Просмотр содержимого документа
«Подходы к формированию образовательных компетенций при изучении физики»
Подходы к формированию образовательных компетенций
при изучении физики
В.И.Енина, учитель физики гимназии № 18
г. Рыбинска Ярославской области
«Всем хорошо известно, что советская школа – это знаниевая трансляция от учителя к ученику одного и того же знания для каждого ученика, это постоянное расширение объема транслируемого знания, которое приведет к 40-45-50 часам в неделю, к рискам для здоровья детей, это основной источник знания – учебник на бумажном носителе и учитель, это школьный учитель – инструктор для учеников», - писал Л.Л.Любимов.
Однако в настоящее время ситуация изменилась. «Стратегия модернизации содержания общего образования» указывает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государственных ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
«Формирование ключевых компетенций происходит постоянно во время обучения ребенка. А. Симонова определила эволюцию содержания ключевых компетенций и определила четыре уровня их сформированности:
1 уровень «Школьная готовность» (момент поступления в школу);
2 уровень «Готовность пятиклассника» (момент окончания начальной школы и переход в основную школу);
3 уровень «Готовность старшеклассника»;
4 уровень «Студенческая готовность».
Кроме того, А. Симонова указывает, что «формирование ключевых компетенций происходит на базе предметных знаний и усвоения общих учебных умений и навыков (ОУУН), которые непосредственно «закладываются» в тематическом планировании и соответственно в планах уроков».
Для процесса обучения самыми важными являются образовательные компетенции. Л.С.Синева утверждает: «Образовательные компетенции – «входные» компетенции, позволяющие человеку эффективно продвигаться в учебе и способствующие его развитию и самоактуализации в будущем».
Операционные методы обучения– методы обучения, которые предназначены для формирования умений и навыков действия в типовых ситуациях. Операционные методы обучения можно разделить на следующие группы: упражнения, лабораторные работы и практические задания. Рассмотрим подробнее операционные методы, применение которых эффективно при изучении физики: лабораторные работы и практические задания.
Лабораторные работы
С.Ф Покровский писал: «Фронтальные лабораторные работы занимают центральное место в общей системе практического обучения физике. Фронтальные лабораторные работы, проводящиеся по строго продуманному плану, являются начальной школой эксперимента: ... они дают возможность их участникам понять и усвоить цели, задачи и структуру опыта, приучают учащихся к плановому и организованному труду, подготавливают их к практической деятельности, давая ряд полезных и необходимых навыков, и, наконец, вводят учащихся в условия научного эксперимента».
Физика – наука экспериментальная. Лабораторные работы – важное средство связи теории с практикой. Их выполнение способствует формированию у обучаемых экспериментальных умений и навыков, развитию познавательных способностей, формированию активности и самостоятельности. На занятиях по физике студенты работают с инструкцией к лабораторной работе, данной в модуле или в учебнике.
Я считаю, что очень полезно проводить такие лабораторные работы, в которых задание может быть выполнено несколькими способами (например, лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»). В этом случае ученику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ и в соответствии с ним взять с демонстрационного стола все необходимое оборудование. Наблюдения и опыт показывают, что лабораторные занятия, на которых обучающимся предоставляется максимальная возможность для проявления собственной инициативы и самостоятельности, способствуют повышению интереса к физике и более глубокому овладения знаниями.
Укажем, по каким направлениям оцениваются лабораторные работы:
№
Оцениваемые действия обучаемого
Количество баллов
1
Выполненность практической части работы
1
2
Правильные результаты практических исследований
1
3
Наличие правильно выполненных схем, рисунков
1
4
Наличие обоснованных выводов по результатам работы
1
5
Эстетическое оформление работы
1
Сумма баллов
5
Далее оценка лабораторной работы происходит в соответствии набранным количеством баллов:
Количество баллов
Оценка
5
5
4
4
3
3
2
2
Практические работы
Практические работы по физике можно разделить на две группы: фронтальные экспериментальные задания и практические задания. Рассмотрим подробнее практические задания:
Практические задания – работы по измерению физических величин, когда обучаемые пользуются уже известной им методикой измерения.
Практические задания предлагаются для домашней работы, поэтому к ним предлагаются подробные инструкции, которые я составляю сама.
При выполнении этих работ ребята сами выступают в роли экспериментаторов, что для них очень интересно: они сами выбирают приборы (простейшие предметы, которые есть у каждого дома), сами ставят эксперимент, сами выбирают оптимальные условия для опыта, делают самостоятельные выводы. Домашние экспериментальные задания требуют иногда большого времени выполнения, поэтому я задаю их обычно на выходные дни, чтобы не пострадала подготовка домашнего задания по другим предметам. Ребята имеют достаточно времени, чтобы качественно выполнить задание и получить хорошую оценку.
Для домашних заданий я стараюсь подбирать такие работы, которые интересны по содержанию, просты по выполнению и оборудованию, не требуют от обучаемых почти никаких материальных затрат и в то же время легко поддаются контролю преподавателя. Выполнение экспериментальных работ требует от обучающихся применения ранее полученных знаний и умений в новой, усложненной ситуации.
Для каждого задания предлагаются свои критерии оценки. Рассмотрим оценивание некоторых практических заданий курса физики, которые я применяю в своей практике:
Часы
№
Результаты работы
Оценка
1
Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде
Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок
Правильно вычислены скорости секундной, минутной и часовой стрелок
Правильно вычислены центростремительные ускорения секундной, минутной и часовой стрелок
Наличие правильно выполненного рисунка
Эстетическое оформление работы
5
2
Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде
Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок
Вычислены скорости и центростремительные ускорения секундной, минутной и часовой стрелок с ошибками
Эстетическое оформление работы
4
3
Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде
Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок
Наличие правильно выполненного рисунка
Эстетическое оформление работы
3
Закон всемирного тяготения
№
Результаты работы
Оценка
1
Правильно указаны величины в стандартном виде
Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения
Правильно вычислены силы всемирного тяготения в трех случаях
Эстетическое оформление работы
5
2
Правильно указаны величины в стандартном виде
Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения
Правильно вычислены силы всемирного тяготения в двух случаях
Эстетическое оформление работы
4
3
Правильно указаны величины в стандартном виде
Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения
Вычислены силы всемирного тяготения с ошибками
Эстетическое оформление работы
3
Конвекция воздуха в комнате
Результаты выполнения данного задания происходит по следующим критериям:
№
Результаты работы
Оценка
1
Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)
Наличие правильно выполненного рисунка
Наличие обоснованных выводов по результатам работы
Эстетическое оформление работы
5
2
Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)
Наличие правильно выполненного рисунка
Наличие выводов по результатам работы
4
3
Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)
Наличие правильно выполненного рисунка
3
Кристаллы
Оценивание результатов этого практического задания происходит по выращенным кристаллам поваренной соли, представленным преподавателю:
№
Результаты работы
Оценка
1
Кристаллы кубической формы: крупные, мелкие
5
2
Просматриваются плоские грани в выращенных образцах (они дают блеск при повороте образцов)
4
3
Выращенный образец представляет собой комок белого цвета, в котором невозможно выделить кристаллы поваренной соли или их грани
3
Изготовление электроскопа
Ребятам предлагается изготовить электроскоп из подручных материалов в домашних условиях. При этом они могут пользоваться любой информацией: учебниками физики, научно-популярной литературой, Интернетом.
Укажем критерии оценки данного практического задания:
№
Результаты работы
Оценка
1
Основные элементы прибора имеются в наличии
Конструкция прибора соответствует его назначению: позволяет определять наличие электрических зарядов на различных телах.
Эстетическое оформление прибора
5
2
Основные элементы прибора имеются в наличии
При демонстрации действия прибора наблюдаются еле заметные колебания листочков
4
3
Основные элементы прибора имеются в наличии
Однако не получилось продемонстрировать прибор в действии
3
Построение изображения буквы в плоском зеркале
Построение изображения буквы в линзе
Критерии оценки указанных заданий одинаковые:
№
Результаты работы
Оценка
1
Правильно выполнено построение изображения всей буквы (по пронумерованным точкам)
Эстетическое оформление работы
5
2
Правильно выполнено построение изображения пронумерованных точек буквы
4
3
Правильно выполнено построение изображения одной точки
3
Смешение спектральных цветов
Изготовить Ньютонов круг и сдать преподавателю. Оценка задания производится по следующим критериям:
№
Результаты работы
Оценка
1
Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями
При проверке сложения цветов в результате получается белый цвет
Эстетическое оформление работы
5
2
Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями
При проверке сложения цветов в результате не получается чистый белый цвет
Эстетическое оформление работы
4
3
Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями
При проверке сложения цветов в результате не получается чистый белый цвет
3
Мой многолетний опыт показал, что домашние опыты и наблюдения по физике, которые проводят сами обучающиеся, имеют большое значение: развивают у обучающихся интерес к физике и технике; будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; приучают обучаемых к самостоятельной исследовательской работе; вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; приучают обучаемых к сознательному, целесообразному труду.