kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные методы обучения физики в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы.

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.

Инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы обучения физики»

Инновационные методы обучения физики

в современной школе


Слайд 1 Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление, новые взгляды на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир.


В процессе формирования единой картины мира, предметы естественно - научного цикла несут главенствующую роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.

Слайд 2 Что же такое инновация?

Инновация (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

Слайд 3 Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы.


Слайд 4 Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.

Слайд 5 Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.


Слайд 6 Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:


1.  В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.

2.  Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

3.  Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

4.  Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;

5.  Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

6.  Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;

7.  Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

8.  Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

9.  Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

10.  В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”;

11.  Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

12.  Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;

13.  Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

14.  Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.



В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

  1. Слайд 7 пассивный – учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.


  1. Слайд 8 активный – обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.


  1. Слайд 9 интерактивный – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Более подробно остановимся на последних двух.


Слайд 10 Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.


Активность ученика на уроке  - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Работая в разноуровневом классе, приходится  рассчитывать на «среднего» ученика, долго «разжёвывая» материал. Успешные дети скучают на уроке, что приводит к учёбе без интереса. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить. 


Появление и развитие активных методов обусловлено, во-первых, тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда; во-вторых, бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянного обновлять, что может быть достигнуто в основном путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.


Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.


Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.


Слайд 11 Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:

  • методы проблемного обучения - происходит активизация познавательной деятельности учащихся, осознанное овладение ими не только знаниями и умениями, но и способами «открытия» этого знания.

  • лабораторная работа;

  • эвристическая лекция;

  • метод анализа конкретных ситуаций (case-study) , служащий инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

  • методы коллективного обсуждения проблем (дискуссия, полемика, «круглый стол» - одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии., семинар, «мозговая атака»);

  • конференция;

  • метод деятельности по инструкции;

  • деловая игра;

  • метод проектов.


Слайд 12 Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Оптимальное обучение возникает тогда, когда у людей есть возможность проявлять активность, взаимодействие (интерактив).


Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся классов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.


Слайд 13 Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

  • упражнения, носящие творческий характер;

  • групповые задания;

  • образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

  • уроки-экскурсии;

  • уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

  • занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

  • решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».


Ведущий учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.

Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Новая роль учителя: учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.



Каждый урок физики, с моей точки зрения, должен содержать эксперимент. Эксперимент—это основа физики как науки. К сожалению, не всегда на каждом уроке можно поставить эксперимент из-за того, что есть много субъективных и объективных факторов (нет оборудования или оборудование износилось, нет времени и многое другое). На помощь мне приходят инновационные методы обучения.


Во время работы я применяю компьютер и проектор. За счет комбинации различных форм передачи информации: звуковой, тактильной, визуальной – повышается уровень восприятия учащимися материала.


Провожу комбинированные уроки «физика-информатика»: где ребята в программе Microsoft Power Point делают презентации по различным темам, используя яркие многоцветные графики, схемы, анимации, сопровождающиеся звуковыми эффектами; в Microsoft Excel строят на уроке графики, таблицы по экспериментальным заданиям, которые они сделали, учатся обрабатывать информацию и делать выводы.

Очень часто применяю проектор для различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности учащихся.


Организация активного и интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса применяю различные методы обучения.


Использование инновационных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике. 


Применение инновационных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, но и на отношение учащихся к предмету.

Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.


Слайд 14 Инновационные методы обучения, которые я применяю в своей работе.

  • Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.

  • Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара.  Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

  • Часто на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.

  • На уроках физики я применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

  • Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.

  • Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант. Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.

  • При решении задач использую алгоритм – как одну из логических  форм  организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат.  Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.







Подводя итоги, можно сказать, что современный мир становится все более зависимым от инновационных технологий.


Главная задача школы — подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры.


Применение инновационных методов обучения на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся в сельской школе. Географическое положение нашего поселка является удаленным от городов и райцентра, в связи с этим компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя и учащихся огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов.


Таким образом, использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует повышению интереса и мотивации учащихся, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.






Просмотр содержимого презентации
«Инновационные методы обучения физики»

Инновационные  методы обучения  в современной школе

Инновационные методы обучения в современной школе

Что же такое инновация?   Инновация (от англ. innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Что же такое инновация?

Инновация

(от англ. innovation — нововведение, новация)

— это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

АКТИВНЫЕ Инновационные методы обучения ИНТЕРАКТИВНЫЕ

АКТИВНЫЕ

Инновационные методы обучения

ИНТЕРАКТИВНЫЕ

Инновационные методы  обучения в школе:

Инновационные методы обучения в школе:

  • способствуют развитию познавательного интереса у детей;
  • учат систематизировать и обобщать изучаемый материал;
  • учат обсуждать и дискутировать.
Инновационные методы обучения Цель: Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем Цель: Формирование знаний, умений, навыков Традиционные методы обучения

Инновационные методы обучения

Цель: Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем

Цель: Формирование знаний, умений, навыков

Традиционные методы обучения

Педагог должен уметь: 1.    В совершенстве владеть современными информационными знаниями. 2.   Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников. 3.   Проявлять уважение к своим ученикам. 4.  Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций. 5.   Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста. 6.   Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике. 7.   Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы. 8.  Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися. 9.   В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”. 10. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

Педагог должен уметь:

1.   В совершенстве владеть современными информационными знаниями.

2.   Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.

3.   Проявлять уважение к своим ученикам.

4.  Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

5.   Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

6.   Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике.

7.   Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы.

8.  Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.

9.   В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.

10. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

Пассивный метод обучения УЧЕНИК УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Пассивный метод обучения

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Активный метод обучения УЧЕНИК УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Активный метод обучения

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Интерактивный метод обучения УЧЕНИК УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Интерактивный метод обучения

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Активные методы обучения способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач. Появление и развитие обусловлено:

Активные методы обучения

способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

Появление и развитие обусловлено:

  • Новыми задачами перед обучением
  • Бурным развитием информатизации
Формы и методы  активного обучения:

Формы и методы активного обучения:

  • методы проблемного обучения;
  • лабораторная работа;
  • эвристическая лекция;
  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • методы коллективного обсуждения проблем (дискуссия, полемика, «круглый стол», семинар, «мозговая атака»);
  • конференция;
  • метод деятельности по инструкции;
  • деловая игра;
  • метод проектов.
Интерактивные методы обучения специальная форма организации познавательной деятельности; подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивные методы обучения

специальная форма организации познавательной деятельности; подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Формы и методы  интерактивного обучения:

Формы и методы интерактивного обучения:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
  • занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
  • решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».
Инновационные методы обучения, используемые в работе

Инновационные методы обучения, используемые в работе

  • проблемные ситуации 
  • дискуссии 
  • групповая работа учащихся
  • мультимедийные технологии
  • сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией
  • физический диктант 
  •   алгоритм
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться  на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» «Алиса в стране чудес»  Льюис Кэрролл

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

«Алиса в стране чудес» 

Льюис Кэрролл

Желаем  успеха в применении инновационных методов  в работе!

Желаем успеха

в применении инновационных методов

в работе!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационные методы обучения физики в современной школе

Автор: Тимощук Татьяна Александровна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-innovatsionnyie-formy-obuchieniia-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "112784"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408940462"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Инновационные средства оценки результатов обучения "
    ["seo_title"] => string(59) "innovatsionnyie-sriedstva-otsienki-riezul-tatov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155259"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421254050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства