kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках физики через применение различных педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «мотивация», «мотив» до сих пор не имеют единого толкования.  Мнения ученых психологов разделяются. Известный отечественный психолог Ильин Евгений Павлович в своей книге «Мотивация  и  мотивы» предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основание поступка)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учебной деятельности на уроках физики через применение различных педагогических технологий»

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках физики через применение различных педагогических технологий


Понятие «мотивация», «мотив» до сих пор не имеют единого толкования. Мнения ученых психологов разделяются. Известный отечественный психолог Ильин Евгений Павлович в своей книге «Мотивация и мотивы» предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основание поступка) [3, с.65]. По его мнению, мотивы, потребности и цели являются составляющими мотивационной сферы человека. В психологии принято выделять пять основных мотивов обучения:

1) непосредственно-побуждающие мотивы, возникающие из-за желания получить одобрение, избежать осуждения, получить конкретный результат;

2) перспективно-побуждающие мотивы, связанные со стремлением обучающегося овладевать знаниями, необходимыми для получения будущей профессии;

3) моральные мотивы, другими словами, социально значимые, связанные с пониманием учебы как нравственного долга человека перед обществом, семьей («Не учиться – стыдно!»);

4) мотивы общения, связанные с желанием быть в коллективе, чувствовать себя членом сообщества;

5) мотивы интеллектуальные, представляющие собой стремление познания мира, для школьников они самые главные.

Для того чтобы выяснить насколько школьники мотивированы к обучению, в начале учебного года я провожу анкетирование. Анализируя ответы обучающихся, делаю вывод о том, чем интересуются подростки, с какими установками они подходят к получению знаний. Целью данного анкетирования является участие педагога в формировании личности ребенка. Из опыта собственной работы могу отметить, что обучающиеся 7-ых и 8-ых классов мотивированы к обучению, так как новый предмет способствует повышению интереса. Также мною замечено, что у обучающихся 9-ых классов преобладают перспективно - побуждающие мотивы, вызванные их желанием продолжить обучение в старших классах.

И, как правило, обучающиеся 10-ых классов «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к обучению.

Поскольку учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, то важны способы ее осуществления. Необходимо отметить важность содержания обучения, так как учебную информацию сегодня можно получить из различных источников - от педагогов, из учебной и научно - популярной литературы, из источников средств массовой информации и, конечно же, из сети Интернета. Учитель же, помня о том, что эта информация должна побуждать к учебной деятельности, и подбирая материал к урокам, должен учитывать следующее: существует необходимость формирования потребности обучающихся в постоянной деятельности, систематического упражнения ими памяти, мышления, подчеркивание умения выделять главное и потребность в новизне, а также необходима работа над формированием выражения эмоциональности, рефлексии и самооценки. Отсюда следует, что учебный материал должен вызывать интерес у тех, кому он предназначается. В первую очередь, его следует разнообразить историческими сведениями, биографическим материалом о великих ученых, валеологическими знаниями [2, с.103]. Это заставляет обучающихся сравнивать полученные знания с уже имеющимися, вскрывать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы, то есть способствует их развитию.

Задания, вызывающие эмоциональный отзыв обучающихся предусматривают самопроверку, анализ личных познавательных и практических действий, дискуссии, нахождение нескольких вариантов решения задач. Все эти приемы активируют мыслительную деятельность обучающихся, что является приоритетным направлением в современной системе образования.

Например, при изучении темы «Электризация тел» провожу дискуссию по вопросу «Статическое электричество друг или враг человека?». Целью дискуссии является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Стремление занять собственную позицию - сильная потребность человека, связанная с самоутверждением, особенно это характерно для молодого поколения.

Задания, требующие метапредметных знаний и умений, способствуют развитию не только познавательного интереса, но и расширению кругозора, обеспечивают более глубокое понимание материала. Так, при изучении темы «Расчет давления на дно и стенки сосуда», обучающиеся выполняют практико-ориентированные задания, а именно, рассчитывают давление на различных глубинах разных морей.

Для интеграции курсов физики и математики использую таблицу «Математические функции в курсе физики».

Применение в работе проблемной технологии дает возможность получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей [1,с.96].

Например, при изучении главы «Кинематика», важным и наиболее сложным для обучающихся является вопрос относительности движения. Целесообразно предложить такое проблемное задание: «Положение равномерно и прямолинейно движущейся лодки относительно неподвижной системы координат в любой момент времени может быть определено по формуле, показывающей зависимость х(у). Выведите формулу, для определения положения того же тела в системе координат, движущейся равномерно и прямолинейно относительно неподвижной системы».

Практика показывает, что вопросы экологического характера вызывают больший интерес у старшеклассников. С обучающимися 11 класса был реализован долгосрочный проект по теме: «Научно-технический прогресс – это благо или вред для человека?» В проекте, в числе прочего, рассматривалось влияние электромагнитных волн на здоровье человека. Мотивация выполнения практической части проекта была достаточно высокой, поскольку обучающиеся приобрели знания, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни.

Еще одним современным методом обучения является коллективная форма работы, способствующая появлению мотивации даже у пассивных детей. Постоянное использование этого метода позволяет ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Здесь школьники реально действуют, а не пассивно присутствуют на уроке. В это время их легче научить сотрудничать: выполнять вместе задания, оценивать работу, быть внимательными к работам друг друга в группе в коллективе. Метод коллективных работ дает очень много и в обучении, и в воспитании детей. Самое важное - язык практический и словесный, становится языком общения обучающихся не только с учителем, но и друг с другом.

Игровые технологии также являются очень интересными и полезными, поскольку игра - самостоятельный вид развивающей деятельности обучающихся. Дидактические игры способствуют развитию логического мышления. Игра дает возможность познавать окружающий мир, открывает возможности для творчества, самопознания и самовыражения.

Одна из любимых игр - «Физика на школьном стадионе». Предлагаю командам, состоящим из обучающихся 7-ых классов, заполнить таблицы. В таблицу они заносят расчеты, которые позволяют проявить себя и продемонстрировать свои способности.

Нельзя не упомянуть о том факте, что оценка результатов учебной деятельности призвана мотивировать обучающих на достижение хорошего результата. Но, слишком частое оценивание приводит к тому, что получение хороших отметок становится для них самоцелью. Это приводит к угасанию мотивации. Важно, чтобы в оценке давался качественный анализ, подчеркивались положительные моменты, выявлялись недостатки.

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что все упомянутые педагогические технологии (проблемная, игровая, проектная, коллективная система обучения, дискуссии) способствуя развитию деловой творческой обстановки на уроках и, как следствие, развитию личности. Л.Н.Толстой писал, что «знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».


Список используемой литературы

  1. Р.И. Малофеев, «Проблемное обучение физике в средней школе» М.:Просвещение, 1980.-127 с.,ил.

  2. Н.В. Матяш, «Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: Учебное пособие. –М.: Академия,2013. – 272 с.

  3. Е.П. Ильин, «Мотивация и мотивы». Издательский дом «Питер».2013. – 502 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гребнева Ирина Леонидовна

Дата: 02.12.2023

Номер свидетельства: 641115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства