Описание приемов деятельностного подхода на уроках физики. При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, разрабатывает его сам в соответствии с поставленными целями как совокупность приемов работы.
Учитель не только дает прочные знания – он еще и обозначает их границы. На уроках должно найтись время открытым проблемам: вот это дети мы изучили, а вот это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сама, а вот этого пока не знает никто. Природная любознательность «выживает» только на открытом пространстве. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (Как найти себе работу или спутника жизни? Как увеличить прибыль предприятия?), разные пути решения, набор вероятных
ответов.
1. Привлекательная цель. Ставлю перед учеником простую, понятную и привлекательную цель, при достижении которой он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же я ставлю иную цель – научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
2. Отсроченная отгадка. В начале урока задаю классу загадку (излагаю удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке по теме «Загадки парообразования» на доске иллюстрации игрушки «Пьющий утенок» и «Хождение по горячим углям». Вопрос – «Какое физическое явление связывает эти два рисунка?» Можно в начале урока рассказать сказку: ?Добрый молодец сватает у купца одну из трех его дочерей. Хобби младшей дочери – изучение физики. Жениху приглянулась младшая дочь, и он устраивает потенциальным невестам проверку.
Девушки смачивают руки в воде. Та, у которой быстрее высохнут руки, та и суженая. Младшая махала руками и кричала: «Не хочу замуж!» Вопрос – «Кто стал невестой того молодца?» (Ответ дети получат после рассмотрения условий испарения жидкости.)