Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики"
Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики"
Описание о докладе "Применение проектного метода обучения на уроках физики"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в понятие «Современный человек” вводится новое звено – «свободно владеющий компьютером». Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. Возможности Интернет - ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников.
Физика, позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят, даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. И каждое занятие может вызывать у детей эмоциональный подъем, независимо от их успеваемости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по физике на тему "Применение проектного метода обучения на уроках физики" »
Применение проектного метода обучения
на уроках физики
Қалымбетова Гүлжан Әбдіқадырқызы
(пос. Шиели, ГУ «СШ № 252 имени Г.Н.Ковтунова»)
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне попробовать, и я научусь.
Древняя китайская мудрость
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в понятие «Современный человек” вводится новое звено – «свободно владеющий компьютером». Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. Возможности Интернет - ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников.
Физика, позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят, даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. И каждое занятие может вызывать у детей эмоциональный подъем, независимо от их успеваемости.
В целях раскрытия способностей учащихся, воспитания Личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире я в своей работе использую проектный метод обучения
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Преимущества: - происходит индивидуализация образования; - учащиеся в нем обсуждают решение проблем реальной жизни; - учащиеся вынуждены постоянно искать и анализировать информацию, четко излагать свои мысли; - интенсивное использование компьютеров как инструментов в работе; - сочетание индивидуальной и групповой деятельности в работе; - изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения /2, с.53/.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя.
Систему действий учителя и учеников можно выделить на всех стадиях. Эту систему можно представить в виде схемы, заимствованной у И.Д.Чечель /1, с.83/.
Система действий учителя и учеников
При этом действительно, изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача – научить детей учиться самостоятельно. Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны.
Идея проектирования очень эффективна: ученик работает над какой-то темой определенное время, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать. Работа над проектом предполагает следующие этапы:
Этапы работы над проектом
№
Этапы
I
выбор и осмысление темы проекта
II
поиск и подбор материала по выбранной теме
III
графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);
IV
текстовая часть (набор и форматирование текста);
V
компоновка страницы (оформление);
VI
защита проекта
Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать презентации по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в группе. Пока на уроках учащиеся осваивают ту или иную тему, выполняют практические упражнения, домашним заданием для них является поиск и подбор материала по теме проекта. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, а так же помогает более детально рассмотреть темы физики, на которые отведено малое количество часов. Для этого заранее предлагается учащимся перечень вопросов – тем для самостоятельного рассмотрения и разработки. Тематика проектов может быть самой разнообразной. Причём, в зависимости от количества вопросов и глубины разрабатываемой темы, ребята работают индивидуально или малыми группами. Перед ними ставится задача, состоящая из следующих элементов:
Самостоятельное изучение предложенного вопроса.
Выделение из всего своего материала самого главного.
Составление электронной презентации, в которой должны выполняться предъявляемые требования.
Публичное выступление с докладом своей темы на уроке с использованием презентации.
Ответы на вопросы учителя и учащихся класса по теме доклада.
Для того, чтобы представляемые учениками презентации на уроке были выполнены в единых требованиях, учитель обсуждает это заранее и совместно с учителем информационных технологий консультирует ребят и подсказывает пути решения трудных вопросов. Готовая презентация должна содержать:
Первый титульный слайд, на котором указана тема, исполнитель, учитель, год.
Следующие слайды посвящены новому материалу, приветствуются соответствующие иллюстрации.
В конце доклада должен быть слайд с выводом – заключением по теме.
Последний слайд посвящён используемой литературе.
В ходе такой работы, во время обсуждения доклада учащимися новой темы возникла необходимость и в пятом пункте при составлении презентации.
Между 3 и 4 пунктами необходимо вставить слайды с вопросами (не меньше 2 вопросов) по теме доклада и лучше, если ответы на предлагаемые вопросы находятся в тексте презентации. Поэтому при составлении слайда с вопросами – ответами используется функция – гиперссылка
Проект выполняется по определенному алгоритму /2, с.52/.
Алгоритм выполнения проекта
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Подготовка
а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения
б) Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.
Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой учеников
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации
б) Определение способов сбора и анализа информации
в) Определение способа представления результатов
(формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.
Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности
Предлагает идеи, высказывает предложения.Наблюдает за работой учащихся
3. Исследование
а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
в) Выбор оптимального варианта хода проекта
г) Поэтапное выполнение исследовательских задач
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы
а) Анализ информации
б) Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом,
анализируя информацию. Оформляют проект
5. Представление электронного (защита) проекта и оценка его результатов
а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют электронный проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке
Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов. Защита проектов происходит на научно-практической конференции в школе перед своими товарищами. При этом оценивается все: и содержание проекта, и его актуальность, и авторские выводы, и авторские находки, и техническое исполнение, и сама защита (умение представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою точку зрения, умение держаться на сцене и говорить). Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ребята для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети.
Достоинства метода проектов:
• Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
• Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Разработки уроков с применением проектного метода обучения:
Тема: « Архимедова сила»
I. Основополагающий вопрос: "Что такое архимедова сила и как она используется?»
II. Проблемные вопросы:
Почему кусок жести тонет в воде, а жестяная коробка плавает?
Почему детский шарик, наполненный водородом или гелием летает и поднимается вверх?
Дидактические цели проекта - формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение работать со справочным материалом, развитие навыков самостоятельной деятельности в команде.
Методические цели проекта.
Освоить происхождение силы, выталкивающей тело из жидкости или газа, от чего она зависит. Применять условия плавания тел. Познакомиться с видами судов и воздухоплавательных аппаратов и их применение.
V. Выбор темы индивидуальных исследований учащихся - формулировка проблемы.
( 2группы)
Как плавают суда, какой груз они могут перевозить? Каковы их предназначения?
Как взлетают воздушные аппараты и какова их подъемная сила?
VI. Творческое название: « Мы будущие капитаны водного и воздушного океанов».
VII. Выдвижение гипотезы решения проблемы:
Чтобы знать: « Как плавают суда и какой груз они могут перевозить?», нужно знать: «Что такое выталкивающая сила ( архимедова сила), осадок, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность? ».
Чтобы знать: « Как взлетают аэростаты и стратостаты, и какова их подъемная сила?», нужно знать: « Каковы условия плавания тел, архимедову силу и от чего она зависит?».
VIII. Отчет о проделанной работе.
Каждая группа делится на подгруппы : «историки», «теоретики», «экспериментаторы», которые рассказывают о своей работе, сопровождая его иллюстрациями
Каждая команда получает два экологических задания:
1.Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств.
2. Предложить альтернативные транспортные средства. V. Итог урока.
2. “Переменный электрический ток” I этап: Погружение в тему проекта
Учитель формулирует тему, цель, задачи.
Цель: Расширить знания обучающихся о производстве передаче и использовании переменного тока
Задачи:
- исследовать устройство и принцип действия трехфазного генератора, двигателя, трансформатора
- различных видов электростанций.
- выяснить как происходит производство, передача и распределение электроэнергии в нашем регионе, районе, селе
В проекте осветить вопросы: Как происходило развитие энергосистемы в нашем селе? Каковы перспективы развития электроэнергетики в нашем крае?
Провести практическое исследование распределения нагрузки по отдельным фазам при конструировании электролиний в нашем селе.
Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.
II этап: Организация деятельности
Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.
Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.
Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с учителем.
III этап: Осуществление деятельности
Ученики на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования проводят его, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.
На проведение этого этапа отводится два урока, во внеурочное время ребята доделывают свою работу.
IV этап: Презентация результатов
Это обобщающий урок по теме: “Переменный ток”.
Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы. Идет живое обсуждение проблемы.
Учителю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу.
Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
Так, результатом использования мной данного метода является то, что только в этом учебном году учащиеся активно принимали участие в различных конкурсах и достигли определенных успехов:
1. Цхай Анастасия, ученица 9 «Б» класса, заняла III место в Республиканском заочном конкурсе презентаций на астрокосмическую тему: «Человек-Земля-Вселенная»;
2. Ергалиева Аружан, ученица 9 «Б» класса участвовала в Республиканском заочном конкурсе презентаций на астрокосмическую тему: «Открытый космос»;
3.Чжен Марина, ученица 9 «Б» класса, заняла II место во II Республиканском конкурсе научных работ учащихся и студентов «Жас ғалым-2013»;
4. Карабузауова Улжан, ученица 10 «А» класса, заняла III место во II Республиканском конкурсе научных работ учащихся и студентов «Жас ғалым-2013».
Главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению физики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. .Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской
деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Москва, Сентябрь, 1998, с.83-128.
2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
3.«Государственный общеобразовательный стандарт образования РК», Астана-2006.
4. М.Р. Жунусова, Д.С. Ильясова «Активные методы обучения», Караганда, 2012.
5 В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – Москва.
Издательство «Гном и Д», 2001.
6. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. Информатика №20, май 2010.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011.