Использование межпредметных связей в преподавании физики
Использование межпредметных связей в преподавании физики
Физика - интересная, увлекательная, важная, хотя и сложная наука. Нет таких наук, с которыми физика не пересекается. Нужно показать учащимся взаимосвязь физики с другими науками, показать ее красоту, значимость. Ведь именно благодаря физике работают машины, бытовая техника, все, на что ни посмотри...
СОДЕРЖАНИЕ работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ...……………5
1.1. Понятие межпредметных связей………….……………………………5
1.2. Функции межпредметных связей……………………………………….5
1.3. Виды межпредметных связей ………………………………………….7
1.4. Планирование и пути реализации межпредметных связей …………. ..8
II. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ…………….9
2.1. Роль учителя физики в организации межпредметных
связей………………………………………………………………………9
2.2. Использование межпредметных связей при изучении разных
дисциплин………………………………………………………………..11
2.3. Интегрированный урок — один из путей реализации межпредметных
связей. ……………………………………………………………………16
III. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ …..18
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей в преподавании физики »
Использование межпредметных связей в преподавании физики
Осипова М.В., учитель физики и астрономии ОШ №4 г.Бахчисарая
"Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том,
чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление".
М. Планк
Цель работы:
1) определить понятие, сущность, функции межпредметных связей и их виды;
2) раскрыть некоторые пути установления межпредметных связей при изучении программного материала по физике и другим дисциплинам, а также во внеклассной работе.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное
пространство. Данный процесс сопровождается существенными
изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного
процесса. В минимальное содержание образовательных программ всех
естественных дисциплин включаются элементарные знания о методах
естественнонаучного познания, важнейшие категории научного знания
(явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы), важнейшие
методы научного познания (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и
моделей, вывод следствий и их проверка, формирование теоретических
выводов).
Существуют глобальные проблемы, которые требуют использования межпредметных связей в процессе обучения в современном информационном обществе:
Обеспечение восприятия современной картины мира.
Фундаментализация знаний.
Объединение науки и производства.
Социальные аспекты, рождённые развитием современного общества.
Развитие академической мобильности и адаптированности выпускников на рынке труда.
Главные задачи общеобразовательной школы концептуально можно сформулировать следующим образом:
привитие желания и умения самостоятельно приобретать и углублять
свои знания;
дать учащимся глубокие знания основ наук;
совершенствовать их диалектико-материалистическое мировоззрение;
развивать творческие способности и трудовые навыки.
Решение вышеперечисленных задач требует всесторонней активизации
учебной деятельности школьников, осмысленного изучения материала. При
этом большое внимание уделяется научности и систематичности обучения,
то есть такому построению учебного плана и учебно-воспитательного
процесса, которые обеспечивают формирование у учащихся общей
естественнонаучной картины мира.
В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.
Применение межпредметных связей – важный фактор повышения эффективности обучения.
I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Понятие межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории
«межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их
педагогической оценке и различные классификации.
Но до сих пор нет более или менее точного общепризнанного определения межпредметных связей.
Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего понятия «связь» как философской категории. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных
связей объясняется многогранностью их проявления в реальном
учебном процессе.
Функции межпредметных связей
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
1.3. Виды межпредметных связей
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель физики осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи физики с биологией, химией) и межцикловые (связи физики с историей, трудовым обучением, литературой). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах физических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) — это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
Понятийные межпредметные связи — это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ. Это такие как — тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство. А также общие понятия — явление, процесс, энергия и др.
Теоретические межпредметные связи — это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.
1.4. Планирование и пути реализации межпредметных связей
В современной школе перед учителем стоит основная задача — показать учащимся всю глубину и характер взаимосвязи различных граней объективного мира, подготовить их к целенаправленной и самостоятельной познавательной деятельности.
Участие межпредметных связей в развитии познавательных способностей, активности, умственной деятельности содержится в трудах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л. и др. Однако не все аспекты проблемы исследованы с достаточной точностью. В практике школы реализуются главным образом бинарные, в редких случаях тринарные связи (между двумя или тремя предметами). Не разработаны связи межцикловые (гуманитарных и естественнонаучных предметов). Научно не обоснована практическая методика межпредметных связей. Решение этих вопросов возможно лишь на путях тесного сотрудничества ученых, занимающихся проблемой, с одной стороны, и учителей массовой школы — с другой. Предметная система преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе в целом обеспечивает возможность формирования у учащихся определенной системы научных знаний и умений. Однако, несогласованность школьных учебных программ по физике, химии, биологии, географии, математики, информатики, отсутствие в них взаимосвязанности, преемственности и единой интерпретации понятий, законов и теорий, приводит к отрывочности знаний школьников; отсутствию у учащихся единой научной картины мира и понимания закономерностей его развития, и, как следствие, к неспособности комплексно применять знания и практические навыки, полученные при изучении основ естественных наук в школе, в решении задач, возникающих перед ними в реальной жизни. В преодолении этих недостатков большая роль принадлежит межпредметным связям. Межпредметные связи, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, играют существенную роль в развитии системного мышления, умении использовать знания при изучении одного предмета в процессе усвоения знаний по другому предмету. Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя физики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями химии, биологии, географии, астрономии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.
II. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
2.1. Роль учителя физики в организации межпредметных связей
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и географии.
Все больший интерес к межпредметным связям проявляют учителя. Накапливается большой практический опыт.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет педагогов задуматься над актуальной проблемой: как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, добиться активности на протяжении всего урока. Заметим, что это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.
Обучение — двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.
Учитель физики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в физике. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
изучение курса физики и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
поурочное планирование межпредметных связей с использованием календарных и тематических планов;
разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Установление межпредметных связей в курсе физики, информатики, химии и других учебных дисциплин повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения.
2.2. Использование межпредметных связей при изучении разных
дисциплин
Отечественное образование накопило значительный опыт по обучению физике, однако, при современной жесткой глобальной конкуренции становится все труднее добиваться хороших результатов. У многих снижается интерес к физике, что объясняется не только тем, что физика — трудный предмет, а скорее тем, что о ней рассказывают и пишут не интересно, скучно, казенно. И дело даже не в этом. Просто нас приучают смотреть на физику, как на некоторую хотя и важную, но все же специальную науку. Общепризнанно, что литература нужна всем, иначе не будешь культурным человеком, математика нужна многим — ведь на дворе научно-техническая революция. А вот физика, дескать, понадобится в жизни немногим.
Я, конечно, согласна относительно литературы и математики. Но не согласна относительно физики. Убеждена, что все же физика — наука не узкоспециальная, а общечеловеческая. Конечно, в ней есть много специальных вопросов. Однако, в целом эта наука, которую нельзя относить только к точным наукам, она в значительной мере является так же гуманитарной.
Всё это заставило меня обратиться к межпредметным связям, изучать программу по биологии, химии, трудовому обучению и др. предметам и попытаться самой создать единую систему межпредметных связей физики и других предметов (см. Приложение 1). Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в своей профессии человек был мастером своего дела...
Для поступления в медицинский институт не надо сдавать физику, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать и свойства, и строение лазеров, и свойства рентгеновских лучей, и ультразвук и его свойства, и токи высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и регулировании усилителей высокой и низкой частоты. Для агронома нужна физика, чтобы разбираться на каких почвах лучше прогревается земля, механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц. Казалось бы, в школе ребята, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, далеки от физики, но, исследуя археологические раскопки, горные породы, пользуются законом радиоактивного распада, чтобы узнать возраст земли, а юристы спектральным анализом, чтобы определить химический состав вещественных доказательств. Они используют те или иные законы физики. Да разве можно мыслить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают работу электрических двигателей, сборку электрических цепей, зависимости прочности материалов от нагревания и т.д. Очень многие профессии не могут обойтись без работы измерительных приборов, наладки автоматических линий и просто электрических приборов…
Сейчас много внимания уделяется развитию, социализации личности. И один из социальных заказов общества – растить таланты. Но без знания математики не сможешь ни решать задачи по физике, ни выполнять эксперимент. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук химии-физики, физики-биологии и т.д. Расширяя свои знания по другим предметам, углубляются знания учащихся, расширяется кругозор, развивается личность.
На первом этапе (в V классе) — при изучении курса природоведения следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии, биологии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах в живой и неживой природе. На втором этапе (в средних классах) — в процессе изучения физики важно устанавливать межпредметные связи с биологии, химией, математикой для более углубленного осмысления школьниками физических, физиологических и экологических знаний. На третьем этапе (в старших классах) — при изучении физики и астрономии необходимо широко реализовать знания учащихся дисциплин естественно-математического цикла и гуманитарных дисциплин.
Первый же урок физики в 7-ом классе начинается с того, что ребятам представлено множество физических приборов. После ознакомления с тем, что изучает физика, происходит переход к изучению физических величин и приборов, которыми можно измерить эти величины. Например, для измерения времени используются различные часы. В этой связи представляю ребятам различные будильники, наручные часы, песочные, метроном, секундомер, рисунок солнечных часов. Показываю приборы для измерения длины, объема, температуры, массы, давления, силы, а также некоторые приборы, пользоваться которыми школьники будут в следующем году, в старших классах. На вступительном занятии выясняем, что общим в этих приборах является шкала, цена деления измерительного прибора. Также, на первом этапезнакомства с некоторыми физическими величинами предлагается в качестве домашнего задания изобразить данную величину на рисунке так, как они ее себе представляют. В своих работах некоторые ученики подмечают и изображают на рисунке такие нюансы этой величины, на которые другие не обращают внимания. Домашние работы рассматриваются на следующем уроке, и ребята расширяют свои знания с помощью доступных рисунков и пояснений к ним, развивая таким образом образное и объемное мышление. Эти рисунки можно использовать в качестве практического материала для фронтального опроса по изученной теме.
Например, по теме “Сила” ребята отвечают на вопросы:
- Какие силы изображены на рисунке?
- На какие тела они действуют?
- Куда направлены?
По некоторым рисункам составляются задачи. Дана задача с условием: "Рассчитать силу тяжести, действующую на тело (или вес данного тела)".
Понятие результирующей силы будет более доступным, если ребята придумают и нарисуют пример приложения двух сил, имеющих либо одинаковое направление, либо противоположно направленные. Понятия давления и способов его уменьшения (или увеличения) учащиеся осваивают с большей эффективностью, если они оформляют свое понимание художественным конспектом.
Художественные тексты прекрасно расширяют кругозор учащихся и их представления о физических явлениях. После изучения некоторых тем школьники сами пытаются творить.
Изобразительное искусство хранит богатейшие возможности для эстетического воспитания в преподавании физики. Интерес представляет взаимообратная связь, ибо прямое иллюстрирование урока или явления мало что даёт для глубокого развития эстетического чувства ребят. К заключительному уроку по теме “Световые явления” ученики готовят творческую работу, состоящую из пяти заданий. Это могут быть рисунки с различными световыми явлениями, репродукции картин, иллюстрации из старых журналов, поэтические строки, описывающие какое-либо световое явление. Желающие готовят сообщения об одном из таких замечательных явлениях, как молния, северное сияние, радуга, мираж и многое другое. Ребята от этой работы получают огромное удовлетворение, так как она несет в себе творческое начало, и с удовольствием представляют ее на зачетном уроке. Но необходимо помнить главное: живопись на уроке физики - не цель, а лишь помощник.
А как нравится детям разбирать с физической точки зрения пословицы и находить новые для обсуждения (см. Приложение 2).
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является четкое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Например, при закреплении темы “Физическая величина” проводится мини-игра.
Учитель. Указать приборы, которыми пользуются перечисленные (записаны на доске) специалисты.
Ученик 1. Я выбираю из списка профессию врача. Он пользуется такими приборами: тонометр, весы, измерительная лента, термометр,...
Ученик 2. Профессия - продавец. Приборы: весы, метр (для измерения длины), мерный стакан,...
И т.д. При этом выясняем, что некоторыми приборами пользуются различные специалисты.
Учитель. На плакатах изображены разные приборы с задачами. Решите их.
1.(Изображен спидометр автомобиля, показывающий скорость 55 км/ч). Сколько времени понадобится шоферу на преодоление расстояния равного 275 км, если автомобиль будет двигаться с такой скоростью?
2.(Изображены весы, на одной чашке весов лежат конфеты, на другой - гири 1 кг, 500 г и стрелка показывает на 300 г.) Хватит ли маме денег расплатиться за покупку, если у мамы 98 гривен, а 1 кг конфет стоит 48 гривен?
3.(Изображены две трехлитровые банки с молоком и одна литровая.) На приготовление одного молочного коктейля необходим один стакан молока. Сколько порций коктейля можно приготовить, если 1 л - это 5 стаканов молока?
Межпредметные связи темы «Строение атома».
Это тема - одна из центральных в предмете физики. Степень
перекрываемости содержания данной темы с другими дисциплинами очень
высока. Вот почему значение межпредметных связей для раскрытия ведущих
положений этой темы огромно и объективно необходимо.
И о взаимосвязи курсов ОБЖ и физики. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это учебный предмет, недавно введенный в школьный учебный компонент. Мы часто говорим детям о том, что нельзя делать это, нельзя делать то, потому что это опасно для жизни. А в чем заключается та или иная опасность, ребята могут узнать, лишь изучив конкретные физические явления. Например, познакомившись с явлением инерции, учащиеся могут объяснить, почему нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, а уже в 8-ом классе могут аргументировать свои объяснения математическими расчетами тормозного пути.
2.3. Интегрированный урок один из путей реализации межпредметных связей.
Особенность интегрированных уроков в объединении двух и более наук и умении применить в практической деятельности методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, теоретический анализ, творческое обобщение (таблицы, диаграммы и т.д.).
Интегрированные уроки дают целостное восприятие мира. На таких уроках учащиеся получают глубокие и прочные знания, по-новому осмысливая события и явления. Эти уроки стимулируют аналитико-синтетическую деятельность учащихся, формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать сложные процессы и явления объективной деятельности, способствуют развитию их творческого мышления (см. Приложение 3).
На этих уроках тема рассматривается с разных точек зрения со стороны нескольких предметов. Особенность таких уроков в том, что изложение, исследование проблемы одного предмета находит свое продолжение в другом.
Во время использования межпредметных связей возникают определенные трудности:
1. Часто изучение соответствующих тем по разным предметам не совпадает во времени.
2. У учителей нет достаточных знаний программного материала и программ смежных дисциплин.
3. В первые годы преподавания (молодые учителя) отсутствует опыт и умение реализовать внутрипредметные и межпредметные связи.
4. Отсутствует достаточное количество дидактического материала межпредметного содержания.
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся - важная задача
реализации идей реформы школы, а решение данной задачи возможно через
осуществление межпредметных связей.
III. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для
учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного
материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение
кругозора в результате организованного общения.
Анализ опыта осуществления внеклассной работы на основе межпредметных
связей позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих эффективность в
организации такой работы:
выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать знания из разных предметов вокруг одного объекта познания;
включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;
опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
закрепление, расширение и углубление объёма знаний, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.
Все эти условия могут быть реализованы при проведении декады физики. В нашей школе традиционно декада физики проходит в апреле месяце по определённой тематике: «Физика и космонавтика», «Физика в твоей профессии», «Связь физики с другими предметами», «Физики – лирики» и др. Во время декады лекторская группа старшеклассников проводит лекторий к «Дню космонавтики». В последние годы с учащимися 7-11 классов, увлекающимися физикой провожу уроки межпредметного содержания: «Урок эрудитов» и «Урок по интересам», в содержании которых прослеживается связь с астрономией, химией, математикой, биологией, экологией, ОБЖ.
Примерами внеклассных мероприятий с выраженными межпредметными
связями могут быть комплексные вечера, межпредметные конференции,
профориентационные выставки, межпредметные КВНы.
Считаю, что такие мероприятия позволяют повышать уровень
развития учащихся и стимулируют у них тягу к знаниям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а
следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам
целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания,
обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений,
навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу.
В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные
А.Эйнштейну принадлежат слова о том, что, если преподаватель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет; умеет учить тот, кто учит интересно. Этой педагогической заповедью великого ученого хотел бы воспользоваться каждый учитель физики. Ведь научить предмету можно лишь тогда, когда у учеников будет пробужден интерес к науке, интерес к процессу познания, когда учение будет происходить не по принуждению, а его стимулом станет увлеченность.
Нашим детям жить и работать в ХХI столетии, и необходимо научить их чувствовать красоту и гармонию природы на крохотной планете Земля, чувствовать себя частью этой природы.
Литература:
Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985. - С.45.
Коржуев А.В. Методические основы реализации сущностного подхода при обучении физике в средней школе. – М.: 1998.
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. // Под ред. Менчинской В.А. и др. - М.: Просвещение, 1972.
Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей.
//Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. МежВУЗовский сборник научных трудов.
Коржуев А.В., Методические основы реализации сущностного подхода при обучении физике в средней школе – М., 1998
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Тема урока
С какими предметами связь и в чём она заключается
Свободные электрические колебания. Электрический контур. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.
Математика (10-11). Свойства гармонических функций, правило взятия производной, решение уравнений второй производной.
Производство, передача, использование электрической энергии.
География-9. Топливно-энергетический комплекс.
Распространение радиоволн. Радиолокация.
Астрономия. Методы определения расстояния до планет с помощью радиолокации.
ОБЖ. Гражданская оборона.
Дисперсия света.
Изобразительное искусство. Множество цветов и оттенков связано с разной длиной волны видимого спектра.
Инфракрасное и ультра - фиолетовое излучение.
Биология -10. Воздействие ультрафиолетового и инфракрасного излучения на живые организмы и растения.
Рентгеновское излучение.
Биология -11. Причина мутации.
Применение в медицине. Диагностика.
Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Связь массы и энергии.
Астрономия. Относительность механического движения. Изменение массы и времени при космических полетах на объекты Галактики.
Химическое действие света. Фотографирование.
Биология. Фотосинтез в зеленых листьях растений. Химия. Реакция разложения.
Итоговый урок «Развитие взглядов на природу света».
Астрономия. Зависимость плотности потоков излучения от расстояния до точечного источника, скорость света, свойство электромагнитных излучений разных диапазонов частот.
Изучение и поглощение света. Спектральный анализ. Виды спектров. Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».
Химия. Свечения фосфора. Окислительно-восстановительные химические реакции. Астрономия. Определение химического состава планет и звезд.
Химия. Качественный спектральный анализ.
Состав ядра атомов. Ядерные реакции.
Химия-8. Периодическая система элементов Менделеева. Изотопы. Состав атомных ядер.
Закон радиоактивного распада.
Математика -10,11. Свойства показательных функций.
География-7. Астрономия. Строение и возраст Земли.
Астрономия. Внутренние источники энергии звезд. Солнце - ближайшая к нам звезда. Активные образования на Солнце.
Методы регистрации ионизирующих излучений. Получение радиоактивных изотопов и их применение.
История. Определение возраста древних предметов органического происхождения. Метод радиоактивного углерода
ОБЖ. Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от них. Доза облучения Принцип работы ионизационной камеры и газоразрядного счетчика.
Биология. Использование меченых атомов для определения движения питательных веществ в растениях исследование обмена веществ в организме человека. Мутационное воздействие ионизирующей радиации.
Химия. Получение радиоактивных изотопов всех химических элементов. Трансурановые элементы.
Приложение 2. Пословицы и поговорки народов мира.
Динамика. Работа. Энергия
Нет такого человека, который хоть раз не поскользнулся бы на льду (осетинская).
Пошло дело как по маслу (русская).
Угря в руках не удержишь (французская).
Как бы ни старается водопад течь вверх, он все равно будет низвергаться вниз (китайская).
Брошенный вверх камень на твою же голову и упадет (монгольская).
Хорошему прыжку хороший разбег нужен (русская).
Что тратишь, поднимаясь в гору, вернешь на спуске (финская).
Натягивай лук, думая о расстоянии до цели (монгольская).
Пустой кувшин с края крыши быстро свалится (персидская).
Шила в мешке не утаишь (русская).
Девять мышей вместе потянули и крышку с кадушки с сыром стащили (адыгская).
Гидро- и аэростатика. Гидро- и аэродинамика.
Масло в воде всегда наверх всплывет (русская).
С тяжелым грузом в воду не прыгают (корейская).
Чтобы летать, надо крыльями махать (корейская).
Колебания. Волны. Звук.
Когда бьют по стене, и потолок дрожит (корейская).
Какая струна оборвалась, слышно по звуку (турецкая).
Ударь кулаком по столу — ножницы отзовутся (русская).
Медный сосуд звенит, а глиняный молчит (тамильская).
Как аукнется, так и откликнется (русская).
Подобен барабану — звук сильный, а внутри пусто (сирийская).
Молекулярная физика и тепловые явления
Нарезанный лук сильнее пахнет (мальгашская).
Рыбной лавке вывеска не нужна (японская).
Снег — одеяло для пшеницы (китайская).
Быстро нагревается — быстро остывает (японская).
Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская).
Вода в новом глиняном кувшине холоднее будет (турецкая).
Что сильно кипит, быстро испаряется; что сильно бурлит, вырывается наружу (монгольская).
Золото в огне не плавится (осетинская).
Лепи из глины, пока она сырая (суахили).
Электричество
После того как молния сверкнула, бояться нечего (турецкая).
Молния ударяет в высокое дерево (марийская).
Оптика
По собственной тени рост не измеряй (узбекская).
Палка кривая — и тень кривая (корейская).
Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь (японская).
Что на зеркало пенять, коли рожа крива (русская).
Когда солнышко на небе светит, звезды бледнеют (сербская).
Сквозь зеленые очки все кажется зеленым (японская).
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Презентация на тему" Состояние и проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях " "
["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-na-tiemu-sostoianiie-i-probliemy-priepodavaniia-fiziki-v-osnovnoi-i-starshiei-shkolakh-v-sovriemiennykh-usloviiakh"
["file_id"] => string(6) "236672"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1444136006"
}
}