Что такое радиация? Насколько опасна радиация? Радиация — это форма энергии, которая исходит из определенного источника и перемещается в пространстве. Источники могут варьироваться — от солнца, земли, камней и до машин. Вызываемая ими энергия обычно называется ионизационным излучением. Ионизирующее излучение формируется неустойчивыми атомами, которые имеют как энергию, так и массу, превышающую стабильные атомы, и поэтому могут нанести ущерб.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция "Радиация и жизнь"»
РАДИАЦИЯ И ЖИЗНЬ
(ЛЕКЦИЯ )
Что такое радиация? Насколько опасна радиация? Радиация — это форма энергии, которая исходит из определенного источника и перемещается в пространстве. Источники могут варьироваться — от солнца, земли, камней и до машин. Вызываемая ими энергия обычно называется ионизационным излучением. Ионизирующее излучение формируется неустойчивыми атомами, которые имеют как энергию, так и массу, превышающую стабильные атомы, и поэтому могут нанести ущерб. Излучение может проходить через пространство в виде частиц или волн. Излучение частиц может быть легко заблокировано одеждой, в то время как излучение волны может быть смертельным, и оно также может пройти через бетон.
Излучение измеряется с помощью счетчиков Гейгера и в форме Зивертов (μSv). Каждый человек получает определенное количество радиации каждый день. Прогуливаясь под солнцем, получая рентгеновский снимок, идя на компьютерную томографию, отправляясь в полет. Проблема заключается не в радиации. Реальной проблемой является количество излучения или, другими словами, уровни излучения, которые человек получает. Низкий уровень радиации можно считать безопасным, в то время как огромные уровни радиации могут быть даже смертельными. В день человек в среднем получает 10 мкЗв и 3 600 мкЗв в год. Нормальный 5-часовой 30-минутный полет дает дозу в 40 мкЗв, в то время как рентгеновское излучение дает дозу, равную 100 мкЗв. Все эти указанные дозы приемлемы для человеческого организма, но все, что выше уровня 100 000 мкЗв, может привести к заболеваниям и даже смерти. Риск рака увеличивается в тот момент, когда человек проходит уровень 100 000 мкЗв, а уровень выше 200 000 мкЗв является фатальным.
Радиация может нанести ущерб тканям человеческого тела, привести к ожогам, раку и даже смерти. Даже высокий уровень воздействия солнца может вызвать солнечные ожоги, поскольку ультрафиолетовые лучи являются формой излучения. Более глубокое замечание: радиация ослабляет или разрушает дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) человеческого тела, вызывая дисбаланс в клетках. Затем дисбаланс увеличивает повреждения клеток или убивает их до такой степени, что этот процесс порождает опасные для жизни заболевания, такие как рак. У детей легко возникает высокий уровень радиации, поскольку их клетки недостаточно сильны, чтобы противостоять угрозе от радиации.
Происшествия в прошлом, когда уровни радиации пересекали страшные 200 000 мкЗв, отмеченные, например, в Хиросиме и Нагасаки, Чернобыле и Фукусиме, привели к детской смертности и раку.
Радиацияижизнь
Анкета
Дляучащихся 7 – 9 классов
1.Что такое радиация?
2. Какое влияние оказывает радиация на организм человека?
3. Какие источники радиации вы знаете?
4. Способы и средства защиты от радиации?
5. Из каких источников вы получили сведения о радиации?
6. Что бы вы хотели о радиации?
Дляучащихся 10 –11 классов
1. Много ли вы знаете о радиации?
а) да б) нет в) мне это неинтересно
2. Заинтересованы ли вы в увеличении знаний по теме радиация?
а) да б) нет
3. Что именно вы бы хотели узнать по данной теме?
4. Ваше отношение к радиации?
а) положительное б) отрицательное в) нейтральное
5. Боитесь ли вы радиации?
а) да б) нет
6. Если на предыдущий вопрос вы ответили положительно, то укажите причины вашей боязни?
7. Считаете ли вы, что большинство онкологических заболеваний и генетических изменений связаны с радиацией?
а) да б) нет
8. Ваше отношение к людям, имеющих контакт с радиацией?
а) опасаюсь б) нейтральное в) отношусь с пониманием и не испытываю никаких негативных эмоций
9. Как вы думаете можно ли получить дозу радиоактивного излучения, живя вблизи исследовательских центров по изучению радиации?
а) да б) нет
10. Как вы считаете можно ли получить дозу радиоактивного излучения, работая в рентгенологическом кабинете?
а) да б) нет
Результатыанкетирования
В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство семиклассников считают, что радиация есть выброс опасных хим. веществ, которые вредно влияют на организм человека, вызывают различные заболевания, мутации и смерть. Источник радиации: АЭС, ядерные взрывы, солнечное излучение, а так же электроприборы и сотовые телефоны. Лучшее средство защиты, по мнению ребят, спец. одежда, противогаз и укрытие в бункере. Почти все учащиеся слышали о радиации по телевидению, интернету и из
компьютерных игр, а так же слухи, лишь некоторым рассказали родители и прочли книги. Среди семиклассников нет равнодушных к этой проблеме, они хотели бы узнать о радиации все, особенно влияние ее на человеческий организм.
Многие учащиеся восьмых классов сомневаются в своих знаниях о радиации. Большинство предполагают, что радиация – это химически опасные вещества и вредное облучение ими. Почти все знают о вредном влиянии радиации на организм человека, вызывающее различные заболевания, мутации и смерть. Спастись от радиации можно большим расстоянием, использованием спец. одежды и применением лекарственных препаратов. Источник радиации, по мнению восьмиклассников, АЭС, электротехника, сотовые телефоны, компьютеры. Почерпнули эту информацию ребята из интернета, телепередач, классных часов и рассказа взрослых. Учащиеся хотели бы больше узнать о радиации, особенно о ее влиянии на человека, а так же об уровне радиации в нашем селе.
Анкетирование среди девятиклассников показало, что они владеют более правильной информацией о радиации, т. к. на уроках физики и ОБЖ, неоднократно изучались вопросы по данной теме, хотя большинство учащихся ответили, что основной источник информации является СМИ, телевидение, интернет, компьютерные игры. Многие учащиеся 9 классов, знают, что радиация - это опасное ионное излучение, оказывающее негативное влияние на организм человека. Так же знакомы с источниками радиации и средствами защиты. Хотели бы больше узнать о способах защиты и о последствиях облучения.
В результате анкетирования среди учащихся 10 – 11 классов мы выяснили, что ребята не равнодушны к проблеме радиации, и считают ее очень актуальной в современном обществе, многих интересует уровень радиации в нашем регионе и селе. Половина учащихся осведомлены о радиации достаточно хорошо, но почти все заинтересованы в ув