kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подходы к формированию образовательных компетенций при изучении физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал для учителей по разитию компетенций современного учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подходы к формированию образовательных компетенций при изучении физики»

Подходы к формированию образовательных компетенций

при изучении физики

В.И.Енина, учитель физики гимназии № 18

г. Рыбинска Ярославской области

«Всем хорошо известно, что советская школа – это знаниевая трансляция от учителя к ученику одного и того же знания для каждого ученика, это постоянное расширение объема транслируемого знания, которое приведет к 40-45-50 часам в неделю, к рискам для здоровья детей, это основной источник знания – учебник на бумажном носителе и учитель, это школьный учитель – инструктор для учеников», - писал Л.Л.Любимов.

Однако в настоящее время ситуация изменилась. «Стратегия модернизации содержания общего образования» указывает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государственных ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

«Формирование ключевых компетенций происходит постоянно во время обучения ребенка. А. Симонова определила эволюцию содержания ключевых компетенций и определила четыре уровня их сформированности:

  • 1 уровень «Школьная готовность» (момент поступления в школу);

  • 2 уровень «Готовность пятиклассника» (момент окончания начальной школы и переход в основную школу);

  • 3 уровень «Готовность старшеклассника»;

  • 4 уровень «Студенческая готовность».

Кроме того, А. Симонова указывает, что «формирование ключевых компетенций происходит на базе предметных знаний и усвоения общих учебных умений и навыков (ОУУН), которые непосредственно «закладываются» в тематическом планировании и соответственно в планах уроков».

Для процесса обучения самыми важными являются образовательные компетенции. Л.С.Синева утверждает: «Образовательные компетенции – «входные» компетенции, позволяющие человеку эффективно продвигаться в учебе и способствующие его развитию и самоактуализации в будущем».

Операционные методы обучения – методы обучения, которые предназначены для формирования умений и навыков действия в типовых ситуациях. Операционные методы обучения можно разделить на следующие группы: упражнения, лабораторные работы и практические задания. Рассмотрим подробнее операционные методы, применение которых эффективно при изучении физики: лабораторные работы и практические задания.

  1. Лабораторные работы

С.Ф Покровский писал: «Фронтальные лабораторные работы занимают центральное место в общей системе практического обучения физике. Фронтальные лабораторные работы, проводящиеся по строго продуманному плану, являются начальной школой эксперимента: ... они дают возможность их участникам понять и усвоить цели, задачи и структуру опыта, приучают учащихся к плановому и организованному труду, подготавливают их к практической деятельности, давая ряд полезных и необходимых навыков, и, наконец, вводят учащихся в условия научного эксперимента».

Физика – наука экспериментальная. Лабораторные работы – важное средство связи теории с практикой. Их выполнение способствует формированию у обучаемых экспериментальных умений и навыков, развитию познавательных способностей, формированию активности и самостоятельности. На занятиях по физике студенты работают с инструкцией к лабораторной работе, данной в модуле или в учебнике.

Я считаю, что очень полезно проводить такие лабораторные работы, в которых задание может быть выполнено несколькими способами (например, лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»). В этом случае ученику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ и в соответствии с ним взять с демонстрационного стола все необходимое оборудование. Наблюдения и опыт показывают, что лабораторные занятия, на которых обучающимся предоставляется максимальная возможность для проявления собственной инициативы и самостоятельности, способствуют повышению интереса к физике и более глубокому овладения знаниями.

Укажем, по каким направлениям оцениваются лабораторные работы:

Оцениваемые действия обучаемого

Количество баллов

1

Выполненность практической части работы

1

2

Правильные результаты практических исследований

1

3

Наличие правильно выполненных схем, рисунков

1

4

Наличие обоснованных выводов по результатам работы

1

5

Эстетическое оформление работы

1


Сумма баллов

5

Далее оценка лабораторной работы происходит в соответствии набранным количеством баллов:



Количество баллов

Оценка

5

5

4

4

3

3

  1. 2

2

  1. Практические работы

Практические работы по физике можно разделить на две группы: фронтальные экспериментальные задания и практические задания. Рассмотрим подробнее практические задания:

Практические заданияработы по измерению физических величин, когда обучаемые пользуются уже известной им методикой измерения.

Практические задания предлагаются для домашней работы, поэтому к ним предлагаются подробные инструкции, которые я составляю сама.

При выполнении этих работ ребята сами выступают в роли экспериментаторов, что для них очень интересно: они сами выбирают приборы (простейшие предметы, которые есть у каждого дома), сами ставят эксперимент, сами выбирают оптимальные условия для опыта, делают самостоятельные выводы. Домашние экспериментальные задания требуют иногда большого времени выполнения, поэтому я задаю их обычно на выходные дни, чтобы не пострадала подготовка домашнего задания по другим предметам. Ребята имеют достаточно времени, чтобы качественно выполнить задание и получить хорошую оценку.

