kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Физические явления в художественных произведениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассмотрены физические явления в художественных произведениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Физические явления в художественных произведениях"»

Введение.

При прочтении многих сказок, стихотворений, рассказов я заметила, что в них встречаются упоминания о явлениях, которые можно рассматривать как физические.

Актуальность  заключается в доказательстве того, что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение.

Проблема моего исследования: выяснить какие физические величины можно увидеть в литературных произведениях.

Цель исследования.

Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях и проверить их на соответствие положениям физики.

.Задачи исследования.

  • изучить источники информации по теме работы

  • найти литературные произведения, в которых описываются явления природы

  •  сравнить литературные произведения по признаку правильности описания  в их текстах положений и законов физики

Гипотеза: существует много произведений различного жанра, в которых говорится о величинах, связанных с каким - либо физическим явлением.

Методика проведения исследования.

Сбор, анализ и сравнение информации.

Объекты исследования.

Литературные произведения различных жанров.

I. Теоретическая часть.

Физика – это наука о природе. Физические явления с давних пор были предметом вдохновения многих поэтов и писателей. Перечислить все произведения посвященные физике просто невозможно - так их много. Почти у каждого великого стихотворца есть несколько строк о чудесах и загадках этой интересной науки.

На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания. Как же можно поставить рядом две столь разные науки? И тем не менее и физика и литература так или иначе рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.

Мир физических явлений многообразен. Сюда входят и небесные тела, и механические явления, и изменения агрегатного состояния, и световые явления, и звуковые, и многое другое. И, конечно, каждое из этих явлений находит себя в литературных произведениях.


Механические явления

В восемнадцатом веке Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении описал относительность движения и покоя. 

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой молчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

    Хвалили все ответ замысловатый.

    Но, господа, забавный случай сей

    Другой пример на память мне приводит:

    Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

    Однако ж прав упрямый Галилей!

А.С. Пушкин «Движение»


«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…»

Максим Горький «Макар Чудра»

В этом фрагменте рассказа на примере мелодии плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов автор показывает распространение звуковых волн от разных колеблющихся тел. 

В отрывке из рассказа В. Бианки «Музыкант» также рассказывается о механическом явлении, звучании колеблющейся щепы.
«Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзинь!»… - Как струна пропела.… Замолк звук, медведь опять за свое: оттянул щепку и отпустил». 

Передачу звука многие поэты описывали по-разному, но всегда гениально. Так, например, А. С. Пушкин в своём стихотворении «Эхо» описывает это явление так:

Ревёт ли зверь в лесу глухом, 
     Трубит ли рог, гремит ли гром, 
     Поёт ли дева за холмом - 
     На всякий звук 
     Свой отклик в воздухе пустом 
     Родишь ты вдруг. 

У Г. Р. Державина «Эхо» выглядит немного по-другому: 

Но, вдруг, отдавшись от холма 
     Возвратным грохотанием грома, 
     Гремит и удивляет мир: 
     Так ввек бессмертно эхо лир. 

При изучении инерции тела можно использовать один из эпизодов знакомой нам сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше». По причине инерции утка упала гораздо дальше того места, над которым закричала.

Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» содержит описание явления инерции. 
«В одиннадцатом часу вечера молочные братья, кренясь под тяжестью двух больших гирь, шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя.
…Здоровяк Балаганов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол, потому что гиря по инерции продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой поддерживал Паниковского за шиворот и придавая его телу нужное направление».

В отрывке из произведения А.П. Чехова «Степь» рассказывается о действии силы тяжести и выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость, а также об условиях плавания тела.

«Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и опять нырнул: опять та же сила не давала ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».


Тепловые явления

«Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам».

Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»
«…пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам» - это явление диффузии, которое состоит во взаимном проникновении частиц одного вещества между частицами другого вещества

Фрагмент рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: 

«Большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетели ночевать».
В рассказе идет речь о физическом явлении излучения и поглощения света различными телами. Черный пень сильнее нагревается по сравнению с телами других цветов. В этом проявляется зависимость поглощательной способности тел от их цвета.

«Тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», ч. 2 «Княжна Мери»

Так как на большой высоте давление становится меньше, температура падает, становится холодно. Молекулы воздуха медленнее движутся при низких температурах. Снежинки зарождаются в облаках, конденсируясь из водяных паров в виде крохотных капелек. Сначала капельки остывают до температуры ниже 0 градусов, но не замерзают. Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег. Как только капельки сталкиваются с этими «центрами кристаллизации», они тут же лопаются, образуя шестиконечные кристаллики. Это тепловое явление называется кристаллизацией.

А.С.Пушкин, С. Есенин и многие другие поэты описывали агрегатные состояния веществ, таких как вода и воздух, в своих стихотворениях.


Свободные поля взрывал уж ранний плуг;

Чуть веял ветерок, под вечер холодея; 

Едва прозрачный лед, над озером тускнея,

Кристаллом покрывал недвижные струи. 

(А.С.Пушкин «К Овидию»)


Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «Спасибо» за труды. 

(С.Есенин «Зима»)


И. А. Бунин «Холодная весна»

Среди кривых столов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривает сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.


Бесценный запад чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно – ярких звезд.


Читая это стихотворение, можно выделить тепловые явления нагревания, охлаждения, конденсации.



Электромагнитные явления
 
«А ночью случилась гроза, - недаром так припекало днём, и низко летали ласточки. Ванятка всегда спал крепко ... и вдруг сквозь веки почуял, кто-то заглянул, ярко - синий, режущий. И опять заглянул, да так нестерпимо, что он открыл глаза. Сквозь щели ставней лился свет, дрожа, потом погас, и стало непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь веки опять заглянул ослепительный свет и погас. Он вскочил, ничего не видя. Стало невыносимо страшно - не от того, что вспыхивал этот ослепительный свет, а от того, что вспыхивал он молча... заворчал гром. Упали тяжелые капли. Густо посыпал дождь. Гром раскатывался, заполняя все: сквозь мелькавшую мутно - белёсую сетку дождя ничего не было видно. Отдавшись отчаянию весь мокрый, Ванятка как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал, глотая слезы вместе со сбегающими по лицу дождём. А гром то оглушал, потрясающим треском, то ровно, как множество колёс раскатывал во все направления, то, глухо ворча


А.С.Серафимовича «Три друга»: 


Оптические явления

С.Есенин «Опять рассеклись узоры»

Дуга, раскалываясь, плещет, 
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обманет
Твой разукрашенный рукав.

В данном отрывке стихотворения рассказывается об оптическом явлении дисперсии, спектрального разложения белого света.  

«Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла».

«Слово о полку Игореве». Часть первая, пункт 3

 Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

Таков наш безначальный мир.

Сей конус – наша ночь земная,

За ней – опять, опять эфир

Планета плавит золотая…

А. Блок «Шар раскаленный, золотой…


«Фараон» — исторический роман известного польского писателя Александра Гловацкого (1847—1912), творившего под псевдонимом Болеслав Прус, написанный в 1894—1895. В романе описан Древний Египет. Конфликт между фараоном и жрецами, возникший из-за власти, закончился поражением Фараона Рамсеса XIII.

Верховный жрец Египта - Херихор умело использовал знания о затмении Солнца и о том, когда точно оно произойдёт. Вот отрывок из романа, посвящённый описанию солнечного затмения:

«Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец громко воскликнул:

- Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы. Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку:       Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдет на землю тьма! И свершилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость... При последнем же  стало  темно,  как  ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня. Неистовый крик вырвался из многих  тысяч  грудей.  Штурмовавшие  ворота бросили бревна, крестьяне пали наземь.

- Настал день суда и смерти! - послышался стонущий голос в конце улицы.

- Боги! Пощадите! Святой муж, отврати от нас беду! - завопила толпа.

- Горе  солдатам,  исполняющим  приказание  безбожных  начальников! 

- возгласил громкий голос из храма.

В ответ на это весь народ пал ниц, а  в двух  полках, стоявших  перед храмом, возникло замешательство. Ряды расстроились, солдаты бросили оружие и без памяти кинулись к реке. Одни натыкались в темноте на стены  домов  и разбивали головы, другие падали на мостовую под ноги своих  же  товарищей. Спустя несколько минут вместо сомкнутых колонн на площади  остались  лишь брошенные в беспорядке копья и секиры, а у входов в переулки лежали  груды раненых и трупов. Ни одно проигранное сражение не кончалось еще такой катастрофой.

 - Боги! Боги! - стонал и плакал народ. - Пощадите невинных!

- Осирис! - воскликнул с террасы Херихор. - Яви  лик  свой  несчастному народу.

- В последний раз внемлю я мольбе моих  жрецов, ибо я милосерден, - ответил неземной голос из храма. В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело прежнюю яркость.


Вывод.

         Моя гипотеза  подтвердилась. Действительно, существует много произведений различного жанра, в которых говорится о величинах, связанных с каким - либо физическим явлением. Я доказала что физика присутствует везде.

Заключение

При исследовании я узнала еще одну сторону литературных произведений. Раньше я даже не задумывалась, что физика и литература могут быть как - то связаны. Оказывается даже литературу можно связать с таким, казалось бы, совсем не похожим на нее предметом, как физика. Теперь я в каждом новом произведении буду искать для себя то или иное физическое явление. А оно там обязательно будет присутствовать.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Проект "Физические явления в художественных произведениях"

Автор: Талай Кирилл Вячеславович

Дата: 05.10.2017

Номер свидетельства: 431034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Проект  "Пластилинография" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-plastilinoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "154121"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421120123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства