kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении на засендании ГМО учитенль проделился опытом по проектной деятельности на уроках физикеи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках физики»

Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности. Современный специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникабельность.

Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся помогают педагоу в решении этих непростых задач, потому что они относятся к личностно – ориентированным технологиям, обеспечивают проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Эти методы обеспечивают самостоятельность и свободу действий, предоставляют возможность учащимся реализовывать свои творческие замыслы.

Актуальность опыта.

Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Учитывая это, мною поставлены следующие цели и задачи:

Теоретически обосновать и систематизировать опыт своей работы по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО».

  • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.

  • Развивать активную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.

  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.




Ведущая идея опыта.

Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес учащихся к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.

Исходя из этого, на своих уроках я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих поисковых, проблемных, исследовательских заданий. Именно проектная и исследовательская деятельность способствуют реализации этих замыслов.

Новизна опыта.

Я сторонник личностно-ориентированного подхода в обучении. Так как этот подход уже не раз был описан отечественными и зарубежными педагогами, я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствие с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта выражается в составлении мною системы уроков по темам, составление списка тем для учебных проектов и исследований, примеры разработанных проектов, которые уже получили высокую оценку на различных конкурсах.

Содержание педагогического опыта.

Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по физике является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На протяжении работы учителем физики главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • информационно-коммукационные,

  • проектная технология,

  • технология проблемного обучения,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • квест-технологии.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики: компьютер, мультимедийный проектор и экран, Интернет. Наиболее распространенные формы урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;

  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;

  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;

  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;

  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;

  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Из всего вышеперечисленного я остановлюсь на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся во время урока и во внеурочное время.

Проектная деятельность.

Значение слова «проект» - брошенный вперед. Сегодня это слово очень часто употребляется во всех сферах жизни. Осуществляются новые проекты в политической, экономической, социальной сферах. Проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Проектная деятельность представляет собой творческую работу по решению практических задач. Цели и содержание ее определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.

Начинать проект нужно с выбора и формулировки его темы, ориентировки на тип проекта и количества участников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нужно продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя, с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем и т.д.) Тут будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы выполняет мотивирующую и мобилизирующую роль.

Так, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе, я зачитала такой текст «Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие на дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если опустить ее в воду? – думал он перед испытанием своего усовершенствования». А как думаете вы? Этот вопрос послужил поводом для написания учебного проекта. И еще один пример проекта, который был осуществлен в ходе урока в 8 классе по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». Си помощью параллельного соединения проводников показываю опыт с включением в цепь электрической лампы. Затем ставлю вопрос : «Как включить в эту цепь еще одну такую же лампу, чтобы обе они горели нормальным накалом?» Учащиеся по желанию индивидуально, в парах или по группам чертят схему опыта, собирают электрическую цепь по схеме и выясняют, что нормальным накалом лампочки при последовательном соединении не горят, а при расчетах получают, что напряжение на лампочках оказывается в 2 раза меньше обычного. Учащиеся вносят предложение о том, что нужно увеличить напряжение в 2 раза. Я обращаю внимание детей, что напряжение в осветительной сети всегда постоянно и равно 220В, тем не менее мы можем включить в квартире одну, две или несколько ламп и все они будут гореть нормальным накалом. Ученики приходят к выводу о том, что проблему не решить последовательным соединением проводников и надо искать какой-то принципиально новый способ исследования.

Далее происходит распределение задач по группам, обсуждаются возможные подходы к решению проблемы, поиск информации, выдвижение творческих решений.

Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым проектным задачам. Этот этап может включать в себя и промежуточное обсуждение полученных данных в группах.

Представление проведенной работы осуществляется на этапе защиты проекта. Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза, получение результата внешней оценки, делаются выводы.

Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, так как учебное проектирование , как считает В.В.Гузеев, отличается тем, что оно

  • личностно ориентировано,

  • допускает использование множества дидактических подходов,

  • самомотивировано, что означает возрастание интереса и вовлечение учащихся в работу по мере ее выполнения,

  • поддерживает педагогические цели в конгнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уроках.

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации,

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектов на уроках физики

Автор: Шунина Любовь Михайловна

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Метод проектов на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(34) "mietod-proiektov-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "122080"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414148548"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок физики "Природные источники энергии" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-fiziki-prirodnyie-istochniki-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "110611"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406298747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Метод проектов на уроках физики в школе "
    ["seo_title"] => string(44) "mietod-proiektov-na-urokakh-fiziki-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "122637"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414318367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства