основе экспериментальных данных; Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления; Приводить примеры практического использования физических знаний; законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики и создании ядерной энергетики, лазеров; Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернет, научно - популярных статьях. Применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета; Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. Знания: Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; Смысл физических величин: скорость , ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура. Средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и энергетического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики | Формы контроля обучения: Индивидуальная, групповая и фронтальная. Формы оценки результативности обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. Методы контроля обучения: Методы оценки результатов обучения: экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы; мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; формирование итоговой оценки по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля |
ведений искусства.
Катаева Лидия Алексеевна, преподаватель физики ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Скачилова Светлана Михайловна, учитель физики высшей квалификационной категории МОУ «СБОШ № 1» г. Александровск