Доклад «Самостоятельная работа студентов на уроках физики»
Доклад «Самостоятельная работа студентов на уроках физики»
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, одни ее считают формой организации учебных занятий, другие относят ее к другим методам обучения. На сегодняшний день самостоятельная работа студентов рассматривается как метод обучения, посредством которых достигается приобретение подростками знаний, умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Самостоятельная работа студентов на уроках физики»»
Доклад, тема «Самостоятельная работа студентов на уроках физики»
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, одни ее считают формой организации учебных занятий, другие относят ее к другим методам обучения.
На сегодняшний день самостоятельная работа студентов рассматривается как метод обучения, посредством которых достигается приобретение подростками знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия студентов, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.
Механическое выполнение тех или иных операций, бездумное списывание текста с доски не является в полном смысле самостоятельной работой. Ученик, механически выполняющий операции, не производит анализа.
Осуществление задачи всестороннего развития подрастающего поколения предполагает развитие у студентов самостоятельности. Воспитание активности и самостоятельности – это составная часть подготовки студентов к учебе.
Формируя у студентов самостоятельность, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.
Во-первых, необходимо развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
Во-вторых, необходимо их научить самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Подростки овладевают знаниями в ходе самостоятельной работы в виде наблюдений, постановки опытов, изучения дополнительной литературы, путем решения задач. Самостоятельная работа - не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей.
Чем шире круг знаний студентов, тем богаче их практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в работе, тем более сложные задания для самостоятельного выполнения им может предложить педагог
В процессе обучения физики применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в образовательном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности студентов, по содержанию, по степени самостоятельности.
Разнообразие всех видов самостоятельной работы сгруппированы по основной дидактической цели. Чаще всего на уроках выполняют решение задач, наблюдения и опыты, реже всего используется самостоятельная работа с учебником при изучении нового материала.
Следует отметить тесную взаимосвязь работ групп и видов самостоятельных работ по физике.
1.Работы, основная цель которых – совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умения применять знания на практике.
Доказательство справедливости формул.
Эксперимент.
Составление задач на применение новых физических законов и формул.
Выполнение заданий.
Вычерчивание и чтение схем электрических цепей.
2.Работы, основанная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Решение задач.
Построение и анализ графиков.
Сборка приборов из готовых деталей.
Измерение физических величин.
Работы, основная цель которых – развитие творческих способностей у студентов.
Подготовка докладов и рефератов, проектов.
Разработка методики постановки опыта.
Построение гипотезы.
Выполнение опытов с элементами исследования.
Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, представляют систему.
Под системой самостоятельных работ понимается совокупность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Система должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения. Самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у студентов разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна быть такова, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов образовательного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
В привитии умения самостоятельно мыслить и применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы студентов по решению физических задач.
Приучать к самостоятельному решению задач нужно студентов постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций, а уже потом к самостоятельному решению задач.
Вначале необходимо научить студентов самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения.
Выработка умения выполнять решение в общем виде и проверять правильность его, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.
Выработка у студентов умения производить приближенные вычисления.
Поиск путей решения задач.
Предложить студентам несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить новые способы решения.
Самостоятельная работа должна иметь место на каждом уроке, посвященном решению задач.
На решение этих задач можно проверить не только знания, но и умения и навыки, приобретенные студентами в процессе изучения всего материала. Осуществляя дифференцированный подход можно предлагать более сложные задачи.
Лабораторные работы студентов с самого начала их внедрения в учебный процесс по физике рассматривались, как средство связи теории с практикой. Их выполнение способствует формированию у студентов экспериментальных умений и навыков, а также умений и навыков практического характера, развитию познавательных способностей студентов формированию у них активности и самостоятельности.
Педагог должен тщательно продумывать методику проведения лабораторных работ, предоставлять студентам возможность проявлять инициативу и самостоятельность при их выполнении, только тогда они будут способствовать развитию познавательных способностей студентов, их активности и самостоятельности.