Рабочая программа является часть профессиональной программы. Она может быть использована для изучения вопросов "Электротехники" старшеклассниками в школе на факультативных занятиях по физике. Программа состоит из большого теоретического курса, лабораторных и практических работ. Входе изучения учащиеся смогут узнать основны теории электрического и магнитного полей, методы расчета постоянного, переменного однофазного тока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по "Электротехнике" »
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника» для студентов 2 курса специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Автор Садыкова Д.М.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования гражданских и промышленных зданий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК1.1 Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК1.2 Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК1.3 Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК2.1 Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК2.2 Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК2.3 Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий
ПК2.4 Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
ПК3.2 Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий.
ПК3.3 Участвовать в проектировании электрических сетей.
ПК4.1 Организовывать работу производственного подразделения.
ПК4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.
ПК4.4 Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять расчеты электрических цепей;
Выбирать электротехнические материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
Пользоваться приборами и снимать их показания;
Выполнять поверки амперметров, вольтметров, однофазных счетчиков;
Выполнять измерения параметров цепей постоянного и переменного токов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основы теории электрических и магнитных полей;
Методы расчета цепей постоянного, переменного однофазного и трехфазного токов;
Методы измерения электрических, неэлектрических и магнитных величин;
Схемы включения приборов для измерения тока, напряжения, энергии, частоты, сопротивления изоляции, мощности;
Правила поверки приборов: амперметра, вольтметра, индукционного счетчика;
Классификацию электротехнических материалов, их свойства, область применения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 276 часов, в том числе:
Выполнять измерения параметров цепей постоянного и переменного токов;
1
Нелинейные элементы. Выпрямители
Самостоятельная работа студента: использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Тема 3.26. Катушка с ферримагнитным сердечником.
Содержание учебного материала
2
1
Катушка с ферримагнитным сердечником.
Самостоятельная работа студента:
Тема 3.27. Мощность потерь. Векторная диаграмма катушки со стальным сердечником.
Содержание учебного материала
2
1
Мощность потерь. Векторная диаграмма катушки со стальным сердечником.
Самостоятельная работа студента: решение ситуационных производственных (профессиональных)
Тема 3.28. Схема замещения. Феррорезонанс.
Содержание учебного материала
2
1
Схема замещения. Феррорезонанс
Самостоятельная работа студента:
З. 6. Переходные процессы в электрических цепях
Тема 3.29. Основные понятия. Включение и отключение RL-цепи.
Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия. Включение и отключение RL-цепи.
Самостоятельная работа студента: использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Тема 3.10. Зарядка, разрядка и саморазрядка конденсатора.
Содержание учебного материала
2
2
1
Зарядка, разрядка и саморазрядка конденсатора. Контрольная работа №2.
Л.р. №20 Изучение переходных процессов зарядки и разрядки конденсатора.
Контрольная работа №2.
Самостоятельная работа студента: подготовить отчет по практическим работам.
Итог:
Теоретические занятия: 86ч
Практические занятия: 56ч
Лабораторные занятия: 40ч
Контрольные работы: 2ч
184ч
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: парта, стул, доска, мел, мел.
Технические средства обучения: плакаты, таблицы, справочный материал.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: источник тока, вольтметр, амперметр, линейка, штангенциркуль, гальванометр, магазин сопротивлений, ключ, лампа накаливания, реостат, соединительные провода, катушка, ваттметр, резисторы, конденсаторы, лабораторные стенды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Е.А. Лоторейчук «Теоретические основы электротехники» Москва Форум-Инфра-М. 2004г.
Дополнительные источники: М.Ю. Зайчик «Сборник задач и упражнений по теоретической электротехники» Москва Энергоатомиздат 1988г.
Н.В.Никулин «Электроматериаловедение». Москва «Высшая школа» 1979г.
П.Н.Новиков «Задачник по электротехнике»Москва Академия 2004г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать:
Основы теории электрических и магнитных полей;
Методы расчета цепей постоянного, переменного однофазного и трехфазного токов;
Методы измерения электрических, неэлектрических и магнитных величин;
Схемы включения приборов для измерения тока, напряжения, энергии, частоты, сопротивления изоляции, мощности;
Правила поверки приборов: амперметра, вольтметра, индукционного счетчика;
Классификацию электротехнических материалов, их свойства, область применения.
