Программа профессионального самообразования учителя физики
Программа профессионального самообразования учителя физики
ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации.
Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального самообразования учителя физики »
План по самообразованию
Бокало Эллы Георгиевны, учителя физики Калиновской средней школы
Первая квалификационная категория
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Анализ работы над темой самообразования.
2. Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2014 учебный год
3. Результаты самообразования на указанном этапе.
1.Анализ работы над темой самообразования
Образование: высшее, закончила в 1979 году Владимирский государственный педагогический институт по специальности – физика
Квалификационная категория – первая.
С 2012 года работаю над проблемой: «Использование ИКТ на уроках физики».
Обучение строю на основе личностно-ориентированного обучения, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
В процессе работы по этой теме провела следующую работу:
Обучилась на курсах повышения квалификации учителей физики по теме: «Пути повышения профессиональной компетентности учителя физики в условиях образования, ориентированного на результат» и «Методика применения педагогической технологии трехмерной методической системы обучения»
Приняла участие в первых областных педагогических чтениях по теме:
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ»
Стремилась создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса к изучению физики на уроках и во внеурочное время использовала факты истории физики. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные конспекты и др.
2.Личный перспективный план по самообразованию
на 2013-2014 учебный год
тема самообразования : «Методика использования электронного учебника в школьном курсе физики»
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по физике.
Целевые установки:
Повышение профессионального уровня
Осуществление предпрофильной подготовки школьников
Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.
2. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по физике.
Работа над темой начата в 2012 году
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Технология адаптированного обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах,семинарах для учителей физики.
6.Успешно пройти аттестацию на категорию.
7. Разработать рабочие программы по своим предметам и прикладным курсам для 10 и 11класса на основе нового учебного плана 2013-2014г
8. Оформить паспорт кабинета физики
2013г
Регулярно в течение года
Регулярно
Февраль –март 2014
Сентябрь 2013
Сентябрь-октябрь 2013
Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике и ИКТ.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3.. Принимать активное участие в работе школьного, районного МО учителей физики.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный банк уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
10. Принимать активное участие в проведении предметной недели
11. Провести мастер-класс для школ района по теме: «Методика работы с электронным учебником»
13.Выступить с творческим отчётом о своей работе на секции МО естественного цикла
регулярно
регулярно
регулярно
сентябрь 2013
регулярно
регулярно
регулярно
2014г
Январь-
Февраль
Декабрь 2013
Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Сбор и анализ в Интернете информации по, физике, ИКТ, педагогике и психологии.
3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
6. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
регулярно
регулярно
2014г
2013
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
регулярно
3.Результаты самообразования на указанном этапе
Научиться:
Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.
Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки .
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предметов.
Основная тема : «Технология использования интерактивных, мультимедийных обучающих программ, учебников нового поколения с интерактивными и мультимедийными приложениями и Интернет- ресурсов (обучающие информационные ресурсы)».
Вспомогательная тема::
«Технологии использования электронных учебников в учебно-воспитательном процессе»
II. Сущностные характеристики научно-методической (научно – практической, опытно- экспериментальной) работы
Характеристики научно-методической (научно – практической, опытно- экспериментальной) работы
Содержание
1. Тема работы
Оптимизация и модернизация наглядных методов обучения (демонстрация опытов).
Оптимизация и модернизация форм обучения:
Лабораторная работа;
Практическая работа.
2. Источник изменений (противоречия, новые средства и технологии обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
Модернизация форм обучения происходит за счет внедрения современных технологий и качественных электронных и цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс, контрольно-измерительных датчиков.
3. Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.).
В использовании образовательных, информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов:
Презентация учебного материала (алгоритм выполнения работы).
Текстовые материалы в формате Word (описание, рекомендации, инструкции, раздаточный материал для учащихся).
Интерактивные лабораторные работы, опыты.
Готовые программные продукты с набором практических заданий.
Электронные датчики для проведения опытов и экспериментов.
Оптимизация организации учебной деятельности учащихся (формы и методы).
4. Концепция изменений (способы и преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски, др.)
Информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы позволяют образно и наглядно представить демонстрационные опыты при помощи мультимедийных и интерактивных ПП появляется вариативность.
Документ-камера позволяет осуществить видео- и фотосъемку, возможность повторения опыта в домашних условиях, многократность проведения опыта, анализ допущенных ошибок при проведении опыта.
Виртуальные лабораторные работы позволяют проводить те опыты, которые невозможно провести в обычных условиях.
5. Условия реализации изменений (материально-техническое, ресурсное обеспечение, др.)
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер,
проектор,
документ-камера,
компьютерный класс.
Ресурсное обеспечение:
Интерактивные лабораторные работы,
Готовые программные продукты с набором практических заданий.
Интернет-ресурсы. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Интернет-ресурсы. Коллекция электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Наличие электронных датчиков.
6. Общий результат изменений
Выполнение практической части учебных программ на качественно новом уровне и в полном объеме.
7. Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.).
Качество ЗУН, выполнение практической части учебных программ на качественно новом уровне и в полном объеме.
Развитие практических умений и навыков работы с техническими средствами.
Усвоение навыков работы в виртуальной среде.
Мотивация к обучению и развитие познавательных интересов.
Восприятие учебного материала (яркость и наглядность).
Развитие коммуникативных навыков (работа в парах, группах).
8. Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций).
1. Эффективное применение новых педагогических инструментов, таких как:
интерактив — то есть взаимодействие с компьютером и управление информацией;
мультимедиа — аудиовизуальное представление внешнего мира (фото, видео, графика, анимация, звук);
2. Новые технологические компетенции:
совершенствование технологии применения прикладного программного обеспечении,
знания и умения эффективной эксплуатации техники и инновационного ресурсного обеспечения.
3. Знание программного обеспечения (интерактивных и мультимедийных обучающих программ) для обеспечения практических и лабораторных работ.
III. Этапы выполнения работы.
Этапы
Содержание
Сроки
Представление промежуточных результатов.
1 этап – технологический, общеметодический
1. Освоение новых технологий:
знакомство с интерактивными и мультимедийными обучающими программами для практических и лабораторных работ;
технология применения интерактивных и мультимедийных обучающих программ,
технология применения прикладного программного обеспечения, использование сетевых ресурсов ,
технология применения документ - камеры.
2. Изучение инновационного опыта по данной теме.
3. Изучение методических рекомендаций разработчиков программных продуктов.
Сообщения, доклады на заседаниях ШМО по общетехнологическим и теоретическим вопросам по изучаемой теме.
2 этап – внедрение информационно- коммуникационных технологий в учебно- воспитательный процесс
Отработка технологического компонента:
овладение технологией проведения учебных занятий в условиях компьютерного класса (либо с применением компьютерного класса);
овладение технологией сетевого взаимодействия с обучаемыми;
оптимальный выбор технологий форм и методов обучения в сочетании с мультимедийными и интерактивными обучающими программами, формами организации учебной деятельности учащихся .
Мастер-класс по ознакомлению педагогов школ района с новыми технологиями по изучаемой теме.
3 этап – создание материальных опыта (доклады, рефераты, публикации из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы.
Создание каталога оптимальных интерактивных и мультимедийных обучающих программ с рекомендациями по их применению:
для проведения практических и лабораторных работ;
для демонстрации опытов.
Методические рекомендации по технологии применения обучающих программ в учебном процессе с учетом организации учебной деятельности учащихся с использованием сетевых ресурсов.
Методические рекомендации по технологии применения документ- камер для демонстрации опытов.
Разработки уроков.
Описание опыта (доклад, реферат, статьи из опыта работы).
Подборка видеоматериалов для учебного процесса.
4 этап – систематизация и обобщение полученных результатов.
1. Экспертная оценка полученных результатов.
2. Систематизация и обобщение опыта работы.
3. Продвижение и распространение опыта работы.
4. Оформление материалов для размещения в банке данных
Планирование прикладных курсов :
теоретическая часть.
практическая часть
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Таким образом, основными формами работы над методической темой на 2-ом этапе самообразования педагога являются:
чтение методической, педагогической и предметной литературы,
изучение информационно-коммуникационных технологий,
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
общение и консультации в форумах, чатах в Интернете,
решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы,
посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых уроков коллег,
изучение инновационных технологий и методик в процессе посещений мастер-классов,
подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме,
участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами,
изучение современных психологических методик в процессе тренингов,
участие в мероприятиях курсов повышения квалификации по накопительной системе,
использование дистанционных форм обучения,
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету,
систематический просмотр тематических телепередач.
Основными формами организации методической работы над единой методической темой являются:
методические недели по единой теме;
работа временных инициативных групп по подготовке к конференциям, педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
объединение ШМО как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
педагогические чтения
самообразование;
консультации, анкетирование;
школы инновационного и передового опыта;
научно- методические и научно-практические конференции педагогов;
творческие отчеты педагогов;
Источники самообразования.
Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет- ресурсы
Видео, аудио информация на различных носителях
Модульные курсы (выбор необходимого модуля из предложенных тем)
Повышение квалификации (по накопительной системе)
Дистанционные формы обучения, чаты, форумы.
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Телевидение
Газеты, журналы
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Информационно-коммуникационные технологии приобретают большую популярность среди педагогического сообщества. Напомним, каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе учителя компьютера и Интернет – ресурсов, средств коммуникации значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
создание эффективных систем управления качеством образования, учебно- воспитательным процессом ОУ,
создание эффективных систем внутришкольного контроля и мониторинга,
методика реализации программы развития образовательного учреждения,
нормативно- организационное обеспечение проектов, программ и др.
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
оптимизация и модернизация форм, методов обучения на основе инновационных технологий,
разработка новых форм, методов и приемов обучения,
доклады, выступления, рефераты, статьи,
разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям,
создание комплектов педагогических разработок,
разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
создание главы или страницы электронного учебника.
создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
создание сборника предметных кроссвордов.
разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
разработка проекта организации и занятий кружковой работы
Итоги работы над методической темой изучаются, систематизируются, обобщаются, продвигаются и распространяются в соответствии с Положением о выявлении, изучении, обобщении, продвижении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернет. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность размещения материала в Интернет, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской медиатеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.