Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках физики»
Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности. Современный специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникабельность.
Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся помогают педагоу в решении этих непростых задач, потому что они относятся к личностно – ориентированным технологиям, обеспечивают проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Эти методы обеспечивают самостоятельность и свободу действий, предоставляют возможность учащимся реализовывать свои творческие замыслы.
Актуальность опыта.
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Учитывая это, мною поставлены следующие цели и задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт своей работы по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
Развивать активную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
Ведущая идея опыта.
Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес учащихся к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.
Исходя из этого, на своих уроках я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих поисковых, проблемных, исследовательских заданий. Именно проектная и исследовательская деятельность способствуют реализации этих замыслов.
Новизна опыта.
Я сторонник личностно-ориентированного подхода в обучении. Так как этот подход уже не раз был описан отечественными и зарубежными педагогами, я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствие с целями и задачами моей методической темы.
Также новизна моего опыта выражается в составлении мною системы уроков по темам, составление списка тем для учебных проектов и исследований, примеры разработанных проектов, которые уже получили высокую оценку на различных конкурсах.
Содержание педагогического опыта.
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по физике является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
На протяжении работы учителем физики главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:
информационно-коммукационные,
проектная технология,
технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие технологии,
квест-технологии.
В своей работе я использую технические средства кабинета физики: компьютер, мультимедийный проектор и экран, Интернет. Наиболее распространенные формы урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Из всего вышеперечисленного я остановлюсь на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся во время урока и во внеурочное время.
Проектная деятельность.
Значение слова «проект» - брошенный вперед. Сегодня это слово очень часто употребляется во всех сферах жизни. Осуществляются новые проекты в политической, экономической, социальной сферах. Проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Проектная деятельность представляет собой творческую работу по решению практических задач. Цели и содержание ее определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.
Начинать проект нужно с выбора и формулировки его темы, ориентировки на тип проекта и количества участников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нужно продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя, с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем и т.д.) Тут будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы выполняет мотивирующую и мобилизирующую роль.
Так, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе, я зачитала такой текст «Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие на дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если опустить ее в воду? – думал он перед испытанием своего усовершенствования». А как думаете вы? Этот вопрос послужил поводом для написания учебного проекта. И еще один пример проекта, который был осуществлен в ходе урока в 8 классе по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». Си помощью параллельного соединения проводников показываю опыт с включением в цепь электрической лампы. Затем ставлю вопрос : «Как включить в эту цепь еще одну такую же лампу, чтобы обе они горели нормальным накалом?» Учащиеся по желанию индивидуально, в парах или по группам чертят схему опыта, собирают электрическую цепь по схеме и выясняют, что нормальным накалом лампочки при последовательном соединении не горят, а при расчетах получают, что напряжение на лампочках оказывается в 2 раза меньше обычного. Учащиеся вносят предложение о том, что нужно увеличить напряжение в 2 раза. Я обращаю внимание детей, что напряжение в осветительной сети всегда постоянно и равно 220В, тем не менее мы можем включить в квартире одну, две или несколько ламп и все они будут гореть нормальным накалом. Ученики приходят к выводу о том, что проблему не решить последовательным соединением проводников и надо искать какой-то принципиально новый способ исследования.
Далее происходит распределение задач по группам, обсуждаются возможные подходы к решению проблемы, поиск информации, выдвижение творческих решений.
Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым проектным задачам. Этот этап может включать в себя и промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
Представление проведенной работы осуществляется на этапе защиты проекта. Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза, получение результата внешней оценки, делаются выводы.
Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, так как учебное проектирование , как считает В.В.Гузеев, отличается тем, что оно
личностно ориентировано,
допускает использование множества дидактических подходов,
самомотивировано, что означает возрастание интереса и вовлечение учащихся в работу по мере ее выполнения,
поддерживает педагогические цели в конгнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уроках.
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации,
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.