Читать текст (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составить план текста;
ответить на контрольные вопросы;
подготовка рефератов, докладов;
повторно работать над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
Выбирать электротехнические материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
Пользоваться приборами и снимать их показания;
Выполнять поверки амперметров, вольтметров, однофазных счетчиков;
составить таблицу для систематизации учебного материала;
решить задачу и выполнить упражнение по образцу;
использовать аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
составить план и тезисы ответов;
решить вариативную задачу и упражнение;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
V. ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Что такое электропроводность? Классификация веществ по степени электропроводности.
2.Определите величину тока, проходящего по электрической цепи в течение 10 минут, если по цепи проходит заряд 1200 Кл.
3.Определите величину тока проводника, если его сечение 4 мм2, а плотность тока 10А/мм2.
4.Что называется электрической цепью? Её элементы.
6.Что называется электродвижущей силой источника? Как изменить ЭДС? Режимы ХХ и КЗ.
7.Определить ток на участке, напряжение которого 220В, а сопротивление 10 Ом.
8.ЭДС элемента 8В, внутреннее сопротивление его 0,2 Ом. Определить сопротивление потребителя, если ток в цепи установился 2А.
9.Мощность электрической лампы 100Вт. Определить потребляемую лампой электрическую энергию за 10 часов её работы.
10.Как определить напряжение и ток в цепи с несколькими ЭДС?
11.Какой режим работы источника ЭДС называется режимом генератора, а какой – режимом потребителя?
12.Как изменится напряжение на источниках энергии в режимах генератора и потребителя при разрыве электрической цепи?
13.Как определить потенциал точки?
14.На любом ли участке цепи потенциал уменьшается в направлении тока?
15.Какое соединение источников энергии называется встречным, а какое согласным?
16.Какие элементы электрической цепи называются пассивными, а какие активными?
17.Сформулируйте законы Кирхгофа.
18.Как изменится ток (I), если замкнуть ключ при U=const?
19. Сопротивление всех элементов по 4 Ом. Определите эквивалентное сопротивление.
20.Назовите, как соединены сопротивления.
21.Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном и параллельном соединении сопротивлений одинаковых по величине?
22.Какое соединение сопротивлений называется смешанным?
23.Назовите отличия линейных и нелинейных элементов и цепей.
24.Вольтамперная характеристика линейных и нелинейных элементов.
25.Назовите элементы и электрические цепи, относящиеся к нелинейным. Их условное изображение на схеме.
26.Как построить результирующую вольтамперную характеристику при последовательном и параллельном соединении нелинейных элементов?
27.Назначение стабилизаторов тока и напряжения. Их вольтамперные характеристики.
28.Приведите примеры, с помощью которых можно подтвердить существование электрического поля.
29.Приведите примеры притяжения и отталкивания зарядов.
30.Сформулируйте закон Кулона. Определите силу взаимодействия двух одинаковых зарядов Q=510-8Кл, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга в дистиллированной воде (=80).
31.Как изменится ёмкость конденсатора, если площади пластин увеличить вдвое, а расстояние между ними уменьшить в 4 раза?
32.Зависит ли ёмкость конденсатора от его заряда?
33.Три конденсатора ёмкостью 2мкФ, 4мкФ и 6мкФ соединены параллельно. Определить эквивалентную ёмкость.
34.Назовите условия возникновения магнитных полей.
35.Сформулируйте правила Буравчика.
36.Какая связь магнитной индукции и магнитного потока, магнитного напряжения и напряжённости, магнитной проницаемости и магнитной постоянной?
37.Назовите вещества диамагнитные, парамагнитные, ферромагнитные. Что характеризует площадь петли Гистерезиса?
38.Сформулируйте закон полного тока.
39.Определите ток, протекающий по проводнику длиной 50см, помещённому в магнитное поле В=0,8Т под углом к силовым линиям в 300.
40.Определите силу взаимодействия двух параллельных проводов с одинаковым током 50А, расположенных на расстоянии 20см, длиной 500м.
41.Как измениться индуктивность катушки, если увеличить вдвое число витков?
42Правила Кирхгофа для магнитных цепей.
43.Виды магнитных цепей.
44.Что такое постоянный магнит?
45.Условия возникновения ЭДС электромагнитной индукции.
46.Сформулируйте правило, правило правой руки.
47.Определите Эдс индукции катушки с числом витков 100, если скорость изменения магнитного потока d/dt =0,5Вб/с.
48.Где и при каких условиях возникает ЭДС самоиндукции?
49.Как рассчитать ЭДС взаимной индукции?
50.Какова природа возникновения вихревых потоков?
51.Способы уменьшения вихревых потоков.
52.Где применяются вихревые токи как полезные?
53.Определите индуктивность и взаимную индуктивность двух одинаковых взаимно связанных катушек, если при согласном включении индуктивность LC=30мГн, а при встречном – 18мГн.
54.Объясните устройство и принцип действия однофазного генератора переменного тока.
Что называется мгновенным, максимальным и действующим значениями переменных величин? Их обозначение и связь между собой.
55.Что такое угловая частота переменного тока?
Ток в цепи, измеренный амперметром –5А, начальная фаза 600. Чему равно мгновенное значение?
56.Перечислите потребителей активной мощности. Что называется активной мощностью, единицы измерения?
58.Определите емкостное сопротивление конденсатора С=32мкФ, если частота переменного тока – промышленная f=50Гц.
59.От чего зависит сдвиг по фазе между напряжением и током? Постройте треугольник сопротивлений, если r=15 Ом, XL=20 Ом. Определите полное сопротивление цепи Z и cos .
60.Постройте треугольник напряжений в цепи, если UА=40В, Uс=30В. Определите полное сопротивление цепи Z и cos .
61.Что такое колебательный контур?
62.Как настроить контур в резонанс?
63.Условия возникновения резонанса напряжений. Свойства, которыми обладает цепь при резонансе напряжений.
64.Условия возникновения резонанса токов.
65.Способы повышения коэффициента мощности.
66.Какие векторы называются взаимообратными?
67.Выразите комплексным числом величину полного сопротивления цепи последовательно соединённых сопротивлений r=16 ом и XC=12 Ом.
68.Что называется симметричной трёхфазной системой?
69.Перечислите достоинства трёхфазной системы.
70.Как получить схему соединения обмоток генератора звездой и треугольником?
71.Какие токи и напряжения в трёхфазной цепи называются фазными, линейными, нулевыми?
72.Какая нагрузка считается симметричной (равноценной)?
73.Чему равны: сумма двух фазных величин симметричной трёхфазной системы; сумма трёхфазных величин, разность двух фазных величин?
74.Какие соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении приёмников энергии звездой и треугольником?
75.Когда необходимо применять четырёхпроводную трёхфазную систему?
76.Какова роль нулевого провода?
77.Какие требования предъявляются к нулевому проводу и его исполнению?
78.Как подсчитать потребляемую реактивную и полную мощности фазы и системы?
79.Как изменится фазное напряжение, если симметричную нагрузку, соединённую звездой без нулевого провода, переключить в треугольник при неизменном линейном напряжении? 80.Как в этом случае изменится линейный ток?
81.Как рассчитать смещение нейтрали и когда оно возникает?
82.Определите линейный ток симметричного приёмника энергии, соединённого в треугольник, с ZФ=10 Ом, если линейное напряжение 220В.
83.Сопротивление каждой фазы трёхфазного потребителя, соединённого в звезду, rФ=3 Ом, ХLФ=4 Ом, напряжение 380В. Определите полную, реактивную и активную мощности системы.
84.Как получить вращающееся магнитное поле?
85.Когда возникают несинусоидальные токи, напряжения?
86.Какая гармоника называется основной, какая высшей?
87.Какие встречаются виды периодических кривых, их определения, признаки и уравнения?
88.Какие нелинейные элементы применяются в цепях переменного тока?
89.Какой вид имеет вольтамперная характеристика реального вентиля?
90.Какая существует зависимость между током и магнитным потоком в катушке со сталью и без неё?
91.Что называется углом потерь ?
92.От чего зависит активная и намагничивающая составляющие тока катушки со сталью?
93.Какие процессы в электрических цепях называются переходными?
94.Объясните причины возникновения переходных процессов.
95.Почему ток в катушке и напряжение на конденсаторе не могут изменяться скачком?
96.Почему при зарядке конденсатора в начальный момент времени (t=0) ток имеет максимальное значение?
ЛИТЕРАТУРА
Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. – М.: Высшая школа, 2001.
Прянишников В.А. Теоретические основы электротехники. Курс лекций.
– М.:Корона Принт, 2000.
Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. – М.: Высшая школа, 1999.
Можаев Н.С., Хорин Е.Ф. Лабораторный практикум по ТОЭ и общей электронике. – М.: ВИА, 1993.
Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД).
- М.: ИРПО, 2000
Прянишников В.А. Электротехника и ТОЭ в примерах и задачах. – М.: Корона Принт, 2001
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. – Главгосэнергонадзор России, 1994.
Правила устройства электроустановок. – М.: Энергоатомиздат, 2000.
ГОСТ 19880—74. Электротехника. Основные понятия. Термины и определения.