Для домашних заданий я стараюсь подбирать такие работы, которые интересны по содержанию, просты по выполнению и оборудованию, не требуют от обучаемых почти никаких материальных затрат и в то же время легко поддаются контролю преподавателя. Выполнение экспериментальных работ требует от обучающихся применения ранее полученных знаний и умений в новой, усложненной ситуации.

Для каждого задания предлагаются свои критерии оценки. Рассмотрим оценивание некоторых практических заданий курса физики, которые я применяю в своей практике:

  1. Часы

Результаты работы

Оценка

1

  • Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде

  • Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок

  • Правильно вычислены скорости секундной, минутной и часовой стрелок

  • Правильно вычислены центростремительные ускорения секундной, минутной и часовой стрелок

  • Наличие правильно выполненного рисунка

  • Эстетическое оформление работы

5

2

  • Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде

  • Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок

  • Вычислены скорости и центростремительные ускорения секундной, минутной и часовой стрелок с ошибками

  • Эстетическое оформление работы

4

3

  • Правильно указаны длины стрелок в стандартном виде

  • Указаны формулы для вычисления скорости и центростремительного ускорения секундной, минутной и часовой стрелок

  • Наличие правильно выполненного рисунка

  • Эстетическое оформление работы

3



  1. Закон всемирного тяготения

Результаты работы

Оценка

1

  • Правильно указаны величины в стандартном виде

  • Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения

  • Правильно вычислены силы всемирного тяготения в трех случаях

  • Эстетическое оформление работы

5

2

  • Правильно указаны величины в стандартном виде

  • Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения

  • Правильно вычислены силы всемирного тяготения в двух случаях

  • Эстетическое оформление работы

4

3

  • Правильно указаны величины в стандартном виде

  • Указана формула для вычисления силы всемирного тяготения

  • Вычислены силы всемирного тяготения с ошибками

  • Эстетическое оформление работы

3



  1. Конвекция воздуха в комнате

Результаты выполнения данного задания происходит по следующим критериям:

Результаты работы

Оценка

1

  • Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)

  • Наличие правильно выполненного рисунка

  • Наличие обоснованных выводов по результатам работы

  • Эстетическое оформление работы

5

2

  • Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)

  • Наличие правильно выполненного рисунка

  • Наличие выводов по результатам работы

4

3

  • Правильно показано движение воздуха в комнате (с помощью указания направления наклона пламени свечи)

  • Наличие правильно выполненного рисунка

3



  1. Кристаллы

Оценивание результатов этого практического задания происходит по выращенным кристаллам поваренной соли, представленным преподавателю:

Результаты работы

Оценка

1

Кристаллы кубической формы: крупные, мелкие

5

2

Просматриваются плоские грани в выращенных образцах (они дают блеск при повороте образцов)

4

3

Выращенный образец представляет собой комок белого цвета, в котором невозможно выделить кристаллы поваренной соли или их грани

3



  1. Изготовление электроскопа

Ребятам предлагается изготовить электроскоп из подручных материалов в домашних условиях. При этом они могут пользоваться любой информацией: учебниками физики, научно-популярной литературой, Интернетом.

Укажем критерии оценки данного практического задания:

Результаты работы

Оценка

1

  • Основные элементы прибора имеются в наличии

  • Конструкция прибора соответствует его назначению: позволяет определять наличие электрических зарядов на различных телах.

  • Эстетическое оформление прибора

5

2

  • Основные элементы прибора имеются в наличии

  • При демонстрации действия прибора наблюдаются еле заметные колебания листочков

4

3

  • Основные элементы прибора имеются в наличии

  • Однако не получилось продемонстрировать прибор в действии

3



  1. Построение изображения буквы в плоском зеркале

  2. Построение изображения буквы в линзе

Критерии оценки указанных заданий одинаковые:

Результаты работы

Оценка

1

  • Правильно выполнено построение изображения всей буквы (по пронумерованным точкам)

  • Эстетическое оформление работы

5

2

  • Правильно выполнено построение изображения пронумерованных точек буквы

4

3

  • Правильно выполнено построение изображения одной точки

3


  1. Смешение спектральных цветов

Изготовить Ньютонов круг и сдать преподавателю. Оценка задания производится по следующим критериям:

Результаты работы

Оценка

1

  • Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями

  • При проверке сложения цветов в результате получается белый цвет

  • Эстетическое оформление работы

5

2

  • Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями

  • При проверке сложения цветов в результате не получается чистый белый цвет

  • Эстетическое оформление работы

4

3

  • Правильно разбит круг на секторы в соответствии с необходимыми пропорциями

  • При проверке сложения цветов в результате не получается чистый белый цвет

3



Мой многолетний опыт показал, что домашние опыты и наблюдения по физике, которые проводят сами обучающиеся, имеют большое значение: развивают у обучающихся интерес к физике и технике; будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; приучают обучаемых к самостоятельной исследовательской работе; вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; приучают обучаемых к сознательному, целесообразному труду.




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подходы к формированию образовательных компетенций при изучении физики

Автор: Енина Валентина Ивановна

Дата: 15.11.2022

Номер свидетельства: 617437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "219335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434120765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства