Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:
1) необходимая полнота комплектов;
2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков физики, но и внеурочную деятельность в рамках предмета.
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценка учебно - методической базы кабинета физики»
Оценка
учебно-методической базы кабинета физики филиала МБОУ «Никольская СОШ» Спасского муниципального района Республики Татарстан МБОУ «Ямбухтинская основная общеобразовательная школа» в соответствие с требованиями ФГОС
I Введение
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивать:
1) Возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
2) Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, требований к санитарно-бытовым условиям, строительных норм и правил, требований пожарной и электробезопасности, требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:
1) необходимая полнота комплектов;
2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков физики, но и внеурочную деятельность в рамках предмета.
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
В настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В данное время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной и другой литературой, пожарным инвентарем и аптечкой. В кабинете должна быть инструкция по правилам безопасности труда.
Только комплексное использование систем демонстрационного и лабораторного оборудования на базе оптимально организованных рабочих зон учителя и учащихся в кабинете физики создает необходимые условия для достижения целей обучения в условиях действия стандарта второго поколения.
II Сравнительная оценка материально-технической базы кабинета физики филиала МБОУ «Никольская СОШ» Спасского муниципального района Республики Татарстан МБОУ «Ямбухтинская основная общеобразовательная школа» в соответствие с требованиями ФГОС
1. Кабинет физики
Рекомендации ФГОС
Кабинет физики Казанского СВУ
Кабинет физики должен иметь лаборантскую для хранения оборудования и подготовки опытов .
Снабжение кабинета физики должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности.
К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения.
К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220 В.
В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном.
Кабинет физики имеет лаборантскую для хранения оборудования и для подготовки экспериментов. Лабораторное и демонстрационное оборудование хранится в специальных шкафах
Кабинет электричеством и водой не снабжено.
Для демонстраций используются демонстрационные источники питания, при выполнении лабораторных работ батарейки.
В кабинете физики необходимо иметь:
- противопожарный инвентарь и аптечку;
- инструкцию по правилам безопасности труда.
Имеется :
-противопожарный инвентарь: огнетушитель, кошма, ящик с песком;
-аптечка с набором перевязочных средств и медикаментами ;
- инструкции по технике безопасности, по охране труда;
- журнал регистрации инструктажей;
На фронтальной стене кабинета размещается таблица приставок и единиц «СИ», физические постоянные.
На фронтальной стене кабинета размещены таблицы: «Международная система единиц (СИ)», «Основные физические постоянные», «Множители и приставки», «Инструкция по технике безопасности», «Шкала электромагнитных излучений»
Кабинет физики должен быть оснащен системой затемнения, компьютером с мультимедийным проектором и интерактивной доской
Кабинет физики оснащен системой затемнения;
На рабочем месте учителя в кабинете имеется ноутбук с подключением к Интернет, мультимедийный проектор, экран, компьютерный измерительный блок
Кабинет физики должен быть оснащен учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературой, учебниками, задачникам, комплектами тематических таблиц по всем разделам курса физики, портретами выдающихся физиков, картотекой с заданиями для индивидуального обучения, для проведения контрольных и самостоятельных работ.
Учебно-методическая и справочная литература кабинета (Приложение 1)
В кабинете имеются:
- комплекты заданий для индивидуального обучения, проведения контрольных и самостоятельных работ;
- комплекты тематических таблиц по всем разделам курса физики (Приложение 2);
- портреты выдающихся физиков.
Не соответствует рекомендации ФГОС:
- нет подводки электричества и воды к кабинету.
- архитектурная доступность (нет возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
2. Лабораторное оборудование.
Отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования негативно сказывается на преподавании школьных предметов естественно-научного цикла. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами по предмету.
В соответствии с требованиями Стандарта образования учащиеся должны обладать не только конкретными знаниями, но и практическими умениями и основами естественно-научного метода познания.
Оптимальным для достижения указанных целей является использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике.
Использование тематических комплектов:
- способствует формированию важнейшего общеучебного умения, такого как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
- позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе;
- радикально уменьшает трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Важнейшее значение имеет то, что тематические комплекты могут быть использованы для организации самостоятельного изучения и проведения физического практикума.
В состав фронтального оборудования наряду с аналоговыми входят и цифровые средства измерения. К ним относятся электронный секундомер с датчиками в комплекте по механике.
Наличие секундомера позволяет перевести на экспериментальную основу введение всех кинематических величин и исследование движения, а также изучение законов динамики.
В комплект лабораторного оборудования общего назначения входят рычажные весы, а в комплект молекулярной физики - цифровые. Таким образом, учащиеся знакомятся с фундаментальным принципом измерения (сравнение), и получают современный прибор для измерения массы тела.
Рекомендации ФГОС
Возможности кабинета физики МБОУ «Ямбухтинская ООШ»
В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программ общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по учебно-методическим комплектам (УМК) А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены следующие лабораторные работы:
6. Градуировка пружины и измерение сил динаометром (7 кл);
7. Выяснение условия равновесия рычага (7 кл);
8. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (7 кл);
9. Определение выталкивающей силы (7 кл);
10. Выяснение условий плавления тел (7 кл);
11. Исследования равноускоренного движения без начальной скорости (9 кл);
12. Измерение ускорения свободного падения (9 кл);
13. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины (9 кл).
Лабораторная работа по разделу «Механика», предусмотренная программой общеобразовательных учреждений для 7-9 классов по УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, выполняется с помощью оборудования общего назначения или с помощью лабораторных комплектов «Механика» (в кабинете данный комплект имеется 15 экземпляров) и комплекта «Механика» (Лаборатория L-микро) (10 комплектов)
При выполнении данных лабораторных работ используются следующие приборы общего назначения: измерительные цилиндры, динамометры, рычажные весы, бруски, набор тел, рычаги, трибометры.
Данные приборы имеются в наличии в кабинете в достаточном количестве.
Лабораторные работы: «Исследование равномерного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения» проводятся только с помощью комплекта «Механика» (лаборатория L-микро).
При выполнении данных работ учащиеся пользуются электронным секундомером с датчиком.
Молекулярная физика
1. Сравнение количества теплоты (8 кл);
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела (8 кл).
Лабораторные работы по разделу «Молекулярная физика» могут быть выполнены приборами общего назначения или «Набором по молекулярной физике и термодинамике» (НМФТ-2).
Электродинамика
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках (8 кл);
2. Измерение напряжения на различных участках цепи (8 кл);
3. Регулировка силы тока реостатом (8 кл);
4. Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра (8 кл);
5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе (8 кл);
6. Изучение электрического двигателя (8 кл);
7. Сборка электромагнита и испытание его действия (8 кл);
8. Изучение явления электромагнитной индукции.
Лабораторная работа по программе 7-9 классов по разделу «Электродинамика» выполняется нами с помощью лабораторных комплектов «Электричество» (лаборатория L-микро) (10 комплектов)или с помощью лабораторных приборов общего назначения.
Количество лабораторных комплектов «Электричество» и лабораторных приборов общего назначения достаточно.
Оптика и элемента атомной и ядерной физики
1. Получение изображения при помощи собирающей линзы (9 кл);
2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека (9 кл);
3. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (9 кл).
Лабораторная работа «Получение изображения при помощи собирающей линзы» выполняется c помощью лабораторных комплектов «Оптика» (лаборатория L-микро) (10 комплектов)
В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы среднего (полного) общего образования по учебно-методическим комплектам (УМК) Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотский, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены лабораторные работы в 10-11 классах.
Механика
1. Изучение движения тела по окружности (10 кл);
2. Изучение закона сохранения механической энергии (10 кл);
3. Определение ускорения свободного падения (11 кл).
Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Механика» (лаборатория L-микро) или с помощью приборов общего назначения.
Молекулярная физика
1. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака (10 кл).
Данная лабораторная работа выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Молекулярная физика и термодинамика».
Электродинамика
1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (10 кл);
2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников (10 кл);
3. Наблюдение действия магнитного поля тока (11 кл);
4. Изучение явления электромагнитной индукции (11 кл).
Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Электричество» (лаборатория L-микро).
Возможности кабинета позволяют проводить данные лабораторные работы с помощью лабораторных приборов общего назначения.
Оптика
1. Измерения показателя преломления стекла (11 кл);
2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (11 кл);
3. Измерение длины световой волны (11 кл);
4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра (11 кл).
Лабораторные работы № 1,2,3 выполняются с помощью лабораторного комплекта «Оптика» (лаборатория L-микро).
На наш взгляд, более лучшие результаты получаются при выполнении данных работ с помощью традиционных приборов.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра» проводится с использованием демонстрационных приборов: газоразрядных трубок, прибора Спектр-1 и спектроскопа.
III Демонстрационный эксперимент
Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Вся система оборудования для демонстрационного эксперимента по физике построена на основе оптимального сочетания классического оборудования и оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем.
Отбор оборудования включенного в «Требования к оснащению образовательного процесса по физике» формируется с учетом ряда принципов:
- с учетом тенденции обучения по физике;
- новой концепции обучения по физике.
Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике» так, что оно обеспечивает исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и законов, а так же следствий фундаментальных законов.
Второй принцип – преемственность систем оборудования между первой и второй ступенями. В соответствии с этим принципом оборудование, включенное в перечень основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень старшей профильной школы.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это составляет такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерения и способов экспериментального исследования явлений.
В рекомендациях к «Требованиям к оснащению образовательного процесса по физике» учтено, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектному подходу.
Целый ряд демонстрационного оборудования – комплекты по механике, электричеству и оптике – при проведении опытов располагаются на «магнитной» доске с помощью магнитов.
Рекомендации ФГОС
Возможности кабинета физики Казанского СВУ
Перечень демонстрационного оборудования общего назначения и универсальных тематических наборов изложены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».
В наших кабинетах имеется практически весь перечень оборудования общего назначения, предусмотренный в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».
Имеются следующие тематические наборы по демонстрационному эксперименту:
- «Механика» (лаборатория L-микро);
- «Газовые законы и свойства насыщенных паров» (лаборатория L-микро);
- «Электричество» 1, 2, 3 (лаборатория L-микро);
- «Набор для изучения принципов радиосвязи»;
- «Геометрическая оптика» (лаборатория L-микро);
- «Волновая оптика»;
- комплект приборов для определения постоянной Планка;
- «Набор спектральных трубок с источником их зажигания»;
- комплект для изучения свойств электромагнитных волн».
-Комплект "Вращение", согласованный с компьютерным измерительным блоком
-комплект цифровых измерительных приборов;
- электронные датчики: температур, давления, объема и т.д
Приложение 1.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, Казан: Мәгариф, 2009.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, Казан: Мәгариф, 2009.
Перышкин А.В. Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, Казан: Мәгариф, 2006.
Перышкин А.В. Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, Казан: Мәгариф, 2011.
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, Казан: ХӘТЕР, 2010.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
Рабочие программы по физике. 7-11 классы /авт.-сост. В.А. Попова.-М.: Издательство «Глобус», 2009.
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Физика. Поанируемые результаты система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций . – М.: Просвещение, 2014.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. Составители Орлов В.А., Коровин В.А. М.: Дрофа, 2001.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. Составитель Коровин В.А. М.: Дрофа, 2000
Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы.Естествознание 5 класс (стандарты второго поколения). – М.:Прсвещение, 2010.
Я иду на урок физики: 7 класс. Часть I. Книга для учителя.-М.: «Первое сентября», 2000.
Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II Книга для учителя.-М.: «Первое сентября», 2000.
Я иду на урок физики: 7 класс. Часть III. Книга для учителя.-М.: «Первое сентября», 2000.
Касьянов В.А. Тематическое и поурочное планирование по физике: 10 кл.: – М.: Дрофа, 2001.
Национально-региональный компонент в курсе физики средней школы. Методическое пособие /Авт.-сост. Р.М. Галеева, Р.М.Каюмова.- Казан, 2004
Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию /Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.- Волгоград: Учитель, 2005.
Предпрофильна подготовка учащихся 9 классов по физике. Методические рекомендации.- Казань, ИПКРО РТ, 2004.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 11класс. – М.: ВАКО, 2011.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАДАЧНИКОВ
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: К учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Н.В. Филонович. – М.: АСТ: Астрелҗ, 2011.
Кирик Л.А. Физика –10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Идекса, 2006.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. Для 7-9классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Решение ключевых задач по физике для профильной школы 10-11 классы. М.: Илекса,2010.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. Для 10-11классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 7 класс.-Волгоград: Учитель, 2004
Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 8 класс.-Волгоград: Учитель, 2003
Контрольно измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. –М.:Центр тестирования Минобразования России, 2004
Физика. Подготовка к единому государственному экзамену.-Казань:РИЦ «Школа», 2008.
Контрольно-измерительные материалы. Физика:9 класс /Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Физика:10 класс /Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Физика:11 класс /Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2011.
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 10-11 кл. Электромагнетизм /авт.-сост. В.А.Шевцов.- Волгоград: Учитель,2006
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 10-11 кл. Гидростатика /авт.-сост. В.А.Шевцов.- Волгоград: Учитель,2006
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 10-11 кл. Тепловые явления. Тепловое расширение твердых и жидких тел. Газы /авт.-сост. В.А.Шевцов.- Волгоград: Учитель,2006