Доклад "Способы развития познавательной активности студентов при изучении физики"
Доклад "Способы развития познавательной активности студентов при изучении физики"
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы подростков.
Идея формирования познавательных интересов является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение студента делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом студенте, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду, к выбранной профессии следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.
Изучение физики формирует творческие способности студентов, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у подростков способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Познавательные интересы студентов к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными. Познавательная направленность носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить.
Можно использовать такую схему воспитания у студентов увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.
На первом этапе можно выделять на некоторых уроках время (5-7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления студентов, развивают их эрудицию. Использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности студентов, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт со студентами, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. При изучении физики можно использовать загадки.
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физики подростки знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе.
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость подростков, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает их к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус.
Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Активизировать познавательную деятельность студентов можно и с помощью эксперимента. Большое внимание нужно уделять решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно включать и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем студентов умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности.
Формирование и развитие интереса студентов к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Педагог может, по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Способы развития познавательной активности студентов при изучении физики"»
Способы развития познавательной активности студентов
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы подростков.
Идея формирования познавательных интересов является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение студента делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом студенте, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду, к выбранной профессии следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.
Изучение физики формирует творческие способности студентов, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у подростков способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Познавательные интересы студентов к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными. Познавательная направленность носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить.
Можно использовать такую схему воспитания у студентов увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.
На первом этапе можно выделять на некоторых уроках время (5-7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления студентов, развивают их эрудицию. Использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности студентов, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт со студентами, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. При изучении физики можно использовать загадки.
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физики подростки знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе.
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость подростков, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает их к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус.
Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Активизировать познавательную деятельность студентов можно и с помощью эксперимента. Большое внимание нужно уделять решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно включать и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем студентов умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности.
Формирование и развитие интереса студентов к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Педагог может, по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.