kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание о докладе "Применение проектного метода обучения на уроках физики"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в понятие    «Современный человек” вводится новое звено – «свободно владеющий компьютером». Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

 Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.  Учащиеся  проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. Возможности Интернет - ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников.

     Физика,  позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят, даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания.  И каждое занятие  может вызывать у детей эмоциональный подъем, независимо от их успеваемости. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики" »

  1. Применение проектного метода обучения
  2. на уроках физики

Қалымбетова Гүлжан Әбдіқадырқызы

(пос. Шиели, ГУ «СШ № 252 имени Г.Н.Ковтунова»)


Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне попробовать, и я научусь.

Древняя китайская мудрость

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в понятие «Современный человек” вводится новое звено – «свободно владеющий компьютером». Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. Возможности Интернет - ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников.

Физика, позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят, даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. И каждое занятие может вызывать у детей эмоциональный подъем, независимо от их успеваемости.

В целях раскрытия способностей учащихся, воспитания Личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире я в своей работе использую проектный метод обучения

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  5. развивают системное мышление.


Преимущества:
- происходит индивидуализация образования;
- учащиеся в нем обсуждают решение проблем реальной жизни;
- учащиеся вынуждены постоянно искать и анализировать информацию, четко излагать свои мысли;
- интенсивное использование компьютеров как инструментов в работе;
- сочетание индивидуальной и групповой деятельности в работе;
- изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения /2, с.53/.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя.

Систему действий учителя и учеников можно выделить на всех стадиях. Эту систему можно представить в виде схемы, заимствованной у И.Д.Чечель /1, с.83/.

Система действий учителя и учеников












При этом действительно, изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача – научить детей учиться самостоятельно. Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны.

Идея проектирования очень эффективна: ученик работает над какой-то темой определенное время, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать. Работа над проектом предполагает следующие этапы:


Этапы работы над проектом


Этапы

I

выбор и осмысление темы проекта

II

поиск и подбор материала по выбранной теме

III

графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);

IV

текстовая часть (набор и форматирование текста);

V

компоновка страницы (оформление);

VI

защита проекта

Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать презентации по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в группе. Пока на уроках учащиеся осваивают ту или иную тему, выполняют практические упражнения, домашним заданием для них является поиск и подбор материала по теме проекта. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, а так же помогает более детально рассмотреть темы физики, на которые отведено малое количество часов. Для этого заранее предлагается учащимся перечень вопросов – тем для самостоятельного рассмотрения и разработки. Тематика проектов может быть самой разнообразной. Причём, в зависимости от количества вопросов и глубины разрабатываемой темы, ребята работают индивидуально или малыми группами. Перед ними ставится задача, состоящая из следующих элементов:

  1. Самостоятельное изучение предложенного вопроса.

  2. Выделение из всего своего материала самого главного.

  3. Составление электронной презентации, в которой должны выполняться предъявляемые требования.

  4. Публичное выступление с докладом своей темы на уроке с использованием презентации.

  5. Ответы на вопросы учителя и учащихся класса по теме доклада.

Для того, чтобы представляемые учениками презентации на уроке были выполнены в единых требованиях, учитель обсуждает это заранее и совместно с учителем информационных технологий консультирует ребят и подсказывает пути решения трудных вопросов. Готовая презентация должна содержать:

  1. Первый титульный слайд, на котором указана тема, исполнитель, учитель, год.

  2. Следующие слайды посвящены новому материалу, приветствуются соответствующие иллюстрации.

  3. В конце доклада должен быть слайд с выводом – заключением по теме.

  4. Последний слайд посвящён используемой литературе.

  5. В ходе такой работы, во время обсуждения доклада учащимися новой темы возникла необходимость и в пятом пункте при составлении презентации.

  6. Между 3 и 4 пунктами необходимо вставить слайды с вопросами (не меньше 2 вопросов) по теме доклада и лучше, если ответы на предлагаемые вопросы находятся в тексте презентации. Поэтому при составлении слайда с вопросами – ответами используется функция – гиперссылка

Проект выполняется по определенному алгоритму /2, с.52/.


Алгоритм выполнения проекта


Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения


б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов

(формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.


Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения.Наблюдает за работой учащихся

3. Исследова­ние

а) Сбор и уточнение информации (основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполня­ют задачи проекта

Наблюдает, совету­ет, косвенно руко­водит деятельностью учащихся

4. Выводы

а) Анализ информа­ции

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом,

анализируя информа­цию. Оформляют проект




5. Представле­ние электронного (защита) проекта и оценка его результатов





а) Подготовка отче­та о ходе выполне­ния проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный от­чет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют электронный про­ект, участвуют в его коллективном ана­лизе и оценке















Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов. Защита проектов происходит на научно-практической конференции в школе перед своими товарищами. При этом оценивается все: и содержание проекта, и его актуальность, и авторские выводы, и авторские находки, и техническое исполнение, и сама защита (умение представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою точку зрения, умение держаться на сцене и говорить). Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ребята для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети.

Достоинства метода проектов:

• Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

• Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания?

• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Разработки уроков с применением проектного метода обучения:

  1. Тема: « Архимедова сила»

 I. Основополагающий вопрос: "Что такое архимедова сила и как она используется?»

II. Проблемные вопросы:

  1. Почему кусок жести тонет в воде, а жестяная коробка плавает?

  2. Почему детский шарик, наполненный водородом или гелием летает и поднимается вверх?

  1. Дидактические цели проекта - формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение работать со справочным материалом, развитие навыков самостоятельной   деятельности в команде.

  2. Методические цели проекта.

Освоить происхождение силы, выталкивающей тело из жидкости или газа, от чего она зависит. Применять условия плавания тел. Познакомиться с видами судов и воздухоплавательных аппаратов и их применение.

V.        Выбор темы индивидуальных исследований учащихся - формулировка проблемы.

( 2группы)

  1. Как плавают суда, какой груз они могут перевозить? Каковы их предназначения?

  2. Как взлетают воздушные аппараты и какова их подъемная сила?

VI.        Творческое название: « Мы   будущие капитаны водного и воздушного океанов».

VII.        Выдвижение гипотезы решения проблемы:

  1. Чтобы знать: « Как плавают суда и какой груз они могут перевозить?», нужно знать: «Что такое выталкивающая сила ( архимедова сила), осадок, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность? ».

  2. Чтобы знать: « Как взлетают аэростаты и стратостаты, и какова их подъемная сила?», нужно знать: « Каковы условия плавания тел, архимедову силу и от чего она зависит?».

VIII.        Отчет о проделанной работе.

Каждая группа делится на подгруппы : «историки», «теоретики», «экспериментаторы», которые рассказывают о своей работе, сопровождая его иллюстрациями

Каждая команда получает два экологических задания:

1.Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и
воздушных транспортных средств.

2. Предложить альтернативные транспортные средства.
V. Итог урока.


2. “Переменный электрический ток” I этап: Погружение в тему проекта

Учитель формулирует тему, цель, задачи.

Цель: Расширить знания обучающихся о производстве передаче и использовании переменного тока

Задачи:

- исследовать устройство и принцип действия трехфазного генератора, двигателя, трансформатора

- различных видов электростанций.

- выяснить как происходит производство, передача и распределение электроэнергии в нашем регионе, районе, селе

В проекте осветить вопросы: Как происходило развитие энергосистемы в нашем селе? Каковы перспективы развития электроэнергетики в нашем крае?

Провести практическое исследование распределения нагрузки по отдельным фазам при конструировании электролиний в нашем селе.

Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.

II этап: Организация деятельности

Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с учителем.

III этап: Осуществление деятельности

Ученики на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования проводят его, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

На проведение этого этапа отводится два урока, во внеурочное время ребята доделывают свою работу.

IV этап: Презентация результатов

Это обобщающий урок по теме: “Переменный ток”.

Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы. Идет живое обсуждение проблемы.

Учителю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу.


Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.

Так, результатом использования мной данного метода является то, что только в этом учебном году учащиеся активно принимали участие в различных конкурсах и достигли определенных успехов:

1. Цхай Анастасия, ученица 9 «Б» класса, заняла III место в Республиканском заочном конкурсе презентаций на астрокосмическую тему: «Человек-Земля-Вселенная»;

2. Ергалиева Аружан, ученица 9 «Б» класса участвовала в Республиканском заочном конкурсе презентаций на астрокосмическую тему: «Открытый космос»;

3.Чжен Марина, ученица 9 «Б» класса, заняла II место во II Республиканском конкурсе научных работ учащихся и студентов «Жас ғалым-2013»;

4. Карабузауова Улжан, ученица 10 «А» класса, заняла III место во II Республиканском конкурсе научных работ учащихся и студентов «Жас ғалым-2013».

Главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению физики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.










ЛИТЕРАТУРА:


1. .Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской

деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Москва, Сентябрь, 1998, с.83-128.

2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

3.«Государственный общеобразовательный стандарт образования РК», Астана-2006.

4. М.Р. Жунусова, Д.С. Ильясова «Активные методы обучения», Караганда, 2012.

5 В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – Москва.

Издательство «Гном и Д», 2001.

6. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. Информатика №20, май 2010.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

8..http://fiz.1september.ru/

9.http://school-collection.edu.ru/

10.http://class-fizika.narod.ru

11.http://college.ru/physics/

12.http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm






8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики"

Автор: Калымбетова Гульжан Абдикадыровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики "
    ["seo_title"] => string(71) "razvitiie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "105907"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402923210"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства