Инновационные методы обучения физики
в современной школе
Слайд 1 Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление, новые взгляды на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир.
В процессе формирования единой картины мира, предметы естественно - научного цикла несут главенствующую роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.
Слайд 2 Что же такое инновация?
Инновация (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.
Слайд 3 Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы.
Слайд 4 Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.
Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.
Слайд 5 Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Слайд 6 Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:
1. В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.
2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
7. Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
8. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
9. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
10. В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”;
11. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
12. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
13. Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
14. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
Слайд 7 пассивный – учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
Слайд 8 активный – обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Слайд 9 интерактивный – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Более подробно остановимся на последних двух.
Слайд 10 Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.
Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Работая в разноуровневом классе, приходится рассчитывать на «среднего» ученика, долго «разжёвывая» материал. Успешные дети скучают на уроке, что приводит к учёбе без интереса. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.
Появление и развитие активных методов обусловлено, во-первых, тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда; во-вторых, бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянного обновлять, что может быть достигнуто в основном путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.
Слайд 11 Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:
методы проблемного обучения - происходит активизация познавательной деятельности учащихся, осознанное овладение ими не только знаниями и умениями, но и способами «открытия» этого знания.
лабораторная работа;
эвристическая лекция;
метод анализа конкретных ситуаций (case-study) , служащий инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.
методы коллективного обсуждения проблем (дискуссия, полемика, «круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии., семинар, «мозговая атака»);
конференция;
метод деятельности по инструкции;
деловая игра;
метод проектов.
Слайд 12 Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Оптимальное обучение возникает тогда, когда у людей есть возможность проявлять активность, взаимодействие (интерактив).
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся классов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Слайд 13 Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:
упражнения, носящие творческий характер;
групповые задания;
образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
уроки-экскурсии;
уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».
Ведущий учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.
Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы.
Новая роль учителя: учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Каждый урок физики, с моей точки зрения, должен содержать эксперимент. Эксперимент—это основа физики как науки. К сожалению, не всегда на каждом уроке можно поставить эксперимент из-за того, что есть много субъективных и объективных факторов (нет оборудования или оборудование износилось, нет времени и многое другое). На помощь мне приходят инновационные методы обучения.
Во время работы я применяю компьютер и проектор. За счет комбинации различных форм передачи информации: звуковой, тактильной, визуальной – повышается уровень восприятия учащимися материала.
Провожу комбинированные уроки «физика-информатика»: где ребята в программе Microsoft Power Point делают презентации по различным темам, используя яркие многоцветные графики, схемы, анимации, сопровождающиеся звуковыми эффектами; в Microsoft Excel строят на уроке графики, таблицы по экспериментальным заданиям, которые они сделали, учатся обрабатывать информацию и делать выводы.
Очень часто применяю проектор для различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности учащихся.
Организация активного и интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса применяю различные методы обучения.
Использование инновационных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.
Применение инновационных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, но и на отношение учащихся к предмету.
Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.
Слайд 14 Инновационные методы обучения, которые я применяю в своей работе.
Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.
Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара. Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
Часто на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.
На уроках физики я применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант. Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что современный мир становится все более зависимым от инновационных технологий.
Главная задача школы — подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры.
Применение инновационных методов обучения на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся в сельской школе. Географическое положение нашего поселка является удаленным от городов и райцентра, в связи с этим компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя и учащихся огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов.
Таким образом, использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует повышению интереса и мотивации учащихся, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.