«Асенкритов орта мектебі» КММ
КГУ «Асенкритовская средняя школа»
ДОКЛАД:
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Выполнила:
учитель физики и математики
высшей категории
Белоусова Т.В.
Асенкритовка 2015
Доводы, до которых человек додумался сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим - Б. Паскаль.
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять содержание, качество образования улучшится.
Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача для меня - увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Мы постоянно учимся у мастеров педагогического труда.
Кто такой учитель - мастер?
Как я понимаю слово "мастер"?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.
Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся:
Ставить цель;
Составлять план исследований;
Подбирать необходимые приборы и материалы;
Собирать необходимые установки;
Проводить исследования и формулировать выводы.
А также:
Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:
Теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов на практике.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
Почему жужжит пчела?
Что поднимает в воздух самолёт?
В чём причина полярных сияний?
Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
При изучении физической теории;
При решении задач;
При проведении демонстрационного эксперимента;
При выполнении лабораторных работ.
А также провожу:
Исследования в рассказах;
Исследования практических вопросов;
Исследования дома и на улице;
Проектную исследовательскую деятельность учащихся.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования.
Проектно - исследовательская работа по физике в 7 классе
1) Реферат (от лат. Refero–сообщаю), краткое изложение в письменном виде публичного сообщения. Таким образом, если говорить об ученическом реферате, то его можно представить как краткое изложение литературы по определённой теме.
Классификация рефератов:
по темам («Тепловые явления», «Магнитные явления» и т. д.);
по целям работы (обзор литературы по определённой теме; сбор информации по интересующей проблеме);
исторические (история вопроса, обзор работы учёного – физика и т. д.)
Вот, например темы рефератов, которые выбрали обучающиеся: «Физика дома»; «Явления природы»; «Рычаги в быту и технике»; «В чём прав Архимед?».
2) Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Оно не предполагает получение объективно нового результата. Исследовательские работы могут проводиться как дома, так и в школе. При этом ребятам выдается краткая инструкция (на специальном листочке) или задание с кратким и чётким содержанием (например, задание в учебнике 7 класса после изучения определенной темы).
Вот некоторые задания:
1) Исследовательская работа по наблюдению диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.
2) Исследования смачивания тел.
3) Измерение толщины листа бумаги, из которого сделан учебник.
4) Исследование взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Пример краткой инструкции к исследовательской работе:
Наблюдение диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Приборы и материалы: стакана с водой, пакетика чая, холодильник, чайник. Выполнение работы
1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой тёплой.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
Объясни результаты: ___________________________________________________________________
3. Налейте в оба стакана до половины воды.
4. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
5. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта.
Объясни результаты. ____________________________________________________
6.Сделайте вывод _______________________________________________________
Контрольные вопросы.
Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? _____________________________________________________
3) Проект–творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Примером проектной деятельности в седьмом классе является: конструирование физических приборов, моделей. Тем самым это предполагает создание мини –проекта. Ребята своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики (мензурки, линейки, модели термометра, динамометра, сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели фонтанов.) Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у обучающихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся.
Наша задача, задача учителя, грамотно организовать этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию исследовательских работ.
Главная идея метода проекта:
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Проект – это:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Как выбрать тему исследования?
Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике А.И.Савенкова):
Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
При использовании метода проекта ученик…
• Определяет цель деятельности
• Открывает новые знания
• Экспериментирует
• Выбирает пути решения
• Активен
• Субъект обучения
• Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель…
• Помогает определять …
• Рекомендует источники информации
• Раскрывает возможные формы работы
• Содействует прогнозированию результатов
• Создаёт условия для активности школьника
• Партнёр ученика
• Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Список литературы:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2009
Поиск новых путей: из опыта работы – Сост. С.Н. Громцева – М.: Просвещение, 1990
Интернет ресурсы.