Повышение познавательной активности обучаемых при изучении предмета «Физика»
Повышение познавательной активности обучаемых при изучении предмета «Физика»
Современная российская система профессионального образования претерпевает сегодня целый ряд изменений: новые программы ФГОС, новые учебники, новые педагогические технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности обучаемых при изучении предмета «Физика»»
Повышение познавательной активности обучаемых при изучении предмета «Физика»
Современная российская система профессионального образования претерпевает сегодня целый ряд изменений: новые программы ФГОС, новые учебники, новые педагогические технологии. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремлении к творчеству, способности к анализу и самоанализу, знание компьютерных технологий, готовности к нововведениям.
Кто поступает в образовательные учреждения профессионального образования после окончания основной школы? Учащиеся, которые в своих школах не показали хорошего качества знаний по предмету и не очень охотно хотят его изучать. Как помочь таким учащимся? Как добиться того, чтобы им стало интересно учиться не только профессии, но и с удовольствием получать знания по общеобразовательным предметам, имея большие пробелы? Создание условий, в которых каждый обучающийся может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, - задача сегодняшнего дня.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание самостоятельных внеаудиторных работ по физике составляет 30%. На первом занятии объясняю учащимся, что в период обучения, все будут создавать проекты по изучаемым темам и разделам физики; что учебный проект – это задание сформулированное в виде проблемы для самостоятельной деятельности, а результат –это, найденный ими способ решения проблемы проекта. Учащимся необходимо найти новую информацию через самостоятельную, поисковую и исследовательскую работу, выбрать и про анализировать материала, его систематизировать, оформить и защитить перед аудиторией.
Темы проектных работ по разделам физики ребятам предоставляются заранее, даются рекомендации по оформлению методического пособия, слайдового сопровождения, теста. Для ребят я организую индивидуальные консультации не только по графику, но и по их просьбам, так называемые «консультации по требованию».
По доминирующему методу мы используем исследовательские, творческие, информационные и практико – ориентированные проекты. По признаку предметно- содержательной области – это монопроекты и метапредметные проекты средней продолжительности .
Завершением данной деятельности является итоговая аттестация по предмету. Учащимся предлагается не просто сдавать экзамены по билетам, а как защита проектной работы. В любом образовательном учреждении в Положении об итоговой аттестации перечислены формы сдачи экзаменов – это, сдача по билетам, тестирование, собеседование, реферат. А почему бы не предложить учащимся проектную работу, которую он может защитить? Современная молодежь легко пользует продукцией интернета, им интересно получать самую различную информацию, заходить на любые сайты. При этом и мы педагоги достигаем определенных целей:
систематизация, расширение и углубление теоретических знаний учащегося;
развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования при решении учебных задач
формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
углубление знаний в выбранной области физики.
Защита проекта – это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный и трудоемкий исследовательский труд, включающий в себя:
выдвижение проблемы (т.е. постановка вопроса, требующего ответа);
выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;
установление новых связей между известными явлениями;
новую постановку известной проблемы;
оригинальные выводы.
Защита проекта происходит с использованием слайдового сопровождения, в которое включены интересные и малоизвестные факты, фотографии, фрагменты видеофильмов, графики, диаграммы и т.д.
Где брать темы, чтобы они были интересны ребятам? Физика – это предмет, который связан с окружающим нас миром в любых областях: техника, медицина, спорт и т.д. Предлагаю ребятам темы, которые они могут изучать не только в одном из разделов физики, а рассматривать ее по мере изучения предмета. Например, «Футбол и кинематика», «Футбол и силы в природе», «Влияние относительной флажности на футболистов» и т.д. Особое внимание уделяю темам, которые связаны с влиянием физических явлений на организм человека. По окончании изучения всего курса у обучаемого накапливается объемный материал к итоговой аттестации не по одному разделу или теме физики, а по всем разделам.
Данные проекты можно использовать и как дополнительный материал к уроку, и как материал для проведения внеклассных мероприятий.
Список литературы:
Лымарева Н.А. Проектная деятельность учащихся – Волгоград: «Учитель». 2007 – с. 3
Полат Е,С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: ACADEMA - с